Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мероприятия, направленные на продвижение имиджа лидера
Деятельность по формированию имиджа руководителей организации была организована на базисе психологической структуры личности и включала различные направления коррекции исходя их методологических принципов (принципы деятельности, системности, развития). В процессе
коррекционной работы у субъектов коррекции (руководителей) формировалось понимание, каким должен быть результативный руководителя организации – это лидер, способный вести за собой всю команду и служить примером успешности.
Коррекционная работа затрагивает личностные качества и свойства руководителей в профессиональной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сферах (см. приложение). Основные направления коррекционной работы включают: коррекцию эффективности профессиональной деятельности; коррекцию коммуникативных качеств личности; коррекцию личностных качеств – работа по снижению уровня агрессивности и тревожности личности руководителей; коррекцию мотивационной сферы.
Основными путями коррекции являются:
-
воздействие на когнитивную сферу – развитие памяти, стратегического мышления, креативности, внимания; -
воздействие на сферу личности – развитие активной деятельной личности, развитие целеустремленности, способности к принятию важных управленческих решений, последовательности в достижении целей и задач, стремления к личностному росту, стремления к инновационной деятельности, способности к риску, стремления к получению новой информации, развитие самоконтроля; -
формирование эффективного стиля руководства – развитие умения пользоваться авторитетом и властью, развитие умения управлять группой, умения правильно организовать деятельность подчиненных, развитие управленческих способностей; -
формирование коммуникативных качеств – развитие эмпатии, умения создать нормальный психологический климат в коллективе, развитие навыков делового общения, правильного отношения к критике в свой адрес, гуманного отношения к сотрудникам, развитие социальной ответственности за принятые решения; -
коррекция психических состояний – работа по снижению агрессивности, тревожности, конфликтности, повышению способности противостоять стрессовым ситуациям; -
воздействие на мотивационную сферу - работа по формированию мотивационных качеств личности, по формированию мотивации достижения, стремления к достижению поставленных целей.
Проведение тренинга «Бесконфликтное поведение, которое включало
в себя:
-
индивидуальные консультации; -
мини-лекции; -
деловые игры.
Место проведения тренинга: офисное помещение
Исполнитель: психолог
Форма работы: групповая форма, тренинг. Участники: руководители и сотрудники организации. Структура тренинга включает в себя три блока.
Основной блок тренинга посвящен проработке вопросов, связанных
сработой по снижению уровня агрессивности и тревожности личности руководителей; коррекции мотивационной сферы.
В программе коррекционной работы активно использовались тематические мини-лекции. Их актуальность обусловлена тем, что продуктивная работа руководителей достижима лишь при условии полного включения всех лидеров подразделений в систему коммуникативных связей и социальных процессов. Лекции проходили по следующему плану.
-
Вводный этап.
-
Организационный момент. -
Подготовка аудитории к восприятию лекционного материала.
-
Основная часть. Работа с лекционным материалом. а) Основные понятия (например, понятие «конфликт»).
б) Типы поведения в конфликтных ситуациях.
в) Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
г) Манипуляции в профессиональной деятельности и способы противостояния им.
мин.).
-
Заключительная часть. Подведение итогов лекции.
Длительность лекционного занятия составляет 1 академический час (45
Лекции знакомили руководителей с основными понятиями, давались
примеры различных практических ситуаций, способы выхода из них, использовался тематический наглядный материал.
В ходе мини-лекций у руководителей расширялись знания и представления по определенной проблеме, лекция давала необходимую минимальную теоретическую базу, подводила аудиторию к самостоятельным выводам по проблеме (так, во время лекции происходило знакомство с типами конфликтных ситуаций, конфликтными типами личности, способам противостояния манипуляциям в профессиональной деятельности, о негативной роли высокого уровня агрессивности и прочее).
В дальнейшем материал, полученный в ходе мини-лекции, закреплялся и отрабатывался в групповых тренинговых занятиях. Тренинговые процедуры содержали игры, упражнения, дискуссии, тесты, обобщающие упражнения, наглядные пособия. Тренинг «Бесконфликтное поведение» представлял собой 3-х дневное занятие по 1 часу в день.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 -
Адизец И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. -
Аймаганбетова О.Х. Проблема исследования лидерства в рамках социально-психологических теорий: Сборник материалов конференции «Мир науки». – 2013. – №1. –С. 63–68 -
Акбиева З.С., Терновская О.И. Шнейдер Л.Б. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение. М. – Воронеж: Изд-во МПСИ, НПО «МОДЭК», 2008. – 328 с. -
Алексеева Т. А., Баталов Т. Я., Богутаров А. Д. и др. Лидерство и конкуренция в мировой системе: Россия и США // монография : – М. : Красанд, 2016. – 346 с. -
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / - М.: Аспект- Пресс, 2016. - 363 c. -
Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 101–106 -
Белов В. В., Белова Е. В. Концептуальные основы исследования управленческого лидерства в психологии // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 3 (7). С. 109–118. -
Белов В. В., Белова Е. В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход. // Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 116–125. -
Белов В.В., Белова Е.В., Корзунин В.А. Психодиагностика способностей к управленческому лидерству: учеб. пособие / – СПб., 2015. – 200 с. -
Белов. В.В. Е.В. Белова Конкурентный подход в психологии управленческого лидерства // Управленческое консультирование. - 2015. - №6 (78). - С.125-137. -
Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб.: 2009. - 448 с. -
Бланшар К., Миллер М., Аникина Ю., Исаева М.. Лидеры выбирают РОСТ : пер. с англ. /– Калуга :Рифформа, 2015. – 129 с. -
Вакула, М. Н. Социально-психологический портрет современного лидера молодежной организации // Научные труды РИВШ: исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. – Минск, 2015. – Ч. 2. – С. 54– 61. -
Валишин Е.Н. Ситуационные особенности лидерства в управлении персоналом организации // Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 624. -
Васильева М., Надеин А. Бренд: сила личности. - СПб: Питер, 2003. - 208 с. -
Волкова М.Ю. Стиль руководства и эффективность работы организации // Компетентность. 2012. № 2. С. 42–45 -
Вербняк П. А. Лидерство в современном мире [Электронный ресурс]. / Время бизнеса, М., 2016. URL: http://www.camcomp.com/liderstvo- v-sovremennommire.html (дата обращения 23.11.18) -
Вовна О.С. Лидерское поведение руководителя, ориентированное на развитие подчиненных: различия на организационных уровнях // Организационная психология, 2016. № 2. -
Восемь основных теорий лидерства [Электронный ресурс] / психология: теория и практика, М., 2013. URL: http://aboutyourself.ru/psyteorii/vosem-teorij-liderstva.html (дата обращения 23.11.18) -
Герасимова И.Л., Ветлужских Е.А., Гаврилова Е.В. Феномен лидерства и его взаимосвязь с формальным руководством // Молодежь в современном мире, 2015 - С. 52-56.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Направления коррекционной работы по формированию имиджа руководителя (лидера)
Основные направления коррекционной работы по формированию результативног о имиджа руководителей организации | Пути коррекции | Формы воздействия | Прогнозируемый результат |
Коррекция эффективности профессиональ ной деятельности | Развитие активности, стратегического мышления, внимания, памяти, креативности | Деловые игры мини- лекции, групповые тренинги | Повышение уровня эффективности профессионально й деятельности, управленческих способностей, способности к стратегическому руководству организацией |
Коррекция коммуникативн ых качеств личности | Работа по снижению коммуникативных барьеров, развитие коммуникабельност и, формирование стиля руководства | Групповые тренинги, мини- лекции | Повышение социальной ответственности, повышение качества межличностного взаимодействия, повышение уровня умения руководить коллективом профессионалов |
Коррекция психических состояний | Работа по снижению агрессивности и тревожности личности | Индивидуальные консультации, мини-лекции, групповые тренинги, деловые игры | Повышение стрессоустойчиво сти, снижение личностной конфликтности, |
Коррекция мотивационной сферы | Работа по формированию преобладающей мотивации успеха | Групповые тренинги, мини- лекции | Совершенствован ие мотивационной сферы личности руководителя |