Файл: Курсовой работы достаточно актуальна в силу возрастающей роли финансовых отношений в экономике страны.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система индикаторов финансовой безопасности с применением современных методов экономико–математического моделирования и прогнозирования дает возможность определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения в рамках различных сценариев экономического развития. Это обеспечивает необходимый запас времени для выработки и реализации комплекса упреждающих мероприятий, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности.
Можно сформировать пять необходимых групп индикаторов, которые по мере развития и усложнения финансовой системы могут быть дополнены новыми группами и расширены за счет новых индикаторов [8]:
– макрофинансовые индикаторы;
– индикаторы, характеризующие соотношение сбережений и инвестиций в экономике;
– индикаторы безопасности банковской деятельности;
– индикаторы, отражающие состояние и процессы на финансовых рынках;
– ценовые индикаторы.
В группу макрофинансовых индикаторов входят важнейшие индикаторы, отражающие макроэкономические аспекты безопасности финансовой сферы, связанные с состоянием государственных финансов, нефинансового и банковского секторов и их взаимодействием, а также с деятельностью государственных органов (Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Банка России и др.).
Подгруппа А. Индикаторы, отражающие устойчивость государственного бюджета.
1. Отношение дефицита бюджета к ВВП не должно превышать 3%.
2. Отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 60%. Уровни внешнего и внутреннего долга не должны превышать 30% ВВП.
3. Доля расходов на обслуживание государственного долга по отношению к общему объему расходов федерального бюджета не должна превышать 20%.
Подгруппа В. Индикаторы, отражающие уровень долговой нагрузки предприятий и организаций.
4. Отношение долга нефинансовых предприятий к выручке не должно превышать 30%, в противном случае возникает угроза их финансовой устойчивости. Данный индикатор и его пороговое значение формируются на основе синтеза показателей, используемых при анализе финансовой деятельности компании, в соответствии со стандартами IAS (GAAP): отношения долга компании к ее собственному капиталу (если оно больше единицы, то положение предприятия расценивается как рискованное) и коэффициента оборачиваемости собственного капитала (рассчитывается как отношение собственного капитала к выручке компании, если оно ниже 0,2, то это свидетельствует о неудовлетворительном качестве управления капиталом), принимая во внимание возможности по реструктуризации, конвертации и перекредитованию части долга (обычно около трети).
5. Соотношение кратко– и долгосрочной задолженности нефинансовых предприятий должно составлять примерно 70:30. Данный индикатор свидетельствует об уровне риска в нефинансовом секторе в зависимости от долговой нагрузки.
6. Отношение внешней задолженности банковского сектора к его суммарным активам не должно превышать 30%. По смыслу данный индикатор аналогичен индикатору 4.
7. Соотношение кратко– и долгосрочной задолженности банков должно составлять примерно 70:30. Данный индикатор аналогичен индикатору 5.
Подгруппа С. Уровень достаточности золотовалютных резервов.
8. Уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами. Объем золотовалютных резервов страны не должен быть ниже 70% денежной базы. Практика показывает, что методы стерилизационной политики позволяют нейтрализовать инфляционный эффект эмиссионного финансирования не более чем на 20—30%.
9. Индикатор достаточности золотовалютных резервов. Абсолютный прирост золотовалютных резервов должен быть выше прироста денежной базы. Если данное соотношение нарушается, то это может свидетельствовать об эмиссионном финансировании бюджета и экономики страны, являющемся предпосылкой для развития инфляционных процессов в экономике. Наиболее яркий пример в этом отношении — Бразилия, где огромный внешний государственный долг и непоследовательная социально–экономическая политика периодически приводили к всплескам инфляции.
10. Индикатор минимального (порогового) уровня
золотовалютных резервов. Минимальный уровень золотовалютных резервов должен быть не меньше суммы стоимостного объема импорта за 1 квартал и суммы, необходимой для погашения краткосрочной задолженности (до года) государственного, банковского и корпоративного секторов и процентных выплат по ней. Нарушение данного индикатора должно являться объектом пристального внимания монетарных властей, так как причины данной ситуации весьма разнообразны.
Подгруппа D. Индикаторы макрофинансовых условий функционирования экономики.
11. Уровень монетизации экономики m: рассчитывается как отношение денежного агрегата М2 (или М2Х) к ВВП. Уровень монетизации ниже 20—30% является критическим.
12. Индикатор изменения объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике. Прирост денежной массы (М2) не должен превышать уровня инфляции плюс 10% (верхняя граница реального прироста ВВП России 10%). Увеличение денежной массы выше порогового значения служит признаком кредитной экспансии.
13. Критический уровень изменения реальной процентной ставки по кредитным ресурсам и по депозитам. Изменение процентной ставки по кредитным ресурсам и депозитам в ту или другую сторону не должно превышать 50%, так как она является чрезвычайно важным и действенным инструментом для финансовой и экономической системы страны в целом. Существенное отклонение процентной ставки от 50% чревато негативными последствиями для инвестиционного процесса, банковской деятельности, финансовых рынков, так как при этом происходит резкое изменение предпочтений и ожиданий экономических субъектов, а, следовательно, кардинальное изменение денежного спроса и предложения в экономике.
14. На базе показателя рентабельности рассчитываются следующие индикаторы [16]:
– рентабельность экономики, ситуация на рынке денег считаются удовлетворительными, если значение рентабельности превышает уровень инфляции;
– рентабельность ключевых отраслей экономики должна быть выше уровня инфляции или же, в наилучшем варианте, превосходить инфляцию на 3—5%;
– соотношение рентабельности и уровня процентных ставок, рентабельность экономики должны быть выше уровня ставок по кредитам, которые должны превышать уровень ставок по депозитам, а последние, в свою очередь, должны быть выше уровня инфляции, чтобы обеспечить реальный доход по вкладам и депозитам.
Что касается ценовых индикаторов, то их выделение в отдельную группу обусловлено тем, что определение уровня цен является особой, синтетической функцией финансовой системы. Анализ ценовой динамики представляет собой одну из наиболее сложных экономических проблем, так как в основе ее формирования лежит множество различных факторов и процессов. В эту группу входят следующие индикаторы.
15. Уровень инфляции не должен превышать 25% в год.
В нормальной экономике развитых и развивающихся по промышленному и постиндустриальному типу стран уровень инфляции составляет 2—5% в год.
16. Динамика цен на различные группы товаров и услуг. Для российской экономики как для экономики развивающегося типа, уровень цен на энергоносители, электроэнергию, транспортные тарифы, составляющих более 50% себестоимости продукции российских предприятий и тем самым определяющих уровень ее конкурентоспособности, должен быть на 30—40% ниже уровня цен на аналогичные виды товаров на западных рынках (по паритетному курсу, рассчитываемому Eurostat на регулярной основе). Таким образом, анализ динамики индикаторов финансовой безопасности позволяет выявить несколько очень серьезных и взаимосвязанных проблем в финансовом секторе экономики России, которые оказывают существенное воздействие не только на конкурентоспособность национальной финансовой системы, но и на конкурентоспособность отечественной экономики страны в целом.
2.2 Феномен открытости экономики с позиции угроз национальной безопасности стран
На протяжении последних тридцати лет – с усилением глобализационных процессов, интернационализации производства и международного разделения труда, вопрос сущности и влияния уровня открытости национальных финансово–экономических систем на качественное развитие национальных рынков и степень угроз национальной безопасности страны является дискуссионным и важным как в мировом, так и в национальном масштабах. Все большее значение приобретают проблемы распутывания сложного комплекса отношений и причинности, которые могут привести к кризису или повышению стабильности и служат угрозой национальным интересам.
Понятие «открытая экономика» характеризует порядок взаимодействия между национальными и глобальными макроэкономическими системами, реальными процессами и их (положительным и/ или отрицательным) влиянием на различные уровни — граждан, общество, мир.
Открытость экономики следует рассматривать в качестве неотъемлемой характеристики макроэкономической системы, обусловленной философией ее развития. С течением времени национальные экономики и мир в целом, в соответствии с общими тенденциями к открытости торговли, движению капитала, ресурсов (в том числе трудовых) становятся все более и более открытыми.
Экономическая глобализация и открытость национальных систем, рассматриваемые как динамические процессы, создают как угрозы и вызовы для благополучия народов мира, так и позволяют отдельным системообразующим странам в условиях открытости мировых финансовых и экономических рынков реализовывать новую модель своего экономического роста посредством международной дискриминационной перераспределительной политики.
В отношении финансово–экономических отношений критическое состояние системы выражается в увеличении указанных дисбалансов, к примеру, в сокращении до минимального уровня прироста накоплений населения при одновременном увеличении до максимальных значений кредитной нагрузки и т. п.
Локальное управление (на уровне государства) открытостью национальной экономики, установление границ открытости, определяемое уровнем развития страны, в условиях современных товарно–денежных отношений практически нереализуемы и лишены экономического смысла.
В условиях сложившейся сложной открытой сети мировых финансово–экономических отношений локальная реализация точечных стимулирующих или заградительных мер не сможет обеспечить ни должного уровня национальной безопасности страны, ни достижения целей необходимых кардинальных преобразований.
Ограничения открытости могут грозить стране не только ослаблением ее конкурентоспособности на мировой арене, изоляцией от передовых научно–технических разработок и пр.
При этом рост открытости мировой экономики неизбежно усиливает диспропорциональность всей мировой финансово–экономической системы (производя больше проигравших, чем победителей), обостряя противоречия и борьбу между отдельными странами, экономическими классами и влиятельными группами и увеличивая тем самым системную уязвимость и негативную коллективную динамику [15].
Попытки нивелирования или сокращения системных угроз на фоне продолжающейся глобальной борьбы за долю рынка и технологическое превосходство в ближайшее время могут быть воплощены в выделении конкурирующих региональных блоков, борющихся за экономическое и политическое господство, в которых доминирует та или иная крупнейшая экономическая держава. Межгосударственное сотрудничество и интеграция в сфере безопасности на региональном уровне, в данном случае основанная на усилении эндогенной открытости и союзничества между геоэкономическими странами–партнерами, при одновременном ослаблении международной открытости являются потенциально наиболее простой, перспективной в реализации и эффективной стратегией безопасности.
Единственным действенным инструментом преодоления, недопущения скатывания в стадию неуправляемой кардинальной перестройки, при которой система перейдет в принципиально новое состояние, иную стадию развития, являются глобальные преобразования системы общественного производства и потребления, роли капитала в данном процессе, и самое главное — формирование ценностно–ориентированной культуры общественно значимых финансово–экономических отношений и человеческого бытия.
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что описываемые кризисные проявления и динамика их развития являются не результатом ошибочного регулирования международных и национальных финансово–экономических систем в связи с непониманием со стороны правящей элиты ее текущего уровня сложности. Они порождаются самой сутью современной финансово–экономической системы, основанной на капиталистическом способе производства материальных ценностей и распределения богатства в мире, являясь одной из первопричин развития и распространения кризиса в мире.