Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
50
бродетелью, стремящийся к Богу и живущий в свято- сти и в чистоте. Если такой человек, явив знамение, скажет, что он послан Богом, заповедано внять его словам, как сказано: «Его слушайте».
Вера в Бога и признание Его присутствия в каждой частице мироздания и в каждом мгновении нашей жизни приводят к пониманию того, что Божий про- мысел распространяется на всякое человеческое де- яние, на все, что происходит в мире. Ведь творение постоянно, и бытие каждой сущности постоянно об- новляется жизненной силой Всевышнего; стало быть, все происходящее совершается с Его ведома. У всего есть свое предназначение, и каждый миг бытия слу- жит определенной цели. Листок не упадет с дерева,
если не будет на то воли Всевышнего, и если это не бу-
дет служить некоей ведомой лишь Ему цели.
Размышления о Божьем провидении, сопутствующе- му нам на всех путях, приводят к тому, что человек пытается в каждой ситуации найти проявляющуюся в ней Божью волю. Благодаря этому он не раз сможет сам понять, что от него требуется, и как правильно поступить. Ведь он помнит, что оказался в данном месте и в данное время с ведома Всевышнего и ради некоей цели, а все, что исходит от Господа, направле- но на благо. Если богобоязненный человек искренне стремится разобраться, почему он оказался в той или иной ситуации, Бог в милосердии Своем, ниспошлет ему понимание и ощущение смысла происходящего, словно «малое пророчество», и это поможет ему при- нять правильное решение. Если же Божий промысел по-прежнему непостижим, остается только молиться и просить Всевышнего открыть нам глаза и наста- вить на путь истинный. Господь внемлет молитвам.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
51
Размышления над непрестанно сопутствующим чело- веку Божьим провидением помогают выработать важ- ное качество – умение положиться на Бога. Ведь тот, кто понимает, что не он определяет направление своей жизни, и ничто в ней не случайно, но Творец ведет его от одной ситуации к другой, будет уверен в том, что во всем происходящем с ним есть смысл. И даже если он не сможет понять назначение посылаемых ему ис- пытаний, он положится на Господа, зная, что Он хочет ему блага и, в конечном счете, все обернется добром.
Три рассмотренных нами принципа: идеи пророче- ства, воздаяния и Божьего промысла, охватывающего все происходящее в мире, взаимосвязаны. Мы верим в то, что Творец создал человека для определенной цели, и поэтому Он открывает людям, в чем состоит их предназначение. Заботясь о благе человека, Все- вышний вступает с ним в контакт, печется о каждом его шаге и устанавливает воздаяние за его поступки.
10
. ЗАПРЕТ ИЗМЫШЛЕНИЯ НОВОЙ
РЕЛИГИИ ИЛИ НОВОЙ ЗАПОВЕДИ
Как отдельному человеку, так и группе людей запре- щено принимать на себя обязательство совершать те или иные поступки, утверждая при этом, что такова заповедь Всевышнего, подобная прочим заповедям, возвещенным Ноаху и Моше. Об этом сказано в Торе:
«Соблюдайте все, что я заповедую вам, не прибавляй к тому и не убавляй от этого»
1
. При этом неважно, придумывают ли они совершенно новую заповедь, например, устанавливают новый праздник, якобы по повелению Господа, возвещая, что Он повелел от-
1
Дварим, 13:1.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
52
мечать этот день подобно субботе и другим празд- никам, и вести себя в этот день тем или иным обра- зом, или расширяют сферу действия существующих заповедей, утверждая, что одно из повелений Торы, предназначенных только для евреев, распространя- ется на все человечество, например, что все люди обязаны возлагать тфилин (филактерии) или делать цицит (кисти на краях одежд).
Само собой разумеется, запрещено устанавливать ре-
лигию с новыми законами, не входящими в число общече-
ловеческих заповедей, как в христианстве или исламе. Ее установление противоречит повелению Бога Ноаху и семи заповедям, а также, де-факто, отрицает дарова-
ние Торы на горе Синай. И даже если законы новой ре- лигии будут ограничены семью общечеловеческими заповедями, все равно ее создание будет отрицанием закона Божьего, данного Моше: ведь ее создатели дей- ствуют по собственной воле, а не по воле Всевышнего.
При этом, однако, каждый может принять на себя обя-
зательство поступать определенным образом, понимая,
что Бог предоставляет ему такое право, но не требует
этого. Например, нееврею разрешается принять на себя обязательство отделять десятину урожая или доходов в пользу бедных; поступающий таким об- разом совершает благое дело и будет вознагражден за то, что помогает ближним. Точно также нееврею разрешается совершить обрезание по медицинским или иным соображениям, поскольку этот поступок разумен и соответствует здравому смыслу. Однако не следует совершать бессмысленных поступков: тот, кто берет на себя обязательство совершать бесполез- ное действие, пытается копировать те Божьи уста- новления, которые стоят выше разума, и тем самым

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
53
добавляет новую заповедь, а это запрещено. Таким образом, нееврей, который, например, возьмет на себя обязательство не носить одежду с соединенны- ми вместе шерстью и льном, или не варить вместе мясные и молочные продукты, очевидным образом лишь копирует предназначенные для евреев зако- ны, измышляет для себя новую заповедь, которая не была дана ему Богом, а это запрещено.
11
. ЗАПРЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СУББОТНИХ
ЗАПРЕТОВ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ,
КАК СКАЗАНО: «СЕЯНИЕ И ЖАТВА…
НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ»
1
Запрещено в любой из дней недели придерживаться суб-
ботних запретов, провозглашая его святым днем, в ко-
торый запрещается работать. Неевреям запрещено воздерживаться от запрещенных евреям в еврейские праздники действий, в честь святости этого дня
2
. Так, например, запрещено поститься в День Искупления, есть мацу (опресноки) в честь Песаха, сидеть в сук- ке (кущах), празднуя Суккот, как исполнение законов
Торы. Поступающий так измышляет для себя празд- ник и создает новую заповедь, а то и новую религию.
При этом, однако, дозволяется установить день отды- ха, не придерживаясь в этот день субботних запре- тов: тогда будет ясно, что это не Божья заповедь, а че- ловеческое установление, дозволенное Всевышним.
Казалось бы, сказанное здесь противоречит словом про- рока Зхарии, утверждающего, что в грядущем все на-
1
Берешит, 8:22. Использованное здесь слово «прекратятся» (иш- бету) образовано от того же корня, что и слово шабат, «суббота».
2
См. десятую главу Ґилхот Мелахим (Мишне Тора) Маймонида.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
54
роды мира будут отмечать праздник Суккот. Описывая эпоху, которая настанет после войны Гога и Магога, про- рок говорит: «И будет каждый оставшийся из всех на- родов тех, поднявшихся на Иерусалим
1
, совершать па- ломничество из года в год, чтобы поклониться Владыке,
Господу Воинств, и праздновать праздник Суккот»
2
. А в следующем стихе сказано: «И будет: то из племен зем- ли, которое не взойдет в Иерусалим, чтобы поклониться
Владыке, Господу Воинств, – не будет над ними дождя».
Буквальный смысл слов пророка состоит в том, что паломничество в Иерусалим в праздник Суккот
станет обязанностью, неисполнение которой влечет за собой наказание, и все народы земли будут со- вершать ежегодное паломничество в отстроенный
Храм, чтоб поклониться в нем Всевышнему и от- праздновать Суккот.
Казалось бы, это означает, что к семи общечеловече- ским заповедям будет добавлена еще одна. А ведь как мы разъяснили выше, в законах 7–9 добавление заповеди запрещено даже по указанию пророка.
На мой взгляд, это противоречие можно разъяснить следующим образом. Из слов пророка следует, что паломники будут приходить в Храм для того, чтобы поклониться Всевышнему и вознести Ему молитвы.
Это не новое установление; как будет разъяснено в законе 13, оно является частью повеления о молит- ве и служении Всевышнему, входящего в комплекс общечеловеческих заповедей. При этом паломниче- ство будет совершаться именно в праздник Суккот,
1
Во время войны Гога и Магога.
2
Зхария, 14:16.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
55
и поэтому паломники присоединятся к празднично- му служению в Храме. Однако на неевреях не будет лежать отдельная обязанность соблюдать праздник
Суккот: ведь за пределами Иерусалима неевреи во- обще не должны будут отмечать Суккот, в то время как евреи будут и участвовать в храмовом служе- нии, и проводить время в сукке.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

12
. ЗАПРЕТ МЕНЯТЬ ЗАПОВЕДЬ,
Т.Е. ИЗМЕНЯТЬ ИЛИ АННУЛИРОВАТЬ
ТУ ИЛИ ИНУЮ ДЕТАЛЬ ОДНОЙ ИЗ СЕМИ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ
Сказано: «Соблюдайте все, что я заповедую вам, не прибавляй к тому и не убавляй от этого». Напри- мер, если кто-либо решит ограничить действие за- прета вкушать плоть, отсеченную от живого живот- ного, только домашним скотом, сочтя, что запрет не распространяется на диких животных, это будет изменением заповеди Торы. И точно также запре- щено полностью аннулировать заповедь, например, признавая, что заповедь была дана на горе Синай, утверждать, что в настоящее время нет обязанности ее соблюдать. Этот запрет охватывает все общечело- веческие заповеди, возвещенные на горе Синай. Ведь установления Торы вечны, и Бог не изменит Своему слову и никогда не отменит установленного Им за- кона. Это обещано в Писании, как сказано: «Вот запо- веди, которые повелел Господь Моше и сынам Изра- илевым на горе Синай»
1
– т.е. к ним не будет ничего добавлено. И сказано также: «Ибо Я, Господь, не из- менился»
2
, что означает, что Господь остается верен
1
Ваикра, 27:34.
2
Мелахи, 3:1.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
56
Своему слову, ибо Господь – Бог истинный, и все Его слова суть истина.
13
. ОБЯЗАННОСТЬ МОЛИТЬСЯ
ГОСПОДУ И ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ
ВО ВСЯКОЙ НУЖДЕ
Сказано: «Служить Ему всем сердцем вашим»
1
, – и мудрецы объясняют, что служение сердца – это мо- литва. Возможность молитвы является одним из фундаментальных принципов веры в Творца; для того, чтобы выполнить обязанность молитвы, нам следует выработать в себе чувства уверенности и упования: уверенности в том, что Он заботится об удовлетворении всех наших нужд, и упования на
Него Одного. Всецело полагаясь на Бога, мы обраща- ем к Нему все наши просьбы и мольбы.
Молитва названа «служением сердца», потому что ее
основа – это внутреннее намерение. Молящийся об- ращает к Богу свои чувства, помыслы и волю, и это устанавливает связь между ним и Творцом. По-на- стоящему верующий человек знает, что эта связь с
Богом и есть то, что ему в действительности требу- ется, и будет просить Бога о том, чтобы Он помог ему приблизиться к Всевышнему.
Каждый должен молиться с определенной часто- той и установить себе время, когда он предстанет перед Творцом для молитвы: примет на себя «ярмо
Царствия Небесного», обратит к Нему свои просьбы, возблагодарит Его за все Его дары. Стоит выделить для молитвы особое место и молиться каждый день
1
Дварим, 13:1.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
57
в определенное время. Если же это невозможно, надо установить время для недельной молитвы.
Обращаться к Богу следует в чистом месте, подоба- ющем для молитвы. Это же относится к самому мо- лящемуся и к его одежде, так как внешний вид по- может ему с трепетом предстать пред Всевышним и в благоговении обратить к Нему свою молитву. Хотя основа заповеди молитвы – это внутренняя направ- ленность человека, следует проговаривать слова мо- литвы губами. Молящийся в одиночестве может мо- литься в полный голос, но когда собираются вместе для молитвы, каждому надлежит молиться шепо- том, чтобы не мешать другим.
Если есть такая возможность, лучше молиться в си- нагоге, ведь это освященное место, специально пред- назначенное для служения Творцу. Кроме этого, сто- ит молиться вместе с другими, поскольку совместная
молитва стоит на более высоком уровне. Тем не менее, следует выделить время и для молитвы в одиноче- стве, когда можно лучше сосредоточиться. Категори-
чески запрещено молиться в мечети и в церкви и, тем
более, в языческих храмах. Место языческого служения является нечистым.
Полезно выработать для себя свой молитвенный канон, чтобы слова молитвы стали привычными и сами ложились на уста. Важно молиться и тогда, когда не получается как следует сосредоточиться, чтобы молитва была постоянной частью распорядка. Прав- да, мудрецы предостерегают: «Не обращай молитву в рутину, умоляй о милости Всевышнего!»
1
Иными
1
Мошна, Авот, 2:13.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
58
словами, нельзя бездумно произносить привычные формулировки, не обращая внимания на их содер- жание, надо научиться изливать сердце перед Все- вышним, прося Его о милости. Каждому надлежит работать над собой, стремясь по-настоящему погру- зиться в молитву, но иногда это не получается осу- ществить, и в таких случаях лучше все равно мо- литься в установленное время, не отменяя молитву.
К повелению о служении молитвы относятся также законы о жертвоприношении и поклонении Господу.
Когда Храм будет заново построен, каждый человек сможет принести в нем жертву всесожжения. Свя- щенники примут у него жертву и осуществят жерт- воприношение от его имени на алтаре. Помимо этого разрешается поклоняться Господу. Поклоняясь Все- вышнему, возносят Ему хвалу и умоляют о помощи.
Дозволяется даже падать ниц перед Ним во всяком месте; при этом следует, однако, обратить внимание на то, чтобы это место было чистым и подобающим, как и место для молитвы.
14
. ОБЯЗАННОСТЬ БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО
ЗА ВСЯКОЕ БЛАГО – И ПОСТОЯННОЕ, И
ОДНОРАЗОВОЕ. В ЧАСТНОСТИ, СЛЕДУЕТ
БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА ЗА ПРОПИТАНИЕ
И ЗАРАБОТОК
Для этой молитвы нет установленного канона. Глав- ное – это поблагодарить Всевышнего и в сердце, и на словах за все Его дары. Ниже мы приводим принятые формы благословений за разные виды пищи.
Приступая к трапезе с хлебом, можно сказать: «Бла-
гословен Господь, даровавший мне ломоть хлеба», или: