Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Андреева О. С. Принципы формирования и реализа- ции индивидуальной программы реабилитации инвалидов //
Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов.
Доклады межведомственной конференции. М.: Комитет труда и занятости Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Фонд "Со- циальный партнер", 1999. С.
187
2. Гусева И. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,
1999.
3. Дементьева Н. Ф. Об индивидуальных реабилитаци- онных программах для инвалидов и престарелых в домах- интернатах //
экспертиза и реабили- тация инвалидов: Республиканский межведомственный сбор- ник. Киев: Здоровье, 1984. Вып. 16. С.
4.
В. И., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты.
СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Пе- тербурга, 1996.
5. Примерное положение об индивидуальной програм- ме реабилитации инвалида. Утверждено постановлением
Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14 // Сб. законо- дат.
документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 2000. С. 113—128.
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
§ 2. Социальная реабиаитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет свое- образие и отличие от сложившегося представления о со- циальной реабилитации. Это своеобразие объясняется ря- дом обстоятельств.
1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:
• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).
Вместе с долгожителями они составляют 63,2%;
188
• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);
• ограниченная способность к самообслуживанию; не- способные и частично себя обслуживающие составляют
62,3% проживающих;
• ограниченная способность к передвижению; лица, не- способные к передвижению и осуществляющие двигатель- ную активность в пределах палаты, составляют 44,6% кон- тингента домов-интернатов;
• изменение психики в пожилом возрасте ся в нарушениях памяти на новые события при сохраннос- ти воспроизведения давних, в расстройствах внимания (от- влекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мысли- тельных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространствен- ной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плав- ность, точность, координация);
• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты:
повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью,
выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмо- циональной "сухости". К возрастным особенностям личнос- ти относятся также обидчивость, эгоцентризм и др.
Указанные характеристики, отражающие эти особен- ности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации.
Тем не менее вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы разви- тия и совершенствования ряда направлений реабилитаци- онной деятельности в домах-интернатах.
2. Характеристика среды, условий проживания в до- мах-интернатах. Даже в высоко организованных учрежде- ниях не удается избежать особенностей среды:
• ограниченные возможности занятости;
• монотонный образ жизни;
• ограниченность жизненного пространства;
189
• недостаток бытового комфорта;
• психологическая несовместимость проживающих;
• зависимость от окружающих;
• формальное отношение персонала.
Обе группы обстоятельств отражают особенности со- циальной реабилитации лиц преклонного возраста в
- интернатах.
Одной из ведущих проблем в создании реабилитацион- ной среды в домах-интернатах является организация соци- ально-психологической адаптации пожилых и старых лю- дей как специфический этап социальной реабилитации.
Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального ста- туса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожи- лого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходя- щие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситу- ации. Процесс перестройки личности происходит очень бо- лезненно и
Известно, что в старости выявляются ослабление па- мяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств старе- ющих людей является психологическая уязвимость и нара- стающая неспособность справиться с разнообразными стрес- сами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувстви- тельностью к проявлениям внимания, морально-психоло- гической поддержке.
Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосу- дистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожи- лых людей.
190
Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в дом-интернат, невозможно устранить,
первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная ра- бота по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.
Начальный период проживания пожилых людей в доме- интернате состоит из трех основных этапов: поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими осо- бенностями и различается целями и задачами в осуществ- лении социально-психологической адаптации.
Указанные обстоятельства определяют функции соци- ального работника в организации адаптации пожилых лю- дей в доме-интернате. Деятельность социального работни- ка, ее содержание зависит от этапа "прохождения" соци- ально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.
Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:
• поступление связано с состоянием здоровья;
• поступление связано с конфликтной ситуацией в се- мье;
• поступление связано с желанием сохранить незави- симость от ближайшего родственного окружения.
Важную роль для последующей логи- ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах иг- рает информация об этих учреждениях.
Большинство пожилых людей имели к моменту ступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от род- ственников и близких знакомых, врачей и работников орга- нов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в
191
Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чер- тами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведо- мого. Для личности, имеющей склонность к лидированию,
вариант постоянного пребывания в роли ведомого являет- ся чрезмерной психологической нагрузкой, которая может закончиться эмоциональным срывом.
В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотруд- ников дома-интерната возможно усиление и фиксация на этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.
Роль социального работника состоит в том, чтобы обес- печить адаптацию пожилого человека в новых условиях.
Для этого необходимы сведения о характерологических осо- бенностях пожилого человека, наклонностях и интересах,
установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также пре- следующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Помимо изучения особенностей личности и других об- стоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совме- стного проживания и т. д.
В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, высту- пает и как социальный психолог, и как социальный педагог.
При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека,
знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностя- ми к передвижению и степенью сохранности к самообслу- живанию.
194
Из приемно-карантинного отделения лица старших воз- растов должны попадать в спокойную, хорошо организо- ванную среду адаптационного воздействия, которая фор- мируется совместными усилиями врача, медсестры этажа,
трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адап- тации пожилых людей к условиям дома-интерната.
К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения,
должно быть привлечено повышенное внимание всех со- трудников, которое поможет ему найти свое место в кол- лективе поживающих и ослабит негативное влияние, свя- занное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванно- го этим эмоционального перенапряжения.
Роль социального работника как специалиста, владею- щего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходи- мостью обучения персонала в дифферен- цированном подходе к пожилым людям.
Через б месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного реше- ния: проживать в доме-интернате постоянно или вернуть- ся к привычному окружению. В это время происходит кри- тическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.
Обследование пожилых людей через месяцев прожи- вания в доме-интернате показало, что их ожидания, свя- занные с поступлением в эти учреждения, в 40,4% не оп- равдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как более тяжелая по сравнению с их предварительными пред- ставлениями. Лишь пожилых оценивали жизнь в доме- интернате выше своих ожиданий.
Основные причины недовольства связаны с плохой орга- низацией жизни в доме-интернате, невнимательным, фор- мальным отношением персонала, неблагоприятным психо- логическим климатом.
195
Положительная досугово-рекреационная установка,
имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не реали- зуется полностью. Это объясняется тем, что основной фор- мой организованного досуга является пассивное прослуши- вание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения ноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-ин- тернате носит пассивный, ситуативный характер, круг об- щения пожилых людей ограничен персоналом и лицами,
проживающими в доме-интернате.
Известно, что одной из причин эмоционального напря- жения может явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление обще- ния быстрее исчерпывает информационную ценность каж- дого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции.
На этом этапе важное значение приобретает так назы- ваемая терапия средой, которая включает создание благо- приятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреж- дение болезненных реакций. Эти цели достигаются органи- зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос- ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно- шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой ста- новится понятной, если иметь в виду обстановку дома-ин- терната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.
Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работ- ника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:
• определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;
196
• выработка индивидуальных психокоррекционных под- ходов;
• помощь в формировании нового жизненного стерео- типа;
• поддержание активных стратегий приспособления;
• формирование адекватных установок на среду;
• снятие негативных эмоциональных переживаний;
• формирование и вовлечение пожилых людей в раз- личные микросоциальные группы;
• групповая психокоррекционная работа.
Для решения поставленных задач необходимо прове- дение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно- мотивационной сферы, самосознания, эмоционального реа- гирования на ситуацию, использование включенного наблю- дения за поведением и общением пожилых людей. Необхо- дима помощь и поддержка проявлениям социальной актив- ности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате.
Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте- реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо- ционального напряжения. Число занятий определяется ин- дивидуально.
Групповая психокоррекционная работа должна прово- диться с использованием дискуссионных групп, групп об- щения, тренинга умений, релаксационных групп.
Дискуссионные группы, как правило, не требуют спе- циального подбора слушателей. Целью ее является осозна- ние текущей ситуации,
вопросов "что по- могает нам жить?", "что мешает нам жить?".
Группы общения требуют предварительного отбора,
желательно формировать их из лиц, не находящихся в меж- личностных конфликтах. Цель группы — сознательное к чувствам своим и другого осознание самого себя, развитие межличностного доверия.
197
Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов.
Доклады межведомственной конференции. М.: Комитет труда и занятости Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Фонд "Со- циальный партнер", 1999. С.
187
2. Гусева И. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,
1999.
3. Дементьева Н. Ф. Об индивидуальных реабилитаци- онных программах для инвалидов и престарелых в домах- интернатах //
экспертиза и реабили- тация инвалидов: Республиканский межведомственный сбор- ник. Киев: Здоровье, 1984. Вып. 16. С.
4.
В. И., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты.
СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Пе- тербурга, 1996.
5. Примерное положение об индивидуальной програм- ме реабилитации инвалида. Утверждено постановлением
Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14 // Сб. законо- дат.
документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 2000. С. 113—128.
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
§ 2. Социальная реабиаитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет свое- образие и отличие от сложившегося представления о со- циальной реабилитации. Это своеобразие объясняется ря- дом обстоятельств.
1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:
• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).
Вместе с долгожителями они составляют 63,2%;
188
• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);
• ограниченная способность к самообслуживанию; не- способные и частично себя обслуживающие составляют
62,3% проживающих;
• ограниченная способность к передвижению; лица, не- способные к передвижению и осуществляющие двигатель- ную активность в пределах палаты, составляют 44,6% кон- тингента домов-интернатов;
• изменение психики в пожилом возрасте ся в нарушениях памяти на новые события при сохраннос- ти воспроизведения давних, в расстройствах внимания (от- влекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мысли- тельных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространствен- ной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плав- ность, точность, координация);
• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты:
повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью,
выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмо- циональной "сухости". К возрастным особенностям личнос- ти относятся также обидчивость, эгоцентризм и др.
Указанные характеристики, отражающие эти особен- ности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации.
Тем не менее вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы разви- тия и совершенствования ряда направлений реабилитаци- онной деятельности в домах-интернатах.
2. Характеристика среды, условий проживания в до- мах-интернатах. Даже в высоко организованных учрежде- ниях не удается избежать особенностей среды:
• ограниченные возможности занятости;
• монотонный образ жизни;
• ограниченность жизненного пространства;
189
• недостаток бытового комфорта;
• психологическая несовместимость проживающих;
• зависимость от окружающих;
• формальное отношение персонала.
Обе группы обстоятельств отражают особенности со- циальной реабилитации лиц преклонного возраста в
- интернатах.
Одной из ведущих проблем в создании реабилитацион- ной среды в домах-интернатах является организация соци- ально-психологической адаптации пожилых и старых лю- дей как специфический этап социальной реабилитации.
Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального ста- туса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожи- лого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходя- щие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситу- ации. Процесс перестройки личности происходит очень бо- лезненно и
Известно, что в старости выявляются ослабление па- мяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств старе- ющих людей является психологическая уязвимость и нара- стающая неспособность справиться с разнообразными стрес- сами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувстви- тельностью к проявлениям внимания, морально-психоло- гической поддержке.
Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосу- дистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожи- лых людей.
190
Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в дом-интернат, невозможно устранить,
первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная ра- бота по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.
Начальный период проживания пожилых людей в доме- интернате состоит из трех основных этапов: поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими осо- бенностями и различается целями и задачами в осуществ- лении социально-психологической адаптации.
Указанные обстоятельства определяют функции соци- ального работника в организации адаптации пожилых лю- дей в доме-интернате. Деятельность социального работни- ка, ее содержание зависит от этапа "прохождения" соци- ально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.
Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:
• поступление связано с состоянием здоровья;
• поступление связано с конфликтной ситуацией в се- мье;
• поступление связано с желанием сохранить незави- симость от ближайшего родственного окружения.
Важную роль для последующей логи- ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах иг- рает информация об этих учреждениях.
Большинство пожилых людей имели к моменту ступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от род- ственников и близких знакомых, врачей и работников орга- нов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в
191
ряде случаев — искаженный характер (представление о доме-интернате идентифицировалось с распорядком боль- ницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным еже- дневным наблюдением среднего медперсонала). Представ- ления о бытовом обслуживании, организации труда и до- суга были неполными. Недостаточная информация вызыва- ла и поддерживала повышенную тревожность и неуверен- ность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.
Несмотря на то что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознатель- но, более половины пожилых людей, поступивших в при- емно-карантинное отделение дома-интерната, до последне- го момента испытывали колебания и сомнения в правиль- ности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя мо- тивами: боязнь перемен и незнание конкретных условий про- живания.
Роль социального работника во время пребывания по- жилых людей в приемно-карантинном отделении дома-ин- терната состоит в том, чтобы разъяснить функции учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня,
с расположением бытовых служб и медицинских кабине- тов, часами работы администрации и т. д.; провести беседу,
ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожи- лых людей, решивших поступить в эти учреждения,
во многом может снизить состояние неуверенности и тре- вожности.
Более полному информированию пожилых людей о доме-интернате уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отра- жением основных разделов работы, альбома с фотография- ми проживающих, их занятости, проведении досуга и т. д.
Во избежание полного разрыва с прежним привычным об- разом жизни с целью осуществления возможности получе- ния информации об общественной жизни в приемно-каран-
192 1
Несмотря на то что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознатель- но, более половины пожилых людей, поступивших в при- емно-карантинное отделение дома-интерната, до последне- го момента испытывали колебания и сомнения в правиль- ности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя мо- тивами: боязнь перемен и незнание конкретных условий про- живания.
Роль социального работника во время пребывания по- жилых людей в приемно-карантинном отделении дома-ин- терната состоит в том, чтобы разъяснить функции учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня,
с расположением бытовых служб и медицинских кабине- тов, часами работы администрации и т. д.; провести беседу,
ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожи- лых людей, решивших поступить в эти учреждения,
во многом может снизить состояние неуверенности и тре- вожности.
Более полному информированию пожилых людей о доме-интернате уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отра- жением основных разделов работы, альбома с фотография- ми проживающих, их занятости, проведении досуга и т. д.
Во избежание полного разрыва с прежним привычным об- разом жизни с целью осуществления возможности получе- ния информации об общественной жизни в приемно-каран-
192 1
тинном отделении обязательны радиоприемники (желатель- но с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реали- зация этих мероприятий делает еще более актуальной роль социального работника в доме-интернате и особенно на пер- вом этапе пребывания там пожилого человека.
После двухнедельного проживания в приемно-каран- тинном отделении происходит расселение лиц старших воз- растов по месту их основного проживания в доме-интерна- те. Этот этап характеризуется дополнительными эмоцио- нальными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жиз- ненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомы- ми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня — все эти обстоятельства ведут к возник- новению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3—
4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с пере- водом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющей- ся хронической патологии. Эмоциональное состояние харак- теризуется появлением чувства безысходности происходя- щего.
Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселе- ние", т. е. размещение в отделении. При переводе пожило- го человека в отделение и поселении его в комнату с сосе- дями нередко возникают сложности совместного прожива- ния. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его психологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторже- ние на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональ- ными переживаниями.
193
После двухнедельного проживания в приемно-каран- тинном отделении происходит расселение лиц старших воз- растов по месту их основного проживания в доме-интерна- те. Этот этап характеризуется дополнительными эмоцио- нальными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жиз- ненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомы- ми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня — все эти обстоятельства ведут к возник- новению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3—
4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с пере- водом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющей- ся хронической патологии. Эмоциональное состояние харак- теризуется появлением чувства безысходности происходя- щего.
Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселе- ние", т. е. размещение в отделении. При переводе пожило- го человека в отделение и поселении его в комнату с сосе- дями нередко возникают сложности совместного прожива- ния. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его психологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторже- ние на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональ- ными переживаниями.
193
Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чер- тами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведо- мого. Для личности, имеющей склонность к лидированию,
вариант постоянного пребывания в роли ведомого являет- ся чрезмерной психологической нагрузкой, которая может закончиться эмоциональным срывом.
В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотруд- ников дома-интерната возможно усиление и фиксация на этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.
Роль социального работника состоит в том, чтобы обес- печить адаптацию пожилого человека в новых условиях.
Для этого необходимы сведения о характерологических осо- бенностях пожилого человека, наклонностях и интересах,
установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также пре- следующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Помимо изучения особенностей личности и других об- стоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совме- стного проживания и т. д.
В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, высту- пает и как социальный психолог, и как социальный педагог.
При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека,
знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностя- ми к передвижению и степенью сохранности к самообслу- живанию.
194
Из приемно-карантинного отделения лица старших воз- растов должны попадать в спокойную, хорошо организо- ванную среду адаптационного воздействия, которая фор- мируется совместными усилиями врача, медсестры этажа,
трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адап- тации пожилых людей к условиям дома-интерната.
К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения,
должно быть привлечено повышенное внимание всех со- трудников, которое поможет ему найти свое место в кол- лективе поживающих и ослабит негативное влияние, свя- занное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванно- го этим эмоционального перенапряжения.
Роль социального работника как специалиста, владею- щего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходи- мостью обучения персонала в дифферен- цированном подходе к пожилым людям.
Через б месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного реше- ния: проживать в доме-интернате постоянно или вернуть- ся к привычному окружению. В это время происходит кри- тическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.
Обследование пожилых людей через месяцев прожи- вания в доме-интернате показало, что их ожидания, свя- занные с поступлением в эти учреждения, в 40,4% не оп- равдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как более тяжелая по сравнению с их предварительными пред- ставлениями. Лишь пожилых оценивали жизнь в доме- интернате выше своих ожиданий.
Основные причины недовольства связаны с плохой орга- низацией жизни в доме-интернате, невнимательным, фор- мальным отношением персонала, неблагоприятным психо- логическим климатом.
195
Положительная досугово-рекреационная установка,
имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не реали- зуется полностью. Это объясняется тем, что основной фор- мой организованного досуга является пассивное прослуши- вание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения ноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-ин- тернате носит пассивный, ситуативный характер, круг об- щения пожилых людей ограничен персоналом и лицами,
проживающими в доме-интернате.
Известно, что одной из причин эмоционального напря- жения может явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление обще- ния быстрее исчерпывает информационную ценность каж- дого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции.
На этом этапе важное значение приобретает так назы- ваемая терапия средой, которая включает создание благо- приятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреж- дение болезненных реакций. Эти цели достигаются органи- зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос- ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно- шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой ста- новится понятной, если иметь в виду обстановку дома-ин- терната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.
Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работ- ника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:
• определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;
196
• выработка индивидуальных психокоррекционных под- ходов;
• помощь в формировании нового жизненного стерео- типа;
• поддержание активных стратегий приспособления;
• формирование адекватных установок на среду;
• снятие негативных эмоциональных переживаний;
• формирование и вовлечение пожилых людей в раз- личные микросоциальные группы;
• групповая психокоррекционная работа.
Для решения поставленных задач необходимо прове- дение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно- мотивационной сферы, самосознания, эмоционального реа- гирования на ситуацию, использование включенного наблю- дения за поведением и общением пожилых людей. Необхо- дима помощь и поддержка проявлениям социальной актив- ности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате.
Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте- реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо- ционального напряжения. Число занятий определяется ин- дивидуально.
Групповая психокоррекционная работа должна прово- диться с использованием дискуссионных групп, групп об- щения, тренинга умений, релаксационных групп.
Дискуссионные группы, как правило, не требуют спе- циального подбора слушателей. Целью ее является осозна- ние текущей ситуации,
вопросов "что по- могает нам жить?", "что мешает нам жить?".
Группы общения требуют предварительного отбора,
желательно формировать их из лиц, не находящихся в меж- личностных конфликтах. Цель группы — сознательное к чувствам своим и другого осознание самого себя, развитие межличностного доверия.
197