Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• участие всех специалистов Бюро в освидетель- ствовании больных и инвалидов на всех этапах проведения медико-социальной экспертизы, включая экспертно-реаби- диагностику, оценку реабилитационного по- тенциала, реабилитационного прогноза и собственно фор- мирование программ медицинской, профессиональной, со- циальной реабилитации. Особенностью является форма уча- стия в этом процессе психолога, который работу с инвали- дом по психологической диагностике должен проводить в отдельном, специально оборудованном помещении. Каждо- му из специалистов принадлежит конкретная роль в фор- мировании ИПР на всех ее этапах. Например, специалист по реабилитации совместно с врачами различных специ- альностей, в зависимости от профиля Бюро МСЭ, прово- дит экспертизу на этапах пертной, социальной диагностики, оценки реабилитацион- ного прогноза, реабилитационного потенциала, ограниче- ний жизнедеятельности, а также формирования всех раз- делов (программ) ИПР; оформляет МПР; специалист по со- циальной работе принимает участие, наряду со специа- листом по реабилитации и тремя врачами различных спе- циальностей, в формировании программы мер социальной реабилитации. Кроме того, он осуществляет обследование социально-бытового положения инвалида, а также подроб- ное информирование инвалида о порядке реализации ИПР
после ее утверждения. Инвалиду должны быть даны исчер- пывающие разъяснения о последствиях отказа от реализа- ции ИПР;
• тщательную разъяснительную работу с инвалидом о целях, задачах, прогнозируемых результатах и социаль- но-правовых последствиях реабилитационных мероприятий,
о правах инвалида на реабилитацию и последствиях в слу- чае отказа от ИПР в целом или отдельных ее видов и форм;
• участие самого инвалида (или лица, представляю- щего его интересы) в определении порядка реализации ИПР;
• наличие в Бюро МСЭ информации об учреждениях и организациях, которые могут быть исполнителями конк-
178
ретных реабилитационных мероприятий и услуг. Для обес- печения Бюро МСЭ целесообразно установить (например,
решением органа исполнительной власти субъекта ской Федерации), чтобы территориальные органы охранения, образования, социальной защиты населения,
труда и занятости определили и систематически уточняли перечень подведомственных реабилитационных учреждений и осуществляемые ими конкретные виды реабилитации.
Уточненные перечни должны доводиться до сведения всех учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы данной территории;
• взаимодействие учреждений государственной служ- бы медико-социальной экспертизы с заинтересованными службами в сфере реабилитации, которое должно осуще- ствляться как на этапе формирования ИПР, так и ее ис- полнения. Например, тесные контакты и последовательные действия должны быть отработаны на этапе формирования
ИПР с учреждениями здравоохранения. В целях обеспече- ния формирования ИПР в установленные сроки целесооб- разно, чтобы предложения в программу мер медицинской реабилитации представлялись лечебно-профилактически- ми учреждениями с направлением на освидетельствование с указанием видов, форм, объемов, сроков медицинской реабилитации и исполнителей. При отсутствии в бюро МСЭ
психолога или при других обстоятельствах инвалид может быть направлен на профтестирование в службу занятости.
В случае необходимости намечается программа допол- нительного обследования, запись о которой вносится в акт освидетельствования. Бюро МСЭ может привлекать к работке ИПР специалистов учреждений здравоохранения,
службы занятости и других органов и учреждений, осущест- вляющих деятельность в сфере реабилитации. В этих слу- чаях инвалиду выдается на руки письменный запрос (зап- росы) в соответствующие учреждения, на предприятия, с просьбой провести необходимое обследование (уточнить сведения, касающиеся профессионально-трудовой,
179
решением органа исполнительной власти субъекта ской Федерации), чтобы территориальные органы охранения, образования, социальной защиты населения,
труда и занятости определили и систематически уточняли перечень подведомственных реабилитационных учреждений и осуществляемые ими конкретные виды реабилитации.
Уточненные перечни должны доводиться до сведения всех учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы данной территории;
• взаимодействие учреждений государственной служ- бы медико-социальной экспертизы с заинтересованными службами в сфере реабилитации, которое должно осуще- ствляться как на этапе формирования ИПР, так и ее ис- полнения. Например, тесные контакты и последовательные действия должны быть отработаны на этапе формирования
ИПР с учреждениями здравоохранения. В целях обеспече- ния формирования ИПР в установленные сроки целесооб- разно, чтобы предложения в программу мер медицинской реабилитации представлялись лечебно-профилактически- ми учреждениями с направлением на освидетельствование с указанием видов, форм, объемов, сроков медицинской реабилитации и исполнителей. При отсутствии в бюро МСЭ
психолога или при других обстоятельствах инвалид может быть направлен на профтестирование в службу занятости.
В случае необходимости намечается программа допол- нительного обследования, запись о которой вносится в акт освидетельствования. Бюро МСЭ может привлекать к работке ИПР специалистов учреждений здравоохранения,
службы занятости и других органов и учреждений, осущест- вляющих деятельность в сфере реабилитации. В этих слу- чаях инвалиду выдается на руки письменный запрос (зап- росы) в соответствующие учреждения, на предприятия, с просьбой провести необходимое обследование (уточнить сведения, касающиеся профессионально-трудовой,
179
вательной среды и др.) и о результатах сообщить к уста- новленному сроку.
В случае непоступления запрошенных данных началь- ник Бюро МСЭ принимает меры по выяснению причин не- исполнения поручения.
Сформированная ИПР должна быть подписана началь- ником Бюро МСЭ, его подпись должна быть заверена печа- тью. ИПР выдается на руки инвалиду, а ее копия в трех- дневный срок пересылается в муниципальное управление социальной защиты населения (МУСЗН) по месту получе- ния пенсии инвалидом.
В том случае, если инвалид пенсионируется не в орга- нах социального обеспечения (в органах внутренних дел,
безопасности, обороны и др.), то ИПР направляется в
МУСЗН по месту постоянного проживания (регистрации)
инвалида, а в случае содержания в ней мероприятий по бесплатному для инвалида санаторно-курортному лечению,
обеспечению автомобилем (мотоколяской) выписка из ИПР
в этой части направляется в соответствующий орган, осу- ществляющий пенсионирование инвалида.
При оформлении ИПР следует иметь в виду, что в со- ответствии с законодательством в нее включаются как реа- билитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых при- нимают участие сам инвалид или другие лица и организа- ции независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида само- стоятельно (с посторонней помощью) оплатить то или иное средство реабилитации (услугу), показанное ему, но не предусмотренное базовыми программами, отметка об этом обязательно делается в ИПР ("оплачивает инвалид") перед подписью инвалида.
Контроль за реализацией ИПР осуществляется Бюро
МСЭ при очередном освидетельствовании, а также при на-
180
В случае непоступления запрошенных данных началь- ник Бюро МСЭ принимает меры по выяснению причин не- исполнения поручения.
Сформированная ИПР должна быть подписана началь- ником Бюро МСЭ, его подпись должна быть заверена печа- тью. ИПР выдается на руки инвалиду, а ее копия в трех- дневный срок пересылается в муниципальное управление социальной защиты населения (МУСЗН) по месту получе- ния пенсии инвалидом.
В том случае, если инвалид пенсионируется не в орга- нах социального обеспечения (в органах внутренних дел,
безопасности, обороны и др.), то ИПР направляется в
МУСЗН по месту постоянного проживания (регистрации)
инвалида, а в случае содержания в ней мероприятий по бесплатному для инвалида санаторно-курортному лечению,
обеспечению автомобилем (мотоколяской) выписка из ИПР
в этой части направляется в соответствующий орган, осу- ществляющий пенсионирование инвалида.
При оформлении ИПР следует иметь в виду, что в со- ответствии с законодательством в нее включаются как реа- билитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых при- нимают участие сам инвалид или другие лица и организа- ции независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида само- стоятельно (с посторонней помощью) оплатить то или иное средство реабилитации (услугу), показанное ему, но не предусмотренное базовыми программами, отметка об этом обязательно делается в ИПР ("оплачивает инвалид") перед подписью инвалида.
Контроль за реализацией ИПР осуществляется Бюро
МСЭ при очередном освидетельствовании, а также при на-
180
значаемых в отдельных случаях освидетельствованиях в порядке динамического наблюдения.
Для обеспечения контроля за выполнением реабилита- ционных мероприятий инвалидом в Бюро МСЭ использу- ются компьютерные технологии, позволяющие вести дина- мическое наблюдение за процессом реабилитации каждого конкретного инвалида и в целом обслуживаемого контин- гента инвалидов на основе специальных информационных систем.
ИПР является обязательной для соответствующих ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправ- ления, а также организаций, предприятий и учреждений независимо от организационно-правовых форм собственно- сти (органы и учреждения государственной службы реа- билитации инвалидов), которые определены исполнителя- ми конкретных реабилитационных мероприятий.
Основной комплекс мероприятий по медицинской, про- фессиональной и социальной реабилитации инвалидов осу- ществляется на местном (районном, городском) уровне. Уч- реждения различных ведомств реализуют ИПР в рамках своей профессиональной деятельности и предоставляют не- обходимую информацию по реализации ИПР в соответству- ющий местный орган социальной защиты населения.
В тех случаях, когда на местном уровне не представ- ляется возможным реализовать ИПР, инвалид направляет- ся в территориальные или федеральные учреждения реа- билитационного профиля, на базе которых возможно ком- плексное проведение реабилитационных мероприятий и осуществление реализации ИПР в полном объеме.
Исполнение ИПР осуществляется реабилитационными учреждениями любой формы собственности при наличии лицензии на право заниматься этим видом деятельности.
Деятельность реабилитационных учреждений должна обеспечивать комплексное решение проблем по интегра- ции личности инвалида в общество, что может достигаться через совместные формы работы (межведомственные сове-
181
Для обеспечения контроля за выполнением реабилита- ционных мероприятий инвалидом в Бюро МСЭ использу- ются компьютерные технологии, позволяющие вести дина- мическое наблюдение за процессом реабилитации каждого конкретного инвалида и в целом обслуживаемого контин- гента инвалидов на основе специальных информационных систем.
ИПР является обязательной для соответствующих ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправ- ления, а также организаций, предприятий и учреждений независимо от организационно-правовых форм собственно- сти (органы и учреждения государственной службы реа- билитации инвалидов), которые определены исполнителя- ми конкретных реабилитационных мероприятий.
Основной комплекс мероприятий по медицинской, про- фессиональной и социальной реабилитации инвалидов осу- ществляется на местном (районном, городском) уровне. Уч- реждения различных ведомств реализуют ИПР в рамках своей профессиональной деятельности и предоставляют не- обходимую информацию по реализации ИПР в соответству- ющий местный орган социальной защиты населения.
В тех случаях, когда на местном уровне не представ- ляется возможным реализовать ИПР, инвалид направляет- ся в территориальные или федеральные учреждения реа- билитационного профиля, на базе которых возможно ком- плексное проведение реабилитационных мероприятий и осуществление реализации ИПР в полном объеме.
Исполнение ИПР осуществляется реабилитационными учреждениями любой формы собственности при наличии лицензии на право заниматься этим видом деятельности.
Деятельность реабилитационных учреждений должна обеспечивать комплексное решение проблем по интегра- ции личности инвалида в общество, что может достигаться через совместные формы работы (межведомственные сове-
181
обсуждения, обмен информацией и т.
Процесс углубления взаимодействия при реализации ИПР осуще- ствляется путем совместного анализа специалистами служ- бы реабилитации хода их выполнения и поиска оптималь- ных решений.
Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования ИПР; исполнения ИПР; организации конт- роля за исполнением ИПР, а также совместной деятельно- сти с общественными организациями.
Органы здравоохранения, социальной защиты населе- ния, образования, занятости субъектов Российской Феде- рации, систематически доводят до сведения подведомствен- ных учреждений, которые определены исполнителями кон- кретных видов реабилитации, и учреждений МСЭ перечень осуществляемых ими видов реабилитационных мероприя- тий, предоставляемых услугах и технических средствах.
Выбор реабилитационных учреждений для реализации
ИПР осуществляется с учетом:
• обеспечения приближения реабилитационных услуг к потребителю;
• гарантии высокого качества реабилитационных ус- луг;
• обеспечения комплексности реабилитационных услуг;
многообразия форм и методов реабилитации на основе сис- темного подхода при их реализации.
Для осуществления реабилитации может быть исполь- зовано учреждение с полным комплексом услуг или (в слу- чае отсутствия такового) несколько учреждений.
Учреждения, используемые в качестве базы для реа- лизации ИПР, ведут специальный учет работы с инвалида- ми (проведенные реабилитационные мероприятия, оказан- ные услуги, предоставленные технические средства реа- билитации, их стоимость) и предоставляют отчет о прове- денной работе в вышестоящий орган управления.
182
Процесс углубления взаимодействия при реализации ИПР осуще- ствляется путем совместного анализа специалистами служ- бы реабилитации хода их выполнения и поиска оптималь- ных решений.
Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования ИПР; исполнения ИПР; организации конт- роля за исполнением ИПР, а также совместной деятельно- сти с общественными организациями.
Органы здравоохранения, социальной защиты населе- ния, образования, занятости субъектов Российской Феде- рации, систематически доводят до сведения подведомствен- ных учреждений, которые определены исполнителями кон- кретных видов реабилитации, и учреждений МСЭ перечень осуществляемых ими видов реабилитационных мероприя- тий, предоставляемых услугах и технических средствах.
Выбор реабилитационных учреждений для реализации
ИПР осуществляется с учетом:
• обеспечения приближения реабилитационных услуг к потребителю;
• гарантии высокого качества реабилитационных ус- луг;
• обеспечения комплексности реабилитационных услуг;
многообразия форм и методов реабилитации на основе сис- темного подхода при их реализации.
Для осуществления реабилитации может быть исполь- зовано учреждение с полным комплексом услуг или (в слу- чае отсутствия такового) несколько учреждений.
Учреждения, используемые в качестве базы для реа- лизации ИПР, ведут специальный учет работы с инвалида- ми (проведенные реабилитационные мероприятия, оказан- ные услуги, предоставленные технические средства реа- билитации, их стоимость) и предоставляют отчет о прове- денной работе в вышестоящий орган управления.
182
Инвалид (его законный представитель) обращается в соответствующее реабилитационное учреждение, указан- ное в самостоятельно, представляя имеющуюся на руках ИПР.
В учреждениях, реализующих ИПР инвалидов, выде- ляется специалист, ответственный за организацию выпол- нения мероприятий ИПР (далее — организатор выполне- ния ИПР).
Организатор выполнения ИПР:
• ведет первичный прием инвалида при обращении в данное реабилитационное учреждение;
• осуществляет контроль за выполнением реабилита- ционных мероприятий соответствующими специалистами;
• обеспечивает контакты с инвалидом (его законным представителем) в случае несвоевременной явки щения) на реабилитацию,
• организует коллегиальное обсуждение эффективно- сти реабилитационных мероприятий на этапах реализации
ИПР и необходимость ее корректировки;
• в случае принятия решения о возникшей необходи- мости внесения изменений в ИПР (прекращения ее реали- зации) в трехдневный срок доводит до сведения Бюро МСЭ
и соответствующего органа социальной защиты населения с указанием причин, послуживших основанием для приня- тия указанного решения.
Бюро МСЭ с учетом поступивших предложений вносит в ИПР соответствующие изменения, дополнения и дает под- робные разъяснения инвалиду (его законному представи- телю).
Контроль за реализацией ИПР осуществляют Бюро
МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты населения по месту постоянного (фак- тического) жительства инвалида.
В органе соцзащиты населения выделяется структур- ное подразделение (специалист), занимающееся проблема- ми реабилитации инвалида.
183
Контроль за реализацией ИПР реабилитационными уч- реждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляют местные (районные, го- родские) органы социальной защиты населения, а также учреждения (бюро) государственной службы медико-соци- альной экспертизы при очередном освидетельствовании, а также освидетельствовании в порядке динамического на- блюдения. В этих учреждениях сосредотачивается инфор- мация об инвалидах, проходящих реабилитацию.
Вопросы корректировки ИПР рассматриваются в слу- чае поступления соответствующей информации и предло- жений из учреждений, осуществляющих реабилитацион- ные мероприятия.
Руководители Бюро ведут учет ИПР инвалидов,
их выполнения, причин невыполнения, эффективности, си- стематически анализируют эти данные, информируют со- ответствующий орган социальной защиты населения, а при необходимости — учреждения, осуществляющие реализа- цию ИПР, а также главное Бюро МСЭ.
Районные (городские) органы социальной защиты насе- ления выполняют как функции управления реабилитаци- ей, так и функции исполнения ИПР инвалидов.
Своеобразные черты имеет индивидуальная программа реабилитации, используемая в стационарных учреждени- ях социального обслуживания. В ней отражены медицинс- кая социальная и профессионально-трудовая реабилитация.
В каждой из этих форм реабилитации выделены способы воздействия. Так, в частности, в рамках медицинской реа- билитации предусмотрено медикаментозное лечение и не- медикаментозная терапия, диспансерное наблюдение. Со- циальная реабилитация предлагает такие способы, как обу- чение навыкам, терапия средой, приспособление к новым условиям жизни. Еще большими возможностями в плане способов воздействия располагает профессионально-трудо- вая реабилитация. Она включает трудовую занятость, проф- ориентацию, профобучение и трудовое устройство. Для
184
каждого способа внутри определенной формы реабилита- ции выбирается соответствующее средство. Здесь возмож- ны различные варианты. Выбор их зависит от организатора реабилитационных мероприятий, который обязан учиты- вать все особенности инвалида, его потенциальные возмож- ности и прогноз. Так, например, медикаментозная терапия,
в зависимости от клинического состояния больного, может быть представлена в каждом конкретном случае либо па- тогенетической, либо общеукрепляющей, либо симптома- тической терапией, либо комплексной терапией, т. е. соче- танием всех видов.
Сроки реабилитационного воздействия, длительность его также совершенно индивидуальны (постоянно, эпизо- дически, по показаниям и т. д.) с учетом исходных данных об инвалиде и специфике способов и средств реабилита- ции.
Следовательно, сущность индивидуальной программы реабилитации в том, что для каждого конкретного больно- го она содержит только соответствующие его состоянию разделы основной программы реабилитации.
Важным разделом индивидуальной реабилитационной программы является фиксация эффективности реабилита- ционного воздействия. Она представлена в соответствую- щих графах каждого вида и способа реабилитации. Так,
для суждения об эффективности медицинской реабилита- ции даны такие варианты, как профилактика обострений заболевания, компенсация функциональных возможностей организма, устранения признаков обострения заболевания,
упорядочение поведения, активизация деятельности. Воз- можны и не предусмотренные в этом перечне варианты эффективности, которые могут вводиться врачом; соответ- ствующие же реальной ситуации варианты из предложен- ного перечня должны подчеркиваться. Эффективность не- медикаментозного воздействия может быть выражена в виде коррекции, моторики, увеличения объема движений и др.
Следствием организационных мероприятий может быть из-
185
в зависимости от клинического состояния больного, может быть представлена в каждом конкретном случае либо па- тогенетической, либо общеукрепляющей, либо симптома- тической терапией, либо комплексной терапией, т. е. соче- танием всех видов.
Сроки реабилитационного воздействия, длительность его также совершенно индивидуальны (постоянно, эпизо- дически, по показаниям и т. д.) с учетом исходных данных об инвалиде и специфике способов и средств реабилита- ции.
Следовательно, сущность индивидуальной программы реабилитации в том, что для каждого конкретного больно- го она содержит только соответствующие его состоянию разделы основной программы реабилитации.
Важным разделом индивидуальной реабилитационной программы является фиксация эффективности реабилита- ционного воздействия. Она представлена в соответствую- щих графах каждого вида и способа реабилитации. Так,
для суждения об эффективности медицинской реабилита- ции даны такие варианты, как профилактика обострений заболевания, компенсация функциональных возможностей организма, устранения признаков обострения заболевания,
упорядочение поведения, активизация деятельности. Воз- можны и не предусмотренные в этом перечне варианты эффективности, которые могут вводиться врачом; соответ- ствующие же реальной ситуации варианты из предложен- ного перечня должны подчеркиваться. Эффективность не- медикаментозного воздействия может быть выражена в виде коррекции, моторики, увеличения объема движений и др.
Следствием организационных мероприятий может быть из-
185
менение (облегчение) режима, снятие с диспансерного учета и т. д.
Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восста- новление коммуникативных способностей, привитие навы- ков общения, активизация в проведении досуга, участие в жизни интерната.
Эффективность профессионально-трудовой реабилита- ции в индивидуальной программе может быть выражена следующими показателями: восстановлением (сформирован- ность) трудовых установок, овладением трудовыми навы- ками, освоением элементарной профессией, выбором про- фессии.
Показателем наиболее высокой эффективности комп- лексного реабилитационного воздействия является выпис- ка больных из дома-интерната и интеграция их в общество.
Индивидуальная реабилитационная программа, запол- няемая ежегодно на каждого больного, позволит просле- дить динамику его состояния, вычленить наиболее эффек- тивные способы и средства и варьировать реабилитацион- ное воздействие.
Индивидуальная программа позволяет осуществить свое- временную коррекцию с учетом изменений психосоматичес- кого статуса инвалида, условий и возможностей осуществ- ления реабилитационных мероприятий.
При разработке и реализации ИПР в стационарных уч- реждениях социального обслуживания необходимо руко- водствоваться следующими соображениями:
• при вовлечении больных в труд основываться на ин- тересах больных, а не учреждения;
• учитывать медицинские показания и противопоказа- ния к труду;
• дозировать труд с учетом соматопсихического сос- тояния больного (время, кратность, интенсивность, сро- ки);
186
Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восста- новление коммуникативных способностей, привитие навы- ков общения, активизация в проведении досуга, участие в жизни интерната.
Эффективность профессионально-трудовой реабилита- ции в индивидуальной программе может быть выражена следующими показателями: восстановлением (сформирован- ность) трудовых установок, овладением трудовыми навы- ками, освоением элементарной профессией, выбором про- фессии.
Показателем наиболее высокой эффективности комп- лексного реабилитационного воздействия является выпис- ка больных из дома-интерната и интеграция их в общество.
Индивидуальная реабилитационная программа, запол- няемая ежегодно на каждого больного, позволит просле- дить динамику его состояния, вычленить наиболее эффек- тивные способы и средства и варьировать реабилитацион- ное воздействие.
Индивидуальная программа позволяет осуществить свое- временную коррекцию с учетом изменений психосоматичес- кого статуса инвалида, условий и возможностей осуществ- ления реабилитационных мероприятий.
При разработке и реализации ИПР в стационарных уч- реждениях социального обслуживания необходимо руко- водствоваться следующими соображениями:
• при вовлечении больных в труд основываться на ин- тересах больных, а не учреждения;
• учитывать медицинские показания и противопоказа- ния к труду;
• дозировать труд с учетом соматопсихического сос- тояния больного (время, кратность, интенсивность, сро- ки);
186
• назначать труд как лечение;
• оценивать эффективность трудового воздействия;
• объективно отражать все сведения о больном в со- ответствующей документации.
ИПР в реабилитационном цикле имеет то преимуще- ство, что она учитывает все потенциальные возможности инвалида, что позволяет достигать при адекватных мероп- риятиях наибольшего успеха.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение индивидуальной программы реа- билитации инвалида (ИПР).
2. Каковы принципы формирования ИПР?
3. Какова структура ИПР?
4. Назовите составляющие ИПР.
5. Что включается в понятие "реабилитационный по- тенциал"?
6. Кто и как формирует ИПР?
7. Какое содержание имеет раздел социальной реаби- литации в ИПР?
8. Какова роль специалиста по социальной работе в
9. В чем особенности ИПР в стационарных учреждениях социального обслуживания?
Рекомендуемая литература
1.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 19