Файл: И криминалистики магистерская диссертация расследование мошенничества работу.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Недооценка вопросов планирования и организации расследования на практике приводит к целому ряду негативных обстоятельств:
-
необоснованная продолжительность сроков расследования; -
хаотичность и непоследовательность проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; -
неэффективное использование человеческих и материальных ресурсов; -
отсутствие взаимодействия между органами и службами, что принимают участие в расследовании; -
отсутствие научной организации работы и руководства; -
нарушение процессуальных норм; -
низкое качество досудебного следствия.
Процесс планирования расследования имеет определенную структуру, он состоит из ряда взаимоувязанных элементов, которые одновременно служат этапами этого процесса. Такими элементами является:
1) изучение начальной информации;
2) выдвижение версий;
3) определение обстоятельств которые необходимо довести, и решение других заданий расследования;
4) определения путей, средств и методов расследования;
5) определение последовательности и сроков решения отдельных заданий и выполнения отдельных действий;
6) определение исполнителей;
7) определение организационных мероприятий по привлечению исполнителей, обеспечению использования отдельных средств и проведению тех или других действий;
8) составление письменного плана;
9) коррекция и развитие плана.
Под начальной информацией понимается весь объем фактических данных, которыми владеет следователь на каждый момент планирования расследования. Во время изучения и оценки информации обращаются к сопоставлению фактических данных, полученных из разных источников, что позволяет выявить противоречия, неточности или неполноту данных. На данном этапе следователь решает, какие данные не вызывают сомнения и могут быть оценены как достоверные, а какие, напротив, сомнительные и требуют проверки; на какие вопросы можно ответить утвердительно, а на какие невозможно; какие данные относятся к делу, а какие - нет. Кроме материалов, полученных процессуальным путем, при планировании расследования, изучается также информация, собранная посредством оперативно-розыскных мероприятий. В процессе изучения содержания полученной информации следователь решает: есть признаки совершения преступления, какие обстоятельства преступления есть, имеются ли сведения о лице, которое совершило общественно опасное деяние, его причастность, возможные соучастники, способы совершения преступления. В процессе указанной деятельности определяются конкретные обстоятельства, которые подлежат доказыванию по делу. Главными началами в этом плане служат общие положения закона о предмете доказывания и уголовно-правовые признаки соответствующего состава преступления.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, определяют содержание плана расследования по уголовному делу. Так, в ходе расследования мошенничеств планирование должно обеспечивать выполнение задач по установлению следующих обстоятельств:
1) события преступления;
2) лиц, совершивших преступление, и степени участия каждого из них в преступлении (выполняемой роли);
4) способов совершения и сокрытия следов преступления;
5) размера похищенного имущества (причиненного ущерба);
6) причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Преступления, совершаемые путем мошенничества с финансовыми ресурсами, относятся к той группе преступлений, которые в большинстве случаев раскрываются оперативным путем. Планирование расследования дел, возбужденным на основе оперативно-розыскных материалов, является специфическим. Одна из особенностей планирования расследования дел этой категории - обеспечение путей получения данных о лицах, которые совершили преступление, необходимость сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями в процессе всего следствия, а также обеспечение возможности легализации информации, полученной оперативным путем.
План расследования по уголовному делу складывается в зависимости от объема информации, которую имеет в распоряжении следователь. Одним из самых важных требований к плану расследования уголовного дела и выполнения отдельного следственного действия является их максимальная обоснованность информацией, которую имеет в распоряжении следователь, и, в первую очередь, той, которая содержится в материалах уголовного дела. Одной из причин низкого качества расследования является плохое знание следователем материалов дела, не использование им тех данных, которые содержатся в материалах следствия. Это характерно, в известной мере, для расследования преступлений, совершаемых путем мошенничества с финансовыми ресурсами, (ложного банкротства, преднамеренного банкротства и др.) в том случае, когда уголовное дело передается от одного следователя к другому по нескольку раз. Вследствие этого теряется доказательственная информация, тратится попусту время, новому следователю тяжело вникнуть во все обстоятельства переданных ему материалов уголовного дела в кратчайшие сроки, что сказывается на качестве расследования. В тех случаях, когда расследование с самого начала ведется одним следователем, который выполняет всю работу по делу, запоминание и усвоение необходимых обстоятельств не бывает особенно сложным.
План расследования - программа деятельности следователя. Наиболее распространенной формой плана расследования является план, состоящий из следующих элементов:
1) следственные версии;
2) обстоятельства, подлежащие выяснению;
3) действия, которые необходимо выполнить для проверки версии;
4) исполнители;
5) сроки.
Процесс расследования разделяется обычно на три этапа: первоначальный, последующий, завершающий. Следовательно, уместно и в планировании различать те же этапы, что и в самом расследовании.
Для планирования на начальном этапе расследования преступлений, совершаемых путем мошенничества с финансовыми ресурсами, характерна информационная неопределенность. Фрагментарный и проблематичный характер первоначальной информации о преступном событии, личности преступника, формы вины и другие существенные обстоятельства мешают разработке плана по делу. Дефицит информации в первоначальных данных часто вынуждает следователя удовлетворяться в начале этого этапа лишь типичными версиями. На этом этапе важно определить круг таких следственных действий, которые способны устранить информационную неопределенность, расширить доказательную базу. План расследования на начальном этапе должен быть ориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, которые послужили основой для возбуждения уголовного дела, сбора новых фактических данных и предупреждения возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления.
Планируя следственные действия на первоначальном этапе расследования, стоит учитывать их взаимодействие с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся одновременно. Действия следователя и оперативных подразделов Департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями должны быть согласованы по времени и цели. При планировании на последующем этапе планируются не только действия, что помогают собрать доказательства, но и те, посредством которых осуществляется проверка имеющейся доказательной информации, систематизация собранного материала, устраняются возможные противоречия. С учетом собранной информации на данном этапе корректируются версии и выдвигаются новые. На этом этапе планируется назначение и проведение необходимых экспертиз (судебно-экономических, почерковедческих, технико-криминалистических экспертиз документов и тому подобное), проведение обысков, выемок, очных ставок, дополнительных и повторных допросов. На завершающем этапе расследования планируются предусмотренные уголовно-процессуальным законом: процессуальные действия по ознакомлению участников с материалами уголовного дела; процессуальные и иные действия, связанные с удовлетворением заявленных ходатайств; дополнительные следственные действия, на которые указывает прокурор или начальник следственного отдела; дополнительные действия, проведенные по инициативе самого следователя в результате оценки собранных доказательств перед составлением обвинительного заключения.
Расследование преступлений, совершаемых путем мошенничества с кредитными и другими финансовыми ресурсами, представляет сложность в силу того, что большинство уголовных дел являются многоэпизодными. Для расследования такой категории преступлений целесообразно создавать следственную группу. Так, согласно ст. 162 УПК РФ, производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В процессе расследования преступлений, совершаемых путем мошенничества с кредитными и другими финансовыми ресурсами, обычно приходится работать с большим количеством финансово-бухгалтерской документации, на основании которых назначать различные судебные экспертизы. Поэтому желательно включать в группу следователей, обладающих опытом расследования уголовных дел данной категории. Кроме того, необходимым условием успешной работы группы является психологическая совместимость всех ее членов, и поэтому при ее формировании необходимо учитывать личные качества каждого сотрудника: организаторские способности, умение налаживать контакты, склонность к кропотливому труду, к анализу и обобщению. Планирование расследования, которое проводится следственной группой отличается от планирования работы одного следователя и осуществляется в несколько этапов. На первом этапе руководитель группы изучает дело и составляет общий план расследования. Особенное внимание уделяется основным направлениям будущего расследования. В общем плане находит отображение распределение обязанностей. Распределение обязанностей возможно по нескольким направлениям:
1) по эпизодам, когда следователю или нескольким следователям поручается ведение расследования по отдельным эпизодам;
2) по обвиняемым (подозреваемым), когда следователю или следователям поручается ведение расследования всего того, что относится к определенному лицу;
3) по организациям, предприятиям, учреждениям, когда следователь отрабатывает все то, что имеет отношение к указанному объекту;
4) по территориальному признаку, когда событие преступления или его существенные обстоятельства происходили в разных местах. В таких случаях следователь закрепляется за определенным местом, где и осуществляется вся работа по делу.
На втором этапе планирования следователи составляют план расследования по порученным им направлениям. Такие планы незначительно отличаются от обычных планов расследования. Важным требованием планирования выступает координация действий следователей относительно выполнения индивидуальных планов, которая способствует выявлению «узких мест» первоначального этапа расследования, конкретизация заданий каждому члену группы. Обеспечивая контроль за выполнением индивидуальных планов, руководитель следственной группы одновременно концентрирует собранные данные в виде детальных схем преступных связей лиц, проходящих по делу; графиков отработки версий и эпизодов, что облегчают взаимное информирование следователей, которыми он руководит. Кроме общего плана расследования, который составляет следователь, письменный план действий, который необходимо выполнить для решения поставленных заданий, готовит и оперативный работник. План оперативно-розыскных мероприятий имеет свою специфику и отличается по содержанию от плана, который составляет следователь. Это связано с функциями, которые выполняют органы дознания и оперативно-розыскными мероприятиями, которые они проводят. Оперативно-розыскные мероприятия применяются не только при расследовании конкретного преступления. Они имеют место также для предупреждения и предотвращения преступных деяний. Применение оперативно-розыскных мероприятий к возбуждению уголовного дела обусловлено обязанностями органов дознания проводить их с целью выявления признаков преступления. С их помощью удается выявить скрытые и хорошо замаскированные преступления, к которым можно отнести мошенничество с финансовыми ресурсами. Отличие плана оперативно-розыскных мероприятий от плана, который составляет следователь, прежде всего, заключается в действиях, которые планируется выполнить для проверки версий. Версии, что выдвигаются оперативным работником, проверяются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и не носят характера процессуальных действий.
В Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводить специальные подразделения. С учетом специфики мошенничества с кредитными и другими финансовыми ресурсами можно выделить типичный перечень мероприятий, которые наиболее целесообразно провести после получения информации о совершении преступления:
-
проверка личности, которым интересуются по криминалистическим учетам информационного центра МВД России; -
направление отдельных поручений соответствующим оперативным службам о проведении мероприятий (например, контроль и запись телефонных переговоров); -
принятие мероприятий по возмещению возможного вреда (получение информации о наличии денежных средств, взносов, ценностей, недвижимого или подвижного имущества).