Файл: Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление материальными запасами.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления запасами
1.2 Управление запасами в торговой организации
2 Анализ управления запасами в ООО «Торговый ряд Радов»
2.1 Организационно – экономическая характеристика организации
2.2 Анализ эффективности использования запасов
2.3 Анализ системы управления запасами в организации
3 Совершенствование системы управления запасами в ООО «Торговый ряд Радов»
3.1 Разработка мероприятия по совершенствованию системы управления запасами в компании
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
3 Совершенствование системы управления запасами в ООО «Торговый ряд Радов»
3.1 Разработка мероприятия по совершенствованию системы управления запасами в компании
Итак, во второй главе определили основные проблемы управления запасами компании ООО «Торговый ряд Радов»:
- увеличение количества запасов на складах и, как следствие, замораживание средств в товаре, снижение финансовой независимости предприятия, снижение платежеспособности и ухудшение финансового состояния;
- снижение оборачиваемости значимых товаров в ассортименте компании и, как следствие, снижение эффективности использования запасов;
- выявление товаров, которые негативно влиют на оборачиваемость товаров компании и которые следует пересмотреть в ассортименте компании.
В соответствии с представленными проблемами, можно предложить следующие направления повышения эффективности управления системой запасов предприятия:
- для повышения эффективности анализа и учета запасов на складах рекомендуется взять в штат специалиста – товароведа;
- для повышения оборачиваемости запасов на складах рекомендуется отказаться от товаров, которые негативно влияют на товарооборачиваемость запасов;
- для повышения оборачиваемости запасов рекомендуется снизить количество товаров на складе за счет распродажи залежавшегося товара, используя акционные компании.
Рассмотрим каждое мероприятие более детально.
-
Прием в штат предприятия специалиста-товароведа.
В данный момент приемкой, выкладкой и отгрузкой товаров занимаются продавцы компании – люди, которые не имеют специального образования и опыта, а также совмещают работу с покупателями и работу с товарами, что негативно отражается на качестве товаров и их движении.
В частности, продавцы могут принять товар с браком или битый товар, который далее не будет реализован, а останется на складе. Также проблемой является отсутствие системы анализа и учета товаров для наиболее оптимального ассортимента продукции.
Для решения данной проблемы наиболее эффективным будет прием в штат компании – специалиста-товароведа.
Организация торговых процессов включает в себя знания по товародвижению и логистике, основам рекламы и правилам торговли. Товаровед должен знать основы бухгалтерского учета, обладать умением экономически анализировать спрос и рынок, уметь работать с производителями, организовывать работу торговых предприятий, знать основы психологии покупателя. Такой специалист должен быть знаком с базовыми основами многих наук и специальностей.
Товароведение – сфера деятельности, сочетающая разноплановые задачи, требующие непосредственного контроля и участия ответственного за них работника. В список ежедневных обязанностей товароведа входит:
-
проверка товара на торговой точке, переучет; -
дозаказ товара по мере необходимости; -
проверка соответствия новых позиций стандартам качества; -
контроль срока годности; -
прием поставки, сверка по накладной; -
пересчет цены с учетом наценки; -
размещение товарных блоков в торговом зале; -
проверка целостности упаковок; -
контроль за соблюдением правил хранения; -
составление отчетной документации, создание заявок и претензионных документов.
В большинстве компаний у товароведа есть дополнительные обязанности, связанные со спецификой вида деятельности.
От товароведа зависит работа всего магазина или склада. Он руководит каждым этапом деятельности торговой точки: от заказа товара до списания просроченной продукции. Профессиональный товаровед должен обладать навыками менеджера и маркетолога. Формируя список продукции для заявки, он ориентируется на потребности покупателей.
Спектр обязанностей товароведа широк, их условно разделяют на 4 основных группы:
-
Закупки. Задача работника по закупкам – проанализировать уровень продаж, зависимость спроса от внешних факторов (сезон, праздники). На основе анализа он создает лист закупок – список товаров, которые нужно заказать у поставщика. -
Брак. Специалист по качеству продукции должен ежедневно отслеживать соответствие товара стандартам. Также он отбраковывать (списывать) продукцию, у которой вышел срок годности. -
Работа на складе. Кладовщик руководит процессом приемки и погрузки товара. Он сверяет соответствие количества заказа, целостность упаковки. -
Претензионная деятельность. Этот работник принимает претензии от покупателей и перенаправляет их производителям. Также в его компетенции проблемы задержки доставки.
На небольших предприятиях один работник совмещает все виды работ.
Таким образом, присутствие товароведа в компании ООО «Торговый ряд Радов» позволит повысить качество анализа и учета запасов на складе, что будет способствовать совершенствованию системы управления запасами.
2) Отказ от товаров, которые негативно влияют на товарооборачиваемость запасов.
В предыдущей главе с помощью АВС-анализа определили, что есть товары, которые негативно влияют на товарооборачиваемость запасов. Это такие товары как эмалированная посуда «Metrot»и Лысьва и Чмелов (польский фарфор).
Эти товары составляют 15% от суммы всех запасов. В связи с тем, что компания откажется от этих товаров, определим как изменится товарооборачиваемость компании (табл.11)
Таблица 11
Анализ товарооборачиваемости товарной продукции в ООО «Торговый ряд Радов»
Показатель | Исходный ассортимент продукции | Откорректированный ассортимент продукции | Изменение | ||||||||
Товарооборот | За один день | Запас | Товаро-оборачиваемость | Товарооборот | За один день | Запас | Товаро-оборачиваемость | | |||
Эмалированная посуда | 20670,8 | 56,6 | 6639,6 | 117,2 | - | - | - | - | - | ||
Чмелов (польский фарфор) | 8676,1 | 23,8 | 2644,4 | 111,2 | - | - | - | - | - | ||
Остальной товар | 176546,8 | 483,7 | 48202 | 99,65 | 176546,8 | 483,7 | 48202 | 99,65 | | ||
Итого | 188541,5 | 516,6 | 57486 | 111,3 | 176546,8 | 483,7 | 48202 | 99,65 | -11,65 |
Таким образом, по табл.11 видно, что данное мероприятие повысит оборачиваемость запасов компании на 11,65 дня, что составляет 10% от оборачиваемости всех запасов.
3) Снижение количества залежавшегося товаров на складе, используя акционные компании.
Для решения выявленной проблемы с запасами можно предложить проведение маркетинговых мероприятий по распродаже залежавшихся материалов.
Для этого проведем анализ запасов на складе по сроку их хранения (рис.11).
Р ис. 11 - Структура запасов по сроку хранения
По рис.11 видно, что наибольшую часть запасов занимают товары со сроком хранения до 1 месяца – 28,06%, это «ходовые» товары, которые пользуются высоким спросом у населения.
Следующими в структуре являются запасы со сроком хранения 2-3 месяца – 25,3%, это товары со средним спросом.
Затем по убывающей в структуре находятся запасы со сроком хранения 6 месяцев, до года и больше года.
В качестве «залежавшихся товаров» определили товары, которые не реализованы в срок более года – 11% от суммы всех запасов.
Таким образом, сумма товаров, которые необходимо распродать составляет: 188541 тыс.руб х 11% = 20740 тыс.руб.
Итак, в качестве мероприятий по повышению эффективности системы управления запасами были предложены:
- прием в штат предприятия специалиста-товароведа;
- отказ от товаров, которые негативно влияют на товарооборачиваемость запасов;
- снижение количества залежавшегося товаров на складе, используя акционные компании.
Для определения целесообразности внедрения данных мероприятий в работу компании ООО «Торговый ряд Радов» оценим их экономическую эффективность.
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
1.Прием в штат предприятия специалиста-товароведа.
Для оценки эффективности данного мероприятия будем учитывать затраты на нового сотрудника компании и экономию на браке и бое товара (табл.12)
Таблица 12
Оценка эффективности от приема нового сотрудника-товароведа
Наименование | Сумма затрат, тыс.руб | Сумма экономии, тыс.руб. |
Оборудование рабочего места | 47 | |
Заработная плата 25 тыс.руб х 12 мес. | 300 | |
Экономия на браке и бое (0,1% от товарооборота – статистика за последние три года) | | 188 |
Экономия на повышении эффективности использования запасов и денежных средств (0,2% от товарооборота) | | 376 |
Итого | 347 | 564 |
Экономическая эффективность от приема товароведа в штат компании составила: Э1 = 564 – 347 = 217 тыс.руб.
2. Отказ от товаров, которые негативно влияют на товарооборачиваемость запасов
В качестве показателя эффективности данного мероприятия можно использовать показатель увеличения товарооборота за счет увеличения запасов на сумму исключенных товаров товара с высокой товарооборачиваемостью (согласно анализа это повышения оборачиваемости товаров после пересмотра ассортимента:
Э2 = Тоднодн * Тоб = 48,3 тыс.руб/день х 11,65 дней = 563 тыс.руб.
3. Снижение количества залежавшегося товаров на складе, используя акционные компании.
Согласно выполненным ранее расчетам рентабельность продукции компании составляет 9,87%, что означает возможно распродажи со скидкой 5%.
Рассчитаем дополнительный доход, который получит предприятие при распродаже товаров со скидкой.
Себестоимость товаров, которые необходимо распродать составляет – 20740 тыс.руб.
Рентабельность этих товаров при условии продажи без скидки составила бы 9,87.
После распродажи этих товаров со скидкой 5%, предприятие получит дополнительную чистую прибыль, формула (10):