Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
68
Представляется, однако, что богобоязненному чело- веку не подобает пользоваться этой возможностью:
суть аннулирования религиозного характера объекта
культа, по смыслу, состоит в том, что оно осуществля-
ется именно тем, кто ранее был его приверженцем.
24
. ЗАПРЕТ СЛЕДОВАТЬ ЯЗЫЧЕСКИМ
ОБЫЧАЯМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ
Запрещено вести себя согласно языческим обычаям, связанным с отправлением культа; в частности, за- прещены разнообразные виды гадания и ворожбы.
Сказано: «По уставам их не ходите»; «Не научись де- лать мерзости, которые делали те народы. Да не най- дется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызываю- щего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых.
Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий сие»
1
Запрещено также царапать себя и делать татуировку на теле, согласно обычаям, связанным с рядом языче- ских культов, как сказано: «И царапины по умершем не делайте на теле вашем, и татуировки не делайте на себе»
2
. Хотя этот стих описывает траурные обычаи, мудрецы учат из него и запрет совершения подобных действий в ходе любого языческого ритуала, посколь- ку идолов называют мертвыми. Как видно из Писа- ния, эта практика была присуща культу Баала (Ваа- ла), как сказано: «И стали они (жрецы Баала) громко взывать и царапать себя, по своему обыкновению, ме- чами и копьями, так что кровь лилась по ним»
3 1
Ваикра, 18:3; Дварим, 18:9-12.
2
Ваикра, 19:25.
3
Мелахим 1 (Третья Царств), 18:25.

Глава 5
ЗАПРЕТ БОГОХУЛЬСТВА И
ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
1
Шмот, 22:27.
2
Ваикра, 24616.
3
Берешит( Бытие) 2:16.
4
Санѓедрин 56б.
ВТОРАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
ЗАПОВЕДЬ – ЗАПРЕТ БОГОХУЛЬСТВА
25
. ЗАПРЕТ БОГОХУЛЬСТВА. СКАЗАНО:
«Б-ГА НЕ ПРОКЛИНАЙ»
1
, А ТАКЖЕ:
«ВСЯКИЙ, КТО ПРОКЛИНАЕТ БОГА
СВОЕГО, ПОНЕСЕТ ГРЕХ СВОЙ»
2
,
Т.Е. ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ
В первой главе мы ссылались на приводимое мудре- цами толкование первого повеления человеку: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева сада ты можешь есть»
3
– «Я – Бог, не подме- няй Меня» иным богом» (запрет идолопоклонства);
«Я – Бог, не хули Меня» (запрет богохульства); «Я –
Бог, будьте богобоязненны…»
4
Как видно из этой ин- терпретации, запреты идолопоклонства и богохуль-

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
70
ства тесно связаны между собой. Проекция запрета богохульства на сферу морали приводит к запрету проклинать и человека. Любопытно, что, по мне- нию ряда мудрецов, библейский стих «Бога не про- клинай» запрещает проклинать судей, поскольку в
Писании слово «бог» иногда может означать судей и власть имущих.
Из запрета богохульства вытекают четыре закона.
26
. ЗАПРЕТ ПОРОЧИТЬ ВСЕВЫШНЕГО ИЛИ
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ
К ЕГО СЛАВЕ
Пренебрежительное отношение равнозначно богохуль-
ству. Запрет распространяется и на упоминание имени Бога попусту, как сказано: «Не возноси имени
Господа Бога твоего всуе»
1
Поэтому надо стараться не упоминать Божье Имя
(на любом языке) попусту, без причины, ибо это свидетельствует об отсутствии подлинной богобо- язненности. Следует упоминать о Боге, лишь возно- ся молитву или хвалу Всевышнему. Сказано: «Если не будешь…бояться этого почитаемого и страшного
Имени Господа Бога твоего»
2
: Благоговение перед
Именем Божьим – это, в сущности, благоговение пе- ред Ним Самим, и это чувство не позволяет упоми- нать Его Имя всуе. Этот запрет относится именно к употреблению Имени, относящегося к Нему Самому; но дозволено использовать слова, описывающие Его атрибуты, даже если нет никакого сомнения в том,
1
Шмот, 20:7.
2
Дварим, 28:58.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
71
Кто имеется в виду. Такое упоминание о Боге запре- щено лишь в том случае, если оно порочит Его или выражает пренебрежительное отношение к Нему.
Из запрета порочить слово Господне вытекает обя- занность почитать все, что связано с Всевышним: веру в Бога, Его Тору и Его заповеди, – возносить Ему благодарность и хвалу. Это повеление уже помина- лось выше в законе 14 как проистекающее из запрета на идолопоклонство, однако оно вытекает также из запрета на богохульство.
27
. ЗАПРЕТ УНИЧТОЖАТЬ ВСЕ,
НА ЧЕМ НАРЕЧЕНО БОЖЬЕ ИМЯ
Так, запрещено уничтожать или сжигать свиток
Торы, целиком или частично, а также наносить ущерб синагоге, поскольку в ней молятся Богу, и там раскрывается Божье присутствие. Об этом сказано:
«Совершенно уничтожьте все места, где народы, ко- торых вы изгоняете, служили божествам своим.. И разрушьте жертвенники их… И истребите имя их с места того. Не делайте такого для Господа, Бога ваше- го»
1
. Таким образом, запрещается причинять ущерб тому, что связано со служением Богу.
28
. ЗАПРЕТ ЛОЖНОЙ КЛЯТВЫ
Сказано: «И не клянитесь Именем Моим во лжи»
2
. За- прещено ложно клясться не только Именем Господа, но и вовсе не упоминая Его Имя. Из этого закона про-
истекает и запрет лгать.
1
Дварим, 12:2-5.
2
Ваикра, 19:12.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
72
29
. ОБЯЗАННОСТЬ ИСПОЛНЯТЬ
КЛЯТВУ ИЛИ ОБЕТ
Например, тот, кто пообещал дать милостыню или принести жертву в Храме, должен сдержать слово. К этому его обязывает его нравственный долг. Иногда суд может освободить от клятвы или обета того, у кого нет возможности его исполнить. Это происходит в соответствии с установленными Торой правилами судопроизводства.

Глава 6
ЗАПРЕТ ОТСЕКАТЬ И
ЕСТЬ ПЛОТЬ ЖИВОГО
ЖИВОТНОГО И
ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НЕГО
ЗАКОНЫ
ТРЕТЬЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
ЗАПОВЕДЬ – ЗАПРЕТ ОТСЕКАТЬ И
ЕСТЬ ПЛОТЬ ЖИВОГО ЖИВОТНОГО
30
. ЗАПРЕТ ОТСЕКАТЬ И
ЕСТЬ ОРГАН ИЛИ
ПЛОТЬ ЖИВОГО ЖИВОТНОГО
Сказано: «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте»
1
. При этом нельзя употреблять в пищу орган или часть тела, которые были отсечены у живого жи- вотного, по какой бы то ни было причине, даже если оно само уже умерло после этого.
Смысл этой заповеди – запрет жестокого отношения к животным. Хотя человеку дозволено использовать животных в своих целях: питаться ими или работать с их помощью, людям надлежит проявлять милосер- дие к животным и не мучить их.
1
Берешит, 9:4.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
74
К этому закону относится и запрет причинять жи- вотным боль без нужды. Человеку поручена ответ- ственность перед животным миром с целью совер- шенствования творения. Хотя Ноаху было разрешено употреблять животных в пищу, как сказано: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу»
1
, – запре- щено их бессмысленное уничтожение.
Этот запрет не распространяется на рыб, насекомых и разнообразную мелкую живность, однако, и по от- ношению к ним запрещено проявлять жестокость.
Тем не менее, дозволено употреблять в пищу отре- занную от них при жизни, плоть.
Людям разрешается охотиться на животных и ловить
рыбу лишь в определенных целях: для еды или ради ис-
пользования их шкур или кожи, однако, на охоту, как вид
развлечения, наложен запрет.
Из этого запрета вытекают четыре закона.
31
. ОБЯЗАННОСТЬ ОХРАНЯТЬ
ПРИРОДУ И ВСЕХ ЖИВОТНЫХ,
НЕ ПРИЧИНЯЯ ИМ
БЕССМЫСЛЕННОГО УЩЕРБА
Всевышний повелел человеку: «Владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле»
2
. Живой мир передан во власть человеку ради определенной цели: совершенствования мироздания – ей и должно быть подчинено их использование.
1
Берешит, 9:3.
2
Берешит, 1:28.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
75
32
. ЗАПРЕТ СКРЕЩИВАНИЯ ЖИВОТНЫХ
Запрещено скрещивать животных разных видов, независимо от того, могут ли они дать потомство, и возможно ли появление новой породы. В частности, запрещается скрещивание осла и кобылы для разве- дения мулов.
33
. ЗАПРЕТ ПРИВИВКИ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ
Запрещено прививать плодовые деревья неплодоно- сящими видами деревьев, однако, дозволяется скре- щивать между собой разные виды неплодоносящих деревьев.
Смысл запретов на скрещивание состоит в том, что- бы сохранить природу такой, какой сотворил ее Все- вышний. Существование каждого из видов животных
и растений с их специфическими характеристиками не
случайно, это часть общего мироустройства. Не стоит пытаться перемудрить Всевышнего; в мире нет на- добности в новых видах животных.
34
. ЗАПРЕТ ОСКОПЛЕНИЯ
Некоторые из законоучителей Средневековья пола- гали, что неевреям, как и евреям, запрещено оско- пление человека и животных, однако, в итоге было принято иное решение, поскольку Маймонид не упоминает этого запрета в составленном им сво- де законов. Тем не менее, запрет оскопления носит рациональный характер и является частью общече- ловеческой морали. Он проистекает из ряда иных запретов, таких, как запрет причинения телесного ущерба человеку (см. закон 40) и животному, запрет


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
76
причинения боли животному. Помимо этого запре- щено лишать живое существо возможности размно- жения, ибо Всевышний даровал плодотворную силу
Своим творениям. Запрещено удаление репродук- тивных органов и у мужчин, и у женщин, независи- мо от их желания, а также оскопление самого себя.
Запрещена и кастрация животных.
Из этого закона проистекает запрет на операцию по перемене пола, поскольку она изменяет базисные ха- рактеристики творений (см. также заповедь о запре- те разврата, закон 46).

Глава 6
ЗАПРЕТ УБИЙСТВА И
ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
ЧЕТВЕРТАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
ЗАПОВЕДЬ – ЭТО ЗАПРЕТ УБИЙСТВА
35
. ЗАПРЕТ УБИЙСТВА
Сказано: «Особенно же кровь жизни вашей взыщу
Я. От всякого зверя взыщу ее, и от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, человеком будет пролита кровь его, ибо по образу Божию создал Он человека»
1
, и одна из заповедей Декалога – «Не убий»
2
. Этот запрет вклю- чает убийство всякого человека, мужчины и жен- щины, ребенка и взрослого, по какой бы то ни было причине. Исключением являются лишь убийство
«преследователя», совершенное в целях самообороны
или ради защиты других (см. об этом закон 38), а так- же смертная казнь по приговору суда, наделенного такими полномочиями. Аборт является убийством, в полном смысле этого слова.
1
Берешит, 9:5-6.
2
Шмот, 20:12.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
78
Мудрецы следующим образом интерпретируют при- веденный выше запрет Ноаху: «Кровь жизни вашей взыщу Я» – это запрет самоубийства»; «от всякого зверя взыщу ее» – это запрет отдавать человека на растерзание зверям; «от руки человека» – это запрет убийства посредством других людей; «кто прольет кровь человека» – это преднамеренное убийство;
«человеком» – это запрет аборта, убийства плода в чреве матери (буквальный смысл употребленного на иврите выражения – «в человеке», то есть внутри че- ловека), «будет пролита кровь его» – это обязанность суда вынести смертный приговор тому, кто признан виновным в преднамеренном убийстве.
Смысл этой заповеди понятен: никто не вправе распо-
ряжаться жизнями других. Этой прерогативой обла- дает лишь суд, наделенный свыше полномочиями выносить смертный приговор, в соответствии с зако- нами Торы, как сказано: «будет пролита кровь его».
Всевышний даровал нам жизнь, и лишь Он вправе лишить нас жизни. Это право Он делегирует суду, созданному на основе законов Торы.
Поэтому эвтаназия запрещена, она ничем не отлича- ется от убийства. Даже если человек действительно страдает, его болезнь неизлечима, и он сам умоляет положить конец его мучениям, его запрещено уби- вать, ибо лишь Бог вправе лишить человека жизни.
Человек не вправе даже убить себя, тем более ли- шить жизни другого. У нас нет возможности уста- новить, когда именно человеческая жизнь должна быть окончена, и ее продолжение теряет смысл. Это ведомо лишь Властителю душ, и когда такой момент наступает, Он оканчивает человеческую жизнь есте- ственным путем.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
79
Запрет убийства обращен не только к отдельному че- ловеку, но и к социуму: общество обязано защищать жизнь каждого, заботиться об устранении опасностей и, разумеется, предотвращать убийства. Кроме этого, народу (т.е. тем, кто стоит у власти, независимо от вида режима), запрещается идти войной на другой народ, чтобы отобрать у него не принадлежащие ему земли или по какой-либо иной причине. Война допу-
стима лишь в целях самообороны.
Вместе с тем, человеку, обществу и народу дозволено защищаться в ситуации «преследователя». Преследо- вателем именуется всякий, кто угрожает жизни дру- гого. И евреи, и неевреи обязаны спасти преследуе- мого от руки преследователя; разумеется, и самому человеку, которому угрожает опасность, разрешается защищаться, и если единственный способ самоза- щиты – это убить преследователя, это разрешено.
Аборт является убийством, так как плод наделен ду- шой, поэтому запрещено прерывать беременность.
Этот запрет относится и к самой беременной жен- щине, и к врачу, даже если он действует по просьбе женщины. В исключительных случаях разрешено со- вершать аборт на ранних стадиях беременности – в
течение первых 40 дней. Это объясняется тем, что лишь по прошествии 40 дней после зачатия плод наделяет- ся душой, и может быть определен как «душа чело- века», поэтому прекращение беременности до этого не является настоящим убийством. Тем не менее, и в первые сорок дней беременности аборт запрещен, за отдельными исключениями.
Однако если беременность угрожает жизни женщины, на какой бы стадии это ни происходило, это создает си-

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
80
туацию «преследователя» по отношению к беременной, и разрешено убить плод для того, чтобы ее спасти.
Хотя прекращение беременности и запрещено, раз-
решается предотвращать беременность с помощью
противозачаточных средств.
Из запрета убийства проистекают 9 законов.
36
. ЗАПРЕТ САМОУБИЙСТВА
Сказано: «Кровь жизни вашей взыщу Я». Какие бы страдания ни испытывал человек, у него нет права положить конец своей жизни или попросить других сделать это за него. Категорически запрещено и вы- полнение подобной просьбы; сделавший это является убийцей и не уйдет от возмездия.
От нееврея не требуется идти на смерть ради соблю- дения семи заповедей: ради спасения жизни дозво- ляется даже преступить запрет идолопоклонства.
Однако если речь не идет об угрозе для жизни, на- рушение заповедей запрещено. Тем не менее, чело- век вправе пойти на смерть, чтобы не совершить акт идолопоклонства, это не считается самоубийством.
В случае угрозы для жизни можно нарушить лю- бую заповедь, за исключением запрета на убийство.
Нельзя спасти собственную жизнь ценой жизни другого, если он не «преследователь». Тот, кто был
поставлен перед подобным выбором, должен пойти на
смерть. Мудрецы говорят об этом: «Разве твоя кровь краснее крови твоего ближнего»
1
? И даже жизнь тяжелобольного, дни которого сочтены, не являет-
1
Псахим, 25б.