Файл: Курсовой работы достаточно актуальна в силу возрастающей роли финансовых отношений в экономике страны.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 501
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Выработка методических подходов к оценке финансовой стабильности
Для обеспечения финансовой стабильности на практике требуется выработка оптимального (не слишком узкого и не слишком широкого) операционального определения, которое позволяло бы вырабатывать методические подходы к оценке финансовой стабильности и критерии такой оценки. Целесообразным представляется при разработке операционального определения финансовой стабильности исходить из более узкого определения финансовой стабильности, добавляя в него по мере развития методологического инструментария указанные выше более широкие черты финансовой стабильности.
Примером более практического, нежели академического, определения финансовой стабильности является определение, используемое Европейским центральным банком, на основе которого этот банк осуществляет мониторинг финансовой стабильности и проводит свою политику. В соответствии с ним, финансовая стабильность – это «состояние, когда финансовая система способна противостоять шокам без развития кумулятивных процессов, нарушающих трансформацию сбережений в инвестиции и проведение платежных операций в экономике» [19].
Под финансовой системой в широком смысле понимается вся сфера финансовых отношений, возникающих в экономике, в том числе в реальной экономике (финансовые отношения нефинансовых предприятий, населения и органов государственного управления).
Необходимо отметить, что при оценке финансовой стабильности основное внимание обычно уделяется узкой финансовой системе (финансовым институтам, рынкам и инфраструктуре). Большое внимание финансовому сектору уделяется, в том числе, потому, что анализ состояния балансов финансовых посредников позволяет судить не только об устойчивости финансовых институтов, но и в определенной степени об устойчивости финансового положения их контрагентов (предприятий, населения, органов государственного управления). В то же время полноценный мониторинг финансовой стабильности невозможен без глубокого анализа всей системы финансовых отношений в национальной экономике, в том числе возникающих в реальной экономике, а также в связанных с внутренней экономикой экономических системах других государств.
При выработке методологии практического анализа финансовой стабильности центральные банки исходят как из подходов, выработанных на уровне международных финансовых организаций, так и из уровня развития и других особенностей конкретной финансовой системы.
Выработанные международным финансовым сообществом подходы к определению и анализу финансовой стабильности основываются на использовании следующих компонентов:
– системы национальных счетов как основы для секторального представления экономики;
– методических подходов к анализу монетарной политики (моделей трансмиссионного механизма денежно–кредитной политики и других макроэкономических моделей);
– общих баз статистической и иной информации (Международного валютного фонда, Всемирного банка, крупнейших информационных и рейтинговых агентств и др.);
– международных принципов надзора, основанного на лимитах и ограничениях за деятельностью финансовых посредников и финансовых рынков, международных стандартов и надлежащей практики деятельности финансовых посредников (Ключевые принципы эффективного банковского надзора, Базель–2 и др.).
Денежные власти разных стран творчески подходят к выработке методологии оценки финансовой стабильности, что заметно в процессе их коммуникаций с общественностью по вопросам финансовой стабильности, в первую очередь в публикуемых официальных отчетах о финансовой стабильности. Публикация центральным банком регулярных отчетов о финансовой стабильности преследует несколько целей:
– улучшать собственное понимание тенденций развития национальной и региональной (международной) финансовых систем, а также факторов, которые на них воздействуют;
– информировать участников финансовых отношений о принимаемых ими рисках, имеющихся уязвимостях в финансовой системе, а также информировать рынок о предпринимаемых и планируемых государственными органами мерах по поддержанию финансовой стабильности;
– стимулировать общественную дискуссию по всем аспектам развития финансовой системы;
– выносить на общественное обсуждение результаты аналитической и методической работы персонала центрального банка по специфическим проблемам обеспечения стабильности финансовой системы.
Привлечение внимания участников финансовой системы к проблемам поддержания финансовой стабильности (особенно к накапливающимся рискам и потенциальной уязвимости) позволяет выходить на новый уровень понимания финансовых процессов и совершенствовать методологию анализа финансовой стабильности. Кроме того, углубление общественной дискуссии по актуальным проблемам финансовой стабильности является инструментом профилактики финансовой дестабилизации, поскольку в данном случае действует принцип «предупрежден – значит вооружен».
Концепт «финансовая стабильность» сегодня находится на начальной стадии разработки, которую прошли многие категории экономической науки.
Единственным действенным инструментом преодоления, недопущения скатывания в стадию неуправляемой кардинальной перестройки, при которой система перейдет в принципиально новое состояние, иную стадию развития, являются глобальные преобразования системы общественного производства и потребления, роли капитала в данном процессе, и самое главное — формирование ценностно–ориентированной культуры общественно значимых финансово–экономических отношений и человеческого бытия. То есть посредством построения новой модели и принципов управления экономикой и обществом, основанных на новых общественно–экономических устоях и справедливой перераспределительной согласованной межнациональной политике в целях достижения относительно устойчивого состояния мировой системы в интересах всех стран–участниц.
Социально–экономическое развитие России предполагает повышение уровня конкурентоспособности экономики и инновационной направленности ее развития. При этом обеспечивать достаточного уровня финансирования приоритетных направлений призвано развитие рыночной инфраструктуры в направлении активизации рынка корпоративных бумаг, расширения спектра инструментов рынка ценных бумаг, развития системы небанковских институтов (инвестиционных фондов, финансовых, лизинговых, трастовых, страховых компаний). Поэтому необходимо рассматривать финансовую стабильность как элемент государственной экономической политики.
В заключение следует отметить, что концепт «финансовая стабильность» прочно занял место в международных научных дискуссиях. Интерес к исследованию данного феномена в первую очередь объясняется его большой практической значимостью, возможными большими финансовыми и материальными потерями для экономики в случае наступления системного финансового кризиса.
3 Приоритетные направления обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации
3.1 Налоговый фактор финансово–экономической безопасности государства
В налоговой теории налоги обычно рассматриваются исходя из их основных функций [23]:
– как фискальный инструмент, обеспечивающий наполнение казны для финансового обеспечения деятельности государства;
– как инструмент государственного регулирования социально–экономических процессов в стране, т. е. как инструмент налоговой политики государства.
Сущность финансовой безопасности государства заключается в способности национальной экономики обеспечивать формирование доходов – налоговых, таможенных и в виде страховых взносов – бюджетной системы в объемах, достаточных для финансового обеспечения деятельности государства. Если доходов собирается меньше необходимого объема, то недостаток покрывается за счет заимствований государства. В конечном счете, такая практика приводит к накоплению государственного (суверенного) долга.
При рассмотрении налогов в качестве инструмента налоговой политики государства необходимо определить сущность налоговой политики. Налоговая политика – это политика регулирующего воздействия государства на экономические, социальные, демографические и экологические процессы путем использования в системе налогообложения отдельных элементов налога (объекта налогообложения, налоговой ставки), налоговых льгот и преференций, а также путем введения нового налога, упразднения или замены действующего налога [16].
Налоговая политика регулирующего воздействия на экономические процессы не может быть единообразной, она сегментарная и должна учитывать особенности объекта регулирования, его значение для национальной экономики, влияние других неналоговых механизмов воздействия.
Так, для России ключевое значение имеет нефтегазовый сектор. Механизмы налогового стимулирования добычи углеводородного сырья эволюционировали от системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (для привлечения иностранных инвестиций в целях освоения труднодоступных месторождений) до установления нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти на конкретных участках недр, характеризуемых низкой степенью (0,05 и менее) выработанности запасов и местоположением, и отвечающих определенным требованиям (условиям).
В целях привлечения иностранных инвестиций для освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа Арктики Правительство считает целесообразным предусмотреть на 15–летний период специальную стимулирующую систему налогообложения: [18]
– полностью отменить экспортные пошлины по новым шельфовым проектам;
– налог на добычу полезных ископаемых установить на уровне 5 % цены реализуемой продукции;
– освободить от уплаты налога на имущество организаций;
– освободить от уплаты НДС на ввозимое в Российскую Федерацию оборудование, аналоги которых в стране не производятся.
Нефтегазодобывающие страны, экспортирующие половину и более сырой нефти, в условиях благоприятной конъюнктуры полноценно наполняют казну государства (растут также прибыль компаний и доходы наемных работников), а при неблагоприятной конъюнктуре снижаются добыча и экспорт нефти (сокращается ВВП), падают прибыль компаний и доходы наемных работников. Таким образом, нефтегазовые доходы в первом случае выступают как ресурсный фактор обеспечения финансовой безопасности государства, а во втором – как ресурсный фактор активизации рисков и угроз финансово–экономической безопасности страны.
Минфин России не исключает возможности использования части нефтегазовых доходов для финансирования инфраструктурных проектов, не предполагающих постоянных расходов, но при соблюдении условия, что предположительно, начиная с 2016 года базовая прогнозная цена на нефть, применяемая в расчетах федерального бюджета, будет определяться как среднегодовая цена, сложившаяся за последние 10 лет, а в случае, если фактическая цена окажется выше базовой, то дополнительные доходы пойдут на пополнение Резервного фонда (в противном случае средства Резервного фонда будут направлены на финансирование расходных обязательств федерального бюджета).
Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо в целях обеспечения неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью. Налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля устанавливают факты участия физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в схемах уклонения от налогообложения, в том числе бенефициариев – конечных получателей необоснованной налоговой выгоды. Распределение в пользу этих физических лиц и перераспределение между ними финансовых потоков в этих случаях может быть проконтролировано налоговыми органами.