Файл: Курсовой работы достаточно актуальна в силу возрастающей роли финансовых отношений в экономике страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Они существенно различаются по показателю объема инвестиций в основной капитал и резко дифференцированы по инвестиционной привлекательности. При этом рейтинги отдельных регионов год от года подвержены низкой динамике.

В силу сложившихся структурно–функцио­нальных характеристик российская финансовая система явилась весьма чувствительной к таким внешним факторам, как снижение темпов роста мировой экономики, ухудшение ценовой конъ­юнктуры на рынках нефти, падение ликвидности мировых финансовых рынков и др.

Таким образом, стратегическая ориентация формирования финансовой безопасности должна включать в себя:

– анализ параметров и тенденций функциони­рования и развития финансовой системы региона;

– установление основных рисков и угроз, действующих в финансовом пространстве рынка, оценку силы их воздействия;

– сопоставление фактических значений ин­дикаторов финансовой безопасности с их порого­выми значениями;

– качественный анализ фактической ситуа­ции и определение возможности наступления кри­тической ситуации, кризиса или катастрофы;

– изучение связей, складывающихся между сильными и слабыми сторонами, потенциалом развития и возникающими угрозами;

– разработку совокупности основных стра­тегий, направленных на преодоление угроз и вос­становление нормальных значений финансовой безопасности региона [9].

Целевая ориентация данных стратегий может быть определена на базе выделения основных направлений формирования рисков и угроз, действующих в финансовом пространстве рынка, путем рейтинговой оценки индикаторов финансовой безопасности.
1.2. Роль финансовой безопасности в системе экономической безопасности Российской Федерации
В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Важнейшим элементом экономической безопасности страны стала финансовая безопасность. Специфика национальных рыночных отношений таит в себе множество опасностей для добросовестного предпринимателя, которому приходится постоянно действовать в условиях повышенного риска.

С позиций национальной безопасности России именно экономика – ее наиболее слабое звено [11]. Она переживает трудный и противоречивый процесс трансформации в новое состояние, порождающий серьезные проблемы во всех сферах общества. Результаты развития отечественной экономики в последнее десятилетие показали, что Россия пока не может преодолеть состояние депрессивной стабилизации и перейти на новую траекторию темпов экономического роста. Глубинный спад производства, потребления и накопления существенно обострил социально–экономическую обстановку в стране.


Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств.

Сегодня одним из основных факторов усиления роли финансов стал технологический прогресс, который обусловил высокий спрос на финансовые средства, а колоссальные достижения в технологиях, информатике и системах коммуникации предоставили практически неограниченные возможности в использовании финансовых ресурсов. На сегодняшний день в сферу финансов вовлечены практически все отрасли человеческой деятельности [12].

Сущность финансовой безопасности России можно определить как состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально – политической стабильности общества, а также формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности [17].

Финансовая безопасность государства в значительной степени определяется характером формирования государственного и местных бюджетов, состоянием ее платежного баланса, соотношением денег в официальной и теневой экономике, степенью возврата денег, находящихся в обращении, к банкам, движением валютных средств.

Основные угрозы финансовой безопасности государства составляют:

– несовершенство бюджетной политики и нецелевое использование средств бюджета;

– неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов;

– значительные объемы государственного и гарантированного государством долга, проблемы с его обслуживанием;

– резкие изменения уровня цен и курса национальной валюты;

– значительная разница в соотношении доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и недостаточная социальная защищенность определенных групп населения;



– невысокий уровень капитализации банковской системы, небольшие объемы долгосрочного банковского кредитования и значительный уровень процентных ставок по кредитам;

– зависимость реформирования экономики страны от иностранных кредитов;

– низкий уровень инвестиционной деятельности;

– рост "теневой" экономики, усиление ее криминализации, нелегальный отток валютных средств за рубеж и т. д. [23].

Степень влияния угроз определяется на основании расчета и мониторинга системы индикаторов и сравнении их с пороговыми значениями. Индикатор (от лат. indico – указываю, определяю) – элемент, отображающий процесс или состояние объекта наблюдений, его качественные и количественные характеристики. Уровень финансовой безопасности определяют много индикаторов, основными из которых являются: дефицит бюджета, объемы долгов государства, уровень инфляции, стоимость банковских кредитов, уровень монетизации экономики.

Основными факторами, обусло­вившими усиление роли финансов в современной экономике, стали следующие [18]:

– резкое увеличение спроса на финансовые ресурсы в реальном секторе экономики;

– активный рост товарно–денежных отношений, распространившийся на ранее некоммерчес­кие сферы деятельности;

– значительные достижения в развитии современных технологий, систем и средств коммуникации;

– развитие процесса глобализации, связанного с необходимостью концентрации капиталов, кото­рые не стеснены рамками национальных границ, формирование глобального финансового рынка.

Сохранение финансовой безопасности государства является основным ус­ловием способности государства осуществлять самостоятельную финансово–экономическую по­литику в соответствии со своими национальными интересами. В целом финансовая безопасность го­сударства представляет собой такое состояние фи­нансовой системы государства, которое характери­зуется высоким уровнем ее развития, целостности, устойчивости и конкурентоспособности, обеспечи­вающим необходимую основу для осуществления экономической и социальной политики в целях обеспечения национальной безопасности, а также противодействия внутренним и внешним угрозам безопасности страны.

Анализируя роль финансов в национальной эко­номике, необходимо отметить следующие моменты [22].

Во–первых, финансы, обслуживающие реаль­ную экономику, являются ее отражением. Сущес­твует довольно четкая взаимосвязь между ними, хорошо изученная и представленная экономичес­кими теориями и законами.


Во–вторых, финансы существуют в виде само­стоятельной и независимой формы деятельности, функционирующей на собственной базе в соответс­твии со своими законами, инструментами и техно­логиями. Такая деятельность направлена на увели­чение капитала собственными методами, часто без непосредственной увязки с реальной экономикой. Этот вид деятельности принято считать спекуля­тивной деятельностью, порождающей фиктивные финансовые ресурсы. Именно на этом виде деятель­ности, причем вполне законной, паразитируют как отдельные физические лица, так и целые организа­ции, начиная с мелких фирм и кончая крупными международными финансовыми корпорациями.

В–третьих, на сегодняшний день образовался огромный разрыв между материально–веществен­ными и финансовыми потоками. Причем финансо­вая экономика, по некоторым экспертным оценкам, в отдельных секторах может превышать реальную экономику до 50 раз [1]. Опыт развития мировой экономики в последние годы показывает, что спекуляция оттягивает из реального сектора денежные средства и преследует цель максимизации личных доходов спекулянтов, являясь прогрессивно дестабилизи­рующим фактором финансового развития. Этот эффект возникает потому, что нет никакой необхо­димости обращать спекулятивные капиталы в другие формы в течение длительного времени.

Таким образом, одним из важнейших аспектов экономической безопасности государства является состояние его финансовой системы (государственно­го бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внут­ренних и внешних функций. От развития ситуации в финансовых секторах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде все­го, зависит стабильное и безопасное развитие эко­номики. Следует учесть, что в настоящих условиях финансовые отношения порой не только не вносят позитивного вклада в реформирование российской экономики, но зачастую оказывают сдерживающее воздействие, что приводит к кризисным ситуациям.

1.3 Государственный финансовый контроль как фактор обеспечения финансовой безопасности

Значимость финансовой безопасности опре­деляется ролью самих финансов и финансовой системы государства и тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. Проблемы в области противодействия и нейтра­лизации угроз финансовой безопасности могут быть решены только совместными усилиями всех государственных контрольных органов. Вследствие этого задачи по обеспечению финансовой безопас­ности разграничиваются на задачи, которые долж­ны решаться системой специальных контролиру­ющих органов исполнительной власти государства в сфере экономики, и задачи, решение которых возлагается на отдельные федеральные органы, в том числе и на правоохранительные органы [23].


Изменившиеся в настоящее время экономи­ческие условия требуют пересмотра некоторых теоретических и практических основ контрольной деятельности, в частности, касающихся госу­дарственного финансового контроля, особенно в плане структуризации его видов и направлений, институциональных особенностей реализации этой важнейшей государственной функции.

В настоящее время необходимо в полной мере активизировать всю систему государственного финансового контроля, включающую как специальные органы контроля, так и органы, наде­ленные определенными функциями финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государс­твенности до 2020 г., указанной в Стратегии наци­ональной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.[20]

Безусловно, финансовая безопасность явля­ется важным аспектом в способности государства осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии с национальными интересами. Можно предположить, что сущность финансовой безопасности России заключается в способности к формированию достаточных финансовых ресурсов, которых бы хватило для выполнения многочислен­ных государственных задач и функций.

Исходя из сказанного, целесообразно дать следующее определение финансовой безопасности: финансовая безопасность — это основная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурен­тоспособности финансово–кредитной системы, отвечающая определенной системе критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов государства и экономических субъектов, наличие необходимых финансовых ресурсов для противостояния внут­ренним и внешним угрозам [17].

Таким образом, обеспечение финансовой бе­зопасности страны связано с безопасностью бюд­жетной и банковской системы, фондовым рынком, рынком государственных заимствований, собирае­мостью налогов и «утечкой» капитала за рубеж.

Важнейшей составляющей финансовой безо­пасности является налоговая безопасность, пред­ставляющая собой вид финансовой безопасности, связанной с бюджетной безопасностью. Государс­тво может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. Особую специфику приобретают налоговые аспекты финансовой безопасности в связи с реформированием бюджетной системы страны, поскольку значительные финансовые потоки государства, которые имеют целевое назна­чение, передаются на уровни субъектов и муници­пальных образований.