Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
В ходе экспериментального исследования по использованию музыкальных композиций на английском языке, мы пришли к выводу, что на таких уроках дети с удовольствием вовлекаются в процесс изучения иностранных языков. По окончании эксперимента в обеих группах наблюдалась положительная динамика. В предэкспериментальном исследовании видно, что результаты контрольной группы немного выше, чем результаты экспериментальной группы. Группа с наименьшими результатами и была выбрана для эксперимента с целью повышения уровня критического мышления при использовании музыкальных композиций на английском языке в процессе обучения (рис. 1, рис. 2 в Приложении 4).
По результатам исследования из диаграмм (рис. 1 и рис. 2 в Приложении 4) видна динамика повышения уровня знаний учащихся 7 «А» класса.
Можно сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений способствовал повышению уровню развития критического мышления через обучение чтению при использовании музыкальных композиций на английском языке. При помощи музыки учебный материал усваивается намного лучше. Кроме этого такая форма проведения уроков более интересна ученикам, они с большим удовольствием работают на уроках.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
Программу по использованию элементов технологии развития критического мышления через обучение чтению можно реализовать через [15; 144]:
1. Обучение в сотрудничестве (сообща).
Рассмотрим некоторые варианты организации данной модели обучения в сотрудничестве (сообща).
-
Обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. -
Обучение в группах. Учащиеся организуются в группы по 2-3 человека для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждая группа разрабатывает свою подтему. Затем ученики из разных групп обмениваются информацией. Общение ведется на ИЯ.
2. Модульные формы обучения отдельным аспектам языка. Модульное обучение – это комбинированная система, обязательно включающая в себя подсистему адаптивного программированного обучения, соединенная с программой самоуправления. В основе модульного обучения лежит модуль. Модуль как законченный блок информации содержит в себе целевую программу действий и методическое руководство.
3. Метод проектов. Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера данной модели обучения.
Основные требования к использованию метода проектов в технологии развития критического мышления:
-
наличие значимой или же противоречивой в исследовательском плане проблемы; -
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; -
самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время; -
структуризация содержательной части проекта; -
использование исследовательских методов.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.
Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление) [21; 74].
Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь приобретенной информации.
Стратегия «Кластер» («Ассоциация») используется на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний. На доске или на листах бумаги записываем тему урока, затем учащиеся в течение 3-5 минут пишут вокруг слова и фразы, которые ассоциируются для них с темой. Когда установленное время закончится, ученики объясняют возникшие у них идеи. В ходе обсуждения они могут сформировать из записанных слов ассоциативные ряды, отразить в кластере связи элементов. Выстраивание кластера создает базу для целеполагания как на отдельном уроке, так и для цикла уроков по теме.
Эти ситуации стали содержанием их деятельности на последующих уроках. Составление кластера на стадии рефлексии позволяет структурировать информацию, переосмыслить связи элементов, создает основу для прочного запоминания. Насколько эффективной была работа ученика, можно определить при сравнении кластеров, составленных им в начале и в конце работы над темой.
Необходимым условием эффективности работы с кластером является обсуждение ассоциаций, помогающее совместно выявить неверные представления об объектах и явлениях, найти объяснение различных понятий, установить причинно-следственные связи. Приемы стратегии позволяют обобщить изученный материал, помогают учащимся расширить лексический запас по теме, развивают коммуникативные умения.
Перед чтением или прослушиванием художественного текста можно предложить учащимся догадаться о его содержании по названию, иногда по иллюстрации. Знакомство с текстом мы начали с попытки догадаться о том, что символизирует картинка и предсказать сюжет. Не только заголовок, но и иллюстрация, изображающая детей в одежде, повторяющей цвета национальных флагов европейских стран, помогли определить, что речь пойдет о дружбе.
Использование стратегии «Прогноз» не только формирует информационно-коммуникативные умения, но и способствует развитию творческих способностей детей.
Прием Д. Огле «Знаю» - «Хочу узнать» является сквозной стратегией. Перед началом работы с текстом/ перед прослушиванием сообщения по теме/ учащиеся определяют границы имеющегося знания и вопросы, которые им хотелось бы выяснить, и заполняют первые два столбика таблицы. Ответы на вопросы последнего столбика становятся содержанием домашнего задания. Информация присваивается учеником как личное знание, когда каждый ученик заполняет таблицу самостоятельно (обычно на каждый столбик выделяется 5-7 минут), а затем в результате коллективного обсуждения заполняется таблица на доске.
Стратегия «Конспектирование» способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста без потери существенной информации необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль, установить причинно-следственные связи. Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации) – на уроке иностранного языка приемлем в виде текста компьютерной презентации. Более хорошо подготовленные в языковом плане ученики составляют конспект в виде личного списка слов или на основе опорных сигналов: символов, схем, рисунков. Очень эффективным приемом является составление конспекта – таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах [19; 34].
Стратегия «Разметка текста» («INSERT») позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s new and interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.
Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don’t know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. КИМы по иностранному языку содержат задания такого типа.
Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.
Стратегия «Двойной дневник» - простой и эффективный прием, который дает возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить свое отношение к прочитанному. Ученик записывает в левой части листа цитаты или идеи, которые произвели впечатление, понравились или озадачили, вызвали некоторые ассоциации, а справа - собственные комментарии к ним. Затем учащиеся в парах или в малых группах обсуждают идеи и отмечают то, что им понравилось в работе товарищей. В условиях ограниченного времени можно провести блиц-опрос: попросить ряд учеников зачитать только одну цитату и только один комментарий и попросить детей выявить самый интересный ответ. При обсуждении прочитанного особое внимание обращается на формирование способности интерпретировать содержание текста и его достоинства или недостатки в отношении высказываемых идей, отделять факты от частных мнений и субъективных суждений.
Данные учеником комментарии вызвали горячую дискуссию o взаимоотношениях в семье.
Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы (в частности /why-questions/), которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.
У учащихся, проявляющих интерес к иностранному языку, особую популярность имеют задания, способствующие развитию критического мышления: напишите письмо автору книги или статьи, придумайте другое окончание рассказа, опишите то, что предшествовало событиям рассказа.
Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры: конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспут и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение [27; 51].