Файл: Курсовой работы достаточно актуальна в силу возрастающей роли финансовых отношений в экономике страны.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению российских экономистов, российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности, более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово–экономической безопасности [18].
В настоящее время широкое распространение приобрела проблема «легального» злоупотребления налоговым законодательством. Под «легальным» уходом от налогов понимаются специфические формы планирования хозяйственной деятельности с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств за счет применения различных льгот. Для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции. В целях уклонения от уплаты налогов их плательщики могут использовать как законные, так и незаконные способы. В ряде случаев налогоплательщики применяют целый ряд последовательных взаимозависимых методов, направленных на оптимизацию налоговых обязательств законным путем. Такая последовательность обычно именуется налоговой схемой.
Важно различать налоговое планирование и налоговое преступление. Первое является оптимизацией налогообложения на основе налогового и гражданского законодательства, второе – нарушением налогового законодательства. Свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды могут участие в сделке недавно созданной фирмы; взаимозависимость сторон; разовый характер операции; наличие большого числа посредников; факт регистрации контрагента по несуществующему адресу. Однако ни один из этих признаков сам по себе не доказывает, что сделка привела к получению необоснованной выгоды. Для этого нужна совокупность признаков, розыск которых может осуществляться органами МВД России, которые имеют особые оперативно–розыскные полномочия [3].
В качестве основополагающего постулата исследования предполагается, что органы внутренних дел в своей контрольной деятельности, наделенные полномочиями участвовать в налоговых проверках, должны быть полноправными агентами финансового контроля. Только в таком качестве они смогут эффективно противодействовать финансовым и налоговым преступлениям.
Анализ практики использования отечественными налогоплательщиками налоговых схем показывает, что во многих случаях они связаны с деятельностью фирм–однодневок. В целях пресечения фактов незаконного снижения размера налоговых обязательств, необходимо совершенствовать не только последующий контроль, проводимый налоговыми органами, но и предварительный контроль за регистрацией фирм–однодневок. Данный контроль должны осуществлять соответствующие подразделения МВД России.
Таким образом, исследование сущности и роли налоговой безопасности государства в составе финансовой безопасности государства позволяет определить налоговую безопасность как способность уполномоченных органов в сфере налогового контроля устойчиво пополнять налоговыми платежами все уровни бюджета в интересах роста благосостояния граждан.
В контексте финансовой безопасности следует рассматривать государственный финансовый контроль как установленную законодательством деятельность органов государственной власти по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в управлении национальным богатством и направленную на своевременное и полное формирование, эффективное сохранение и рациональное использование этих ресурсов. Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит подразделениям МВД России.
Разграничение органов финансового контроля представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Органы финансового контроля
Критерием отнесения к внутреннему или внешнему контролю принят не орган власти, при котором создана контролирующая организация (как это принято в экономической литературе), а зависимость проверяемой организации от проверяющего субъекта.
В данном случае, прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависят эффективность своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечение обязанностей по их уплате.
В целях реализации полномочий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, в рамках задач, возложенных на Следственный комитет Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 № 403–ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, Следственный комитет и Федеральная налоговая служба 13 февраля 2012 года заключили Соглашение о взаимодействии № 101–162–12/ММВ–27–2/3 (далее – Соглашение),[19] предметом которого является организация взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности. Взаимодействие касается в том числе вопросов выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, а также повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Названным Соглашением определяются принципы, направления, порядок и формы взаимодействия следственных органов Следственного комитета и налоговых органов Российской Федерации, в том числе в вопросах противодействия налоговым преступлениям.
Согласно протоколу № 1 к Соглашению (далее – Протокол № 1) устанавливается порядок направления материалов налоговыми органами в следственные органы Следственного комитета при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
При этом следует отметить, что, согласно этому порядку, в случае уплаты всей суммы (недоимки, пеней и штрафов), материал в следственные органы не передается.
Таким образом, необходимо отметить определенную роль Следственного комитета Российской Федерации в обеспечении финансовой безопасности государства. Важнейшими элементами механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы финансовой безопасности. Для усиления финансового контроля в регионе необходимо создать координирующую структуру из сотрудников правоохранительных и всех контролирующих органов, чьими задачами является обеспечение бюджетной и налоговой безопасности.
Одним из направлений совершенствования взаимодействия подразделений по налоговым преступлениям МВД России с инспекциями Федеральной налоговой службы России является мониторинг налоговых преступлений.
Поскольку в настоящее время отношения между правоохранительными органами и ФНС России строятся на периодических связях, и между ними нет четкой координации их деятельности, в целях усиления их совместной деятельности и увеличения охвата контролирующих субъектов и для борьбы с налоговыми преступлениями необходимо создать региональный центр мониторинга налоговых схем при территориальных УВД, где будет накапливаться информация по видам и формам налоговых правонарушений и преступлений, позволяющая быстро и эффективно проводить налоговые проверки.
Кроме того, необходимо законодательно закрепить положение о необходимости предоставления аудиторской фирмой сведений о разработанных ею для своих клиентов законных схемах минимизации налогообложения в инспекции ФНС России вместе с аудиторским заключением, которые впоследствии будут переданы в региональный центр мониторинга при территориальных УВД для формирования базы по законным налоговым схемам.
В настоящее время широкое распространение приобрела проблема «легального» злоупотребления налоговым законодательством. Под «легальным» уходом от налогов понимаются специфические формы планирования хозяйственной деятельности с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств за счет применения различных льгот. Для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции. В целях уклонения от уплаты налогов их плательщики могут использовать как законные, так и незаконные способы. Такая последовательность обычно именуется налоговой схемой.
В Российской Федерации работа по выявлению и пресечению налоговых схем осуществляется в основном налоговыми органами на базе той информации, которой они обладают.
2 Угрозы финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе
2.1 Индикаторы финансовой безопасности на современном этапе
Современный этап развития мировой и российской экономики характеризуется возрастанием роли финансов, повышением их влияния на экономические процессы. Изменение финансовых параметров обусловливает изменение структуры денежного спроса и предложения, оказывает мощное воздействие на динамику экономического развития страны в целом. В настоящее время в условиях открытости российской экономики и все более полной зависимости ее развития от динамики мировой экономики и процессов глобализации, очевидной становится необходимость количественной и качественной оценки, прогнозирования и предупреждения как внутренних, так и внешних экономических угроз. И особенно остро эта проблема стоит в области финансов.
Конкурентоспособность финансовой системы России тесно связана с уровнем ее безопасности и устойчивости, так как именно эти параметры определяют уровень доверия внутренних и внешних инвесторов, которые при осуществлении финансовых вложений в какой–либо вид активов оценивают уровень их риска. Этот уровень складывается из системных рисков, отраслевых рисков и рисков конкретной компании, привлекающей средства (например, эмитирующей акции или облигации) [13]
Если методики оценки финансового положения и стоимости отдельного предприятия достаточно развиты, то оценка уровня общих системных рисков — сложная проблема. Тем не менее, системный риск — это важнейшая компонента при принятии решения об инвестировании. Возможно определение уровня системных рисков и угроз при помощи количественных методов. В данном случае речь идет о системе индикаторов экономической безопасности и их пороговых (критических) значений, нарушение которых чревато наступлением явлений, препятствующих нормальному ходу воспроизводства. При этом индикаторы, описывающие состояние финансовой сферы (индикаторы финансовой безопасности), — органичная и неотъемлемая часть системы индикаторов экономической безопасности.
В данном случае, при наличии системы, позволяющей оценить уровень рисков финансовой системы в целом, проследить и проанализировать их динамику, а также проводить комплексный мониторинг ее состояния и обнаруживать очаги возникновения диспропорций, возможно своевременное принятие комплекса упреждающих мероприятий, которые позволят не допустить развития кризисных или негативных явлений, или же локализовать их, тем самым смягчив их последствия для экономики.