Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список литературы


  1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 2013.- № 3.- С. 15.

  2. Ахмедова М., Живая отметка, Сборник «Оценка без отметки», составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2011, С. 30.

  3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 229 с.

  4. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления через обучение чтению на уроках литературы// Литература.- 2011.- № 3.- С. 27.

  5. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, 2011. 13-76 с.

  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 2011.

  7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования 5-е изд., стереотип. - М.: КомКнига, 2013. - 144 с.

  8. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2012.

  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Наука, 2013.

  10. Еримбетова С., Маджуга А. Использование интерактивных технологий обучения в процессе критического саморазвития личности учащихся // Alma mater. - 2013. - № 11. - С. 48-50.

  11. Зиверт Х. Тестирование личности. - М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 2013. - 200 с.

  12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: педагогика, 2012. - 165 с.

  13. Кадырова С. А. Развитие критического мышления на уроке иностранного языка/ С. А. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 777-780.

  14. Кауфман К. И., М. Ю. Кауфман. Книга для учителя к учебнику «Happy English» для 7 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2005. – 14-80 с.

  15. Кауфман К. И., М. Ю. Кауфман. Учебник англ.яз. «Happy English» для 7 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2005. – 256 с.

  16. Кларин М.В. Технологии обучения. - Рига: Эксперимент, 2013. - 235 с.

  17. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках.- М.: Просвещение, 2011.

  18. Кларин М. В. Развитие критического и критического мышления// Школьные технологии.- 2011.- №2.- С. 7.

  19. Ковалевский М.Т. Некоторые пути повышения эффективности обучения // ИЯШ. - 2011. - № 1. - С. 21-24.

  20. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2012.- № 5.- С. 55.

  21. Краиг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012. - 992 с.

  22. Купер К. Индивидуальные различия. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 526 с.

  23. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. - 2011. - № 4. - С. 102-109.

  24. Левитес Д.Г. Современная технология обучения педагогов: Уч.пособие. - Мурманск: МОИПК, 2013. - 87 с.

  25. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособ.для студ. - М.: «Академия», 2013. - 336 с.

  26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2013. - 214 с.

  27. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления через обучение чтению на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2013.- 144 с.

  28. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления через обучение чтению: научно-методическое осмысление // Методист. - 2012. - № 2. - С. 31.

  29. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 6-е издание, стереотип. - МН.: Высшая школа, 2013. - 522 с.

  30. Нелунова Е. Д. Информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2011.

  31. Нефёдова М.А. Приём коллажирования на уроках английского языка в VIII классе // ИЯШ. - 2013. - № 3. - С. 47-50.

  32. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. - 2013. - № 3. - С. 7-13.

  33. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления через обучение чтению учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2013.- № 8.- С. 11.

  34. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2013.- № 5.- С. 38.

  35. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2013.

  36. Психология детства.- СПб.: «Прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2011.

  37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2012 - 712 с.

  38. Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 41-45.

  39. Рыжов В.В., Сорокоумова Г.В. Психология критической личности: Критическая личность и сферы ее актуализации: Монография. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2013. -183 с.

  40. Салихова Л.Ф. Некоторые приёмы активизации учащихся на уроках английского языка // ИЯШ. - 2013. - № 1. - С. 62-65.

  41. Сергеева Р.В. Викторины по английскому языку // ИЯШ. - 2011. - № 3. - С. 120-122.

  42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 2013.

  43. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через обучение чтению// Русский язык. Газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2011.- №3.- С. 27.

  44. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2013.- № 1.- С. 32.

  45. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Знание, 2011. - 98 с.

  46. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение//Педагогика.- 2011.- № 5.- С. 12.

  47. Шияков Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 430 с.

  48. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. -Princeton Junction, 2011, с. 56.

  49. MezirovJ. et al. Fostering critical reflections in adulthood.- San-Francisco - Oxford, 2012, с. 5.

  50. Paul R.W. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale (N.Y), 2013, с.12.


Приложение 1



Анкета

«Отношение учащихся к учебной деятельности»
Цель: определить уровень учебно-познавательной мотивации школьников младшего подросткового возраста.

Оборудование: учащимся раздаются анкеты с вопросами.

Уважаемый семиклассник!

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты, которая состоит из 20 вопросов, с возможными вариантами ответов «да» или «нет». Выберите один из возможных вариантов ответов на предложенные вопросы.

Вы учитесь, потому что Вам интересно?

Вы стремитесь применить полученную информацию в жизни? Когда на уроке что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?

Вы считаете, что на данном этапе для Вас самое главное - хорошо учиться?

Вы расширяете свои знания чтением дополнительной литературы?

Вы любите вопросы, над которыми можно поломать голову? Вы любите читать статьи в научно-популярных журналах? Когда встречаете затруднения в учебе, Вы стремитесь делать все возможное в целях их преодоления?

Вам нравится самим находить ответы на разные вопросы? Когда Вы отвечаете на уроках, Вы стремитесь использовать знания из разных предметов?

Вы в состоянии бросить все остальное, когда ищете ответ на какой-либо вопрос?

Когда задание затрудняет Вас, Вы пробуете разные способы, чтобы добиться успеха?

При ответе на уроке Вы не ограничиваетесь написанным в учебнике, но высказываете свое мнение?

Вы любите обсуждать научные вопросы?

При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигните конечного результата?

Вы любите заниматься самообразованием? о Вы находите в учебном материале много любопытного, над чем можно задуматься?

Вы считаете, что хорошие знания обеспечат Вам успехи в будущей профессии?

Вы готовитесь к занятиям не потому, что боитесь проверки со стороны учителей?

Узнавание нового в процессе обучения приносит Вам удовлетворение?

Обработка результатов: в ходе проведенного анкетирования, мы выделили три уровня учебной мотивации: высокий, средний, низкий. При выделение данных уровней мы оперировали количеством ответов «да».

высокий

средний

низкий

15-20

10-14

9-0



Приложение 2

Описание формирующего этапа
1.Организационный момент:

Teacher: Good morning, dear children!

I think you are ready for our lesson and have a good mood. Our today`s lesson is dedicated to music. It`s impossible to live without it, it follows us everywhere, it is in our hearts, feelings and souls. And as H. Longfellow said – «Music is the universal language of the world».

2. Сообщение целей и задач урока:

Today we`ll speak about your favourite music,

-have Brain-storm Activity,

-sing songs,

-discuss the text with the INSERT Method,

-work with presentations,

-make cinquains about music.

So, let the music begin! I invite you to start with your favourite song «Imagine» (John Lenon) for everybody to have a good mood.

3. Мозговой Штурм, кластеры.

Teacher: Now, let`s have brainstorm activity.

I ask you to divide in two groups. The first will brainstorm all the adjectives that come to your mind when you listen to different kinds of music. The second will speak about the influence of music on people. Work in groups, please. (групповая работа – 2 группы учащихся заполняют следующие кластеры):

Are you ready? Now I ask _ to speak for your group.

Student 1: In our opinion music can be (читает слова, написанные его группой): romantic, boring, appealing, eloquent, fascinating, catchy, touchy, sweet, complicated, relaxing, unforgettable, breathtaking, overwhelming…

Student 2: We have discussed how music can influence people. So, our decision is (читает выводы, написанные его группой): - Music is a part of our life; It can provoke wonderful and complex feelings; It makes people happier, can support them; Music can give us positive emotions, cheerfulness, pleasure; Music promotes loving feelings; It can`t leave us indifferent; Music relates to our hopes, dreams, joys and disappointments…

Teacher: Thank you for your expressions. At the end of the lesson you will use them to make cinquains.

4. «Интервью».

Teacher: You have spoken about modern and classical music. Now you are going to express your feelings in English. Let’s work in pairs and make up the dialogues. Imagine one of you likes modern music, the other prefers the classical music. (Учащиеся разыгрывают диалоги).

P1:What do you usually do when you are free?

P2: I listen to music. I like rap and pop music very much.

P1: Yes, there are a lot of fashion groups and singers. They are popular but I think their songs are not worth listening.

P2: I don’t agree with you. This music helps me to forget my problems; it gives me strength and confidence.

P1: But it doesn’t mean that their songs are really good. I’m fond classical music. It is wonderful, it reflects my emotions.

P2: In my opinion this kind of music is serious and boring.

P1: So I see our tastes are very different.

P2: Yes, you are right.

*I’ll give you a sheet of paper. Here are different words about music. Put the words in the correct order and make up the sentences. Translate them.

1 music, emotions, and, ideas, people’s reflects – Music reflects people’s ideas and emotions.

2 moment, our, of, music, us, life, helps, every – Music helps us every moment in our life.

3 us, with, cope, helps, music, troubles, our – Music helps us cope with our troubles.

4 world, helps, the complex, music, us, of, modern, to, understand, music, classical – Classical music helps us to understand the complex world of modern music.

5 live, people, without, music, cannot – People cannot live without music.

(Группа учащихся выполняет индивидуальное задание).

Рефлексия. Teacher: It`s the end of the lesson and the time for reflection, students. We have discussed much today. Did you like our lesson? I wonder what feelings and thoughts you`ve got now. Please, express your opinion in your cinquain poetry. You know its structure.

Cinquain poetry:


1 word (a subject or a noun)

2 words (adjectives) that describe word 1

3 words (action verbs) that relate to word 1

4 words (feelings or a complete sentence) that relates to word 1

1 word (a synonym of line 1 or a word that sums it up)

Here is the example:

Music

-fantastic, romantic,

-inspires, enriches, conquers

It wakes up in the morning

Melody

Work in pairs and then present them, please.

Итоги урока.

Teacher: What have you got acquainted with during today’s lesson ?

Students:

During today’s lesson

I have:

-got acquainted with…

-found out that…

-learnt…

-remembered…

Teacher: Dear students! I`m very grateful to you for the lesson. You`ve worked hard and I will give only good and excellent marks to all of you! Good – buy!

Приложение 3

Таблица 4

Результаты диагностики уровня развития критического мышления через обучение чтению в экспериментальной группе



Критерии

Ф.И.О.

Логичность

Беглость

Смысловая связность

Развитие темы

Грамматическая правильность

Правильное произношение

Полунина Мария

5

5

5

5

4

5

Алексеева Виктория

5

5

4

4

5

5

Романова Елена

5

5

5

5

5

5

Медведева Ангелина

4

4

5

3

4

5

Минязов Николай

4

4

4

5

4

4

Кузьмина Марина

5

4

5

4

4

4

Почекутов Андрей

5

4

5

5

5

5

Иванин Александр

5

5

5

5

4

3

Хабибуллин Влад

4

3

4

4

4

5

Тайлашева Ксения

5

4

4

5

4

4

Тихонов Алексей

4

4

4

5

4

5

Черникова Диана

4

5

5

5

4

5

Соколовский Иван

4

4

4

3

3

4

Яковлев Михаил

4

4

4

4

4

4

Средний балл:

4,5

4,2

4,2

4,4

4,1

4,5

Общий балл: 4,3