Файл: Курсовой работы достаточно актуальна в силу возрастающей роли финансовых отношений в экономике страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению российских экономистов, рос­сийская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения эконо­мической безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово–экономической безопасности [18].

В настоящее время широкое распространение приобрела проблема «легального» злоупотребления налоговым законодательством. Под «легальным» уходом от налогов понимаются специфические формы планирования хозяйственной деятельности с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств за счет приме­нения различных льгот. Для многих налогопла­тельщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособ­ность их продукции. В целях уклонения от уплаты налогов их плательщики могут использовать как законные, так и незаконные способы. В ряде случаев налогоплательщики применяют целый ряд последовательных взаимозависимых методов, направленных на оптимизацию налоговых обяза­тельств законным путем. Такая последовательность обычно именуется налоговой схемой.

Важно различать налоговое планирование и налоговое преступление. Первое является оптимиза­цией налогообложения на основе налогового и гражданского законодательства, второе – нарушением налогового законодательства. Свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды могут участие в сделке недавно созданной фирмы; взаимозависи­мость сторон; разовый характер операции; наличие большого числа посредников; факт регистрации контрагента по несуществующему адресу. Однако ни один из этих признаков сам по себе не доказывает, что сделка привела к получению необоснованной выгоды. Для этого нужна совокупность признаков, розыск которых может осуществляться органами МВД России, которые имеют особые оперативно–розыскные полномочия [3].

В качестве основополагающего постулата ис­следования предполагается, что органы внутренних дел в своей контрольной деятельности, наделенные полномочиями участвовать в налоговых проверках, должны быть полноправными агентами финансо­вого контроля. Только в таком качестве они смогут эффективно противодействовать финансовым и налоговым преступлениям.

Анализ практики использования отечест­венными налогоплательщиками налоговых схем показывает, что во многих случаях они связаны с деятельностью фирм–однодневок. В целях пресече­ния фактов незаконного снижения размера нало­говых обязательств, необходимо совершенствовать не только последующий контроль, проводимый налоговыми органами, но и предварительный контроль за регистрацией фирм–однодневок. Данный контроль должны осуществлять соответствующие подразделения МВД России.


Таким образом, исследование сущности и роли налоговой безопасности государства в составе финансовой безопасности государства позволяет определить налоговую безопасность как способ­ность уполномоченных органов в сфере налого­вого контроля устойчиво пополнять налоговыми платежами все уровни бюджета в интересах роста благосостояния граждан.

В контексте финансовой безопасности следует рассматривать государствен­ный финансовый контроль как установленную законодательством деятельность органов государс­твенной власти по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в управлении националь­ным богатством и направленную на своевременное и полное формирование, эффективное сохранение и рациональное использование этих ресурсов. Важное место в системе государственного финан­сового контроля принадлежит подразделениям МВД России.

Разграничение органов финансового контроля представлено на рисунке 1.



Рисунок 1 – Органы финансового контроля
Критерием отнесения к внутреннему или внешнему контролю принят не орган власти, при котором создана контролирующая организация (как это принято в экономической литературе), а зависимость проверяемой организации от прове­ряющего субъекта.

В данном случае, прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законо­дательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависят эффективность своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечение обязанностей по их уплате.

В целях реализации полномочий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, в рамках задач, возложенных на Следственный комитет Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 № 403–ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, Следственный комитет и Федеральная налоговая служба 13 февраля 2012 года заключили Соглашение о взаимодействии № 101–162–12/ММВ–27–2/3 (далее – Соглашение),[19] предметом которого является организация взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности. Взаимодействие касается в том числе вопросов выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, а также повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.



Названным Соглашением определяются принципы, направления, порядок и формы взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации, в том числе в вопросах противодействия налоговым преступлениям.

Согласно протоколу № 1 к Соглашению (далее – Протокол № 1) устанавливается порядок направления материалов налоговыми органами в следственные органы Следственного комитета при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

При этом следует отметить, что, согласно этому порядку, в случае уплаты всей суммы (недоимки, пеней и штрафов), материал в следственные органы не передается.

Таким образом, необходимо отметить определенную роль Следственного комитета Российской Федерации в обеспечении финансовой безопасности государства. Важнейшими элементами механизма обеспе­чения финансовой безопасности Российской Фе­дерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы финансовой бе­зопасности. Для усиления финансового контроля в регионе необходимо создать координирующую струк­туру из сотрудников правоохранительных и всех контролирующих органов, чьими задачами является обеспечение бюджетной и налоговой безопасности.

Одним из направлений совершенствования взаимодействия подразделе­ний по налоговым преступлениям МВД России с инспекциями Федеральной налоговой службы России является мониторинг налоговых преступлений.

Поскольку в настоящее время отношения меж­ду правоохранительными органами и ФНС России строятся на периодических связях, и между ними нет четкой координации их деятельности, в целях усиления их совместной деятельности и увеличения охвата контролирующих субъектов и для борьбы с нало­говыми преступлениями необходимо создать реги­ональный центр мониторинга налоговых схем при территориальных УВД, где будет накапливаться информация по видам и формам налоговых право­нарушений и преступлений, позволяющая быстро и эффективно проводить налоговые проверки.

Кроме того, необходимо законодательно закре­пить положение о необходимости предоставления аудиторской фирмой сведений о разработанных ею для своих клиентов законных схемах минимизации налогообложения в инспекции ФНС России вместе с аудиторским заключением, которые впоследствии будут переданы в региональный центр мониторинга при территориальных УВД для формирования базы по законным налоговым схемам.


В настоящее время широкое распространение приобрела проблема «легального» злоупотребления налоговым законодательством. Под «легальным» уходом от налогов понимаются специфические формы планирования хозяйственной деятельности с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств за счет приме­нения различных льгот. Для многих налогопла­тельщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособ­ность их продукции. В целях уклонения от уплаты налогов их плательщики могут использовать как законные, так и незаконные способы. Такая последовательность обычно именуется налоговой схемой.

В Российской Федерации работа по выявлению и пресечению налоговых схем осуществляется в основном налоговыми органами на базе той инфор­мации, которой они обладают.

2 Угрозы финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе


2.1 Индикаторы финансовой безопасности на современном этапе




Современный этап развития мировой и российской экономики характеризуется возрастанием роли фи­нансов, повышением их влияния на экономические процессы. Изменение финансовых параметров обу­словливает изменение структуры денежного спроса и предложения, оказывает мощное воздействие на ди­намику экономического развития страны в целом. В настоящее время в условиях открытости российской экономики и все более полной зависимости ее разви­тия от динамики мировой экономики и процессов глобализации, очевидной становится необходимость количественной и качественной оценки, прогнозиро­вания и предупреждения как внутренних, так и внеш­них экономических угроз. И особенно остро эта про­блема стоит в области финансов.

Конкурентоспособность финансовой системы России тесно связана с уровнем ее безопасности и ус­тойчивости, так как именно эти параметры определя­ют уровень доверия внутренних и внешних инвесто­ров, которые при осуществлении финансовых вложе­ний в какой–либо вид активов оценивают уровень их риска. Этот уровень складывается из системных рисков, отраслевых рисков и рисков конкретной компа­нии, привлекающей средства (например, эмитирую­щей акции или облигации) [13]


Если методики оценки финансового положения и стоимости отдельного предприятия достаточно раз­виты, то оценка уровня общих системных рисков — сложная проблема. Тем не менее, системный риск — это важнейшая компонента при принятии решения об инвестировании. Возможно определение уровня системных рисков и угроз при помощи количественных методов. В данном случае речь идет о системе ин­дикаторов экономической безопасности и их порого­вых (критических) значений, нарушение которых чревато наступлением явлений, препятствующих нормальному ходу воспроизводства. При этом инди­каторы, описывающие состояние финансовой сферы (индикаторы финансовой безопасности), — органич­ная и неотъемлемая часть системы индикаторов эко­номической безопасности.

В данном случае, при наличии системы, позволяю­щей оценить уровень рисков финансовой системы в целом, проследить и проанализировать их динамику, а также проводить комплексный мониторинг ее состоя­ния и обнаруживать очаги возникновения диспро­порций, возможно своевременное принятие ком­плекса упреждающих мероприятий, которые позво­лят не допустить развития кризисных или негативных явлений, или же локализовать их, тем самым смягчив их последствия для экономики.