Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группа тренинга умений требует подбора лиц пожило- го возраста с относительно сохранными сенсорными функ- циями. Возможны различные основы тренинга. Например,
тренинг умения вести разговор. Цель — снижение ности, связанной с межличностным общением, возможность практики в коммуникативном умении. Возможна также орга- низация групп репетиции поведения, групповое рисование,
рисование с партнером и т. п.
Релаксационная группа не требует специального под- бора лиц пожилого возраста. Цель — снятие напряжения.
Классический вариант аутогенной тренировки 1-го уровня.
При проведении ее со старыми людьми необходимо учиты- вать нарушения кожной чувствительности, в результате чего начальный этап, связанный с чувствованием своего тела, становится более длительным, требующим специаль- ных упражнений для формирования адекватных ощущений.
В работе с пожилыми людьми необходимо использо- вать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя.
Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожило- го, проживающего в доме-интернате.
Она включает следующие разделы: тип занятости, вид деятельности, длительность, ответственный за проведение,
сроки действия, эффективность. К типам занятости отно- сятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг,
общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности,
реализации трудовых навыков, сохранении социальной ак- тивности и межличностных связей, сохранность познава- тельных интересов, бытовой независимости и др.
адаптация пожилых людей как неотъемлемая часть их социальной реабилитации в до- мах-интернатах может рассматриваться как сложный про- цесс, в результате которого деформированная старением,
множественной соматической патологией и стрессовой си-
198
туацией личность приспосабливается и активно функцио- нирует в новых условиях существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотноше- нием личностных особенностей пожилых людей и своеобра- зием социального окружения.
При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах,
необходимо иметь в виду одно обстоятельство — органи- зацию их занятости. При этом важно учитывать, что в жиз- недеятельности человека есть два важных фактора, опре- деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человечес- кого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психо- логической перестройкой реализация движения и деятель- ности ограничивается.
Цель организации занятости пожилых людей — вос- становить, оживить, стимулировать затухающую деятель- ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой
Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознатель- ный уход от деятельности, связанной с подвижностью, ин- теллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологичес- ком статусе пожилого человека.
Теперь уже установлено, что психически и интеллек- туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс:
деятельность препятствует старению, а старение замедля- ется при наличии активного образа жизни.
В связи с этим при организации образа жизни, занято- сти пожилых людей в целесообразно сме- стить акценты, рекомендовать терапию движением, трудо- вой занятостью, использование методов лечебной физкуль-
199
При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах,
необходимо иметь в виду одно обстоятельство — органи- зацию их занятости. При этом важно учитывать, что в жиз- недеятельности человека есть два важных фактора, опре- деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человечес- кого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психо- логической перестройкой реализация движения и деятель- ности ограничивается.
Цель организации занятости пожилых людей — вос- становить, оживить, стимулировать затухающую деятель- ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой
Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознатель- ный уход от деятельности, связанной с подвижностью, ин- теллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологичес- ком статусе пожилого человека.
Теперь уже установлено, что психически и интеллек- туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс:
деятельность препятствует старению, а старение замедля- ется при наличии активного образа жизни.
В связи с этим при организации образа жизни, занято- сти пожилых людей в целесообразно сме- стить акценты, рекомендовать терапию движением, трудо- вой занятостью, использование методов лечебной физкуль-
199
туры, считать это альтернативой "покою , длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить,
а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув- ствовать радость бытия.
Особое место в социально-реабилитирующем воздей- ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани- мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен- даций с учетом соматического здоровья этой категории граж- дан, их интересов и желаний.
Трудовая деятельность пожилых людей является по- казателем активного образа жизни. Несмотря на ограничен- ные возможности, обусловленные состоянием здоровья либо возрастными недугами, сложившийся в течение жизни тру- довой стереотип сохраняется на долгое время. Нередко по- жилые люди и инвалиды, вынужденно находившиеся в осо- бых депривационных условиях, испытывают потребность выполнять какой-либо труд. Целесообразность участия по- жилых людей в трудовой деятельности основана на ряде научных положений:
• трудовая деятельность оказывает положительное воз- действие на психологическое состояние пожилого челове- ка (осознание своей общественной значимости, самооценка своих физических возможностей, общение в процессе кол- лективного труда и др.);
• трудовая деятельность, связанная с движением, ока- зывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-дви- гательного аппарата и другие физиологические процессы;
• трудовая деятельность является претворением ак- тивного образа жизни в пожилом возрасте.
Задача организаторов учреждений социальной защиты состоит в том, чтобы этот труд был не только необремени- тельным. Важно, чтобы трудовая деятельность была полез-
200
а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув- ствовать радость бытия.
Особое место в социально-реабилитирующем воздей- ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани- мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен- даций с учетом соматического здоровья этой категории граж- дан, их интересов и желаний.
Трудовая деятельность пожилых людей является по- казателем активного образа жизни. Несмотря на ограничен- ные возможности, обусловленные состоянием здоровья либо возрастными недугами, сложившийся в течение жизни тру- довой стереотип сохраняется на долгое время. Нередко по- жилые люди и инвалиды, вынужденно находившиеся в осо- бых депривационных условиях, испытывают потребность выполнять какой-либо труд. Целесообразность участия по- жилых людей в трудовой деятельности основана на ряде научных положений:
• трудовая деятельность оказывает положительное воз- действие на психологическое состояние пожилого челове- ка (осознание своей общественной значимости, самооценка своих физических возможностей, общение в процессе кол- лективного труда и др.);
• трудовая деятельность, связанная с движением, ока- зывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-дви- гательного аппарата и другие физиологические процессы;
• трудовая деятельность является претворением ак- тивного образа жизни в пожилом возрасте.
Задача организаторов учреждений социальной защиты состоит в том, чтобы этот труд был не только необремени- тельным. Важно, чтобы трудовая деятельность была полез-
200
ной для здоровья пожилых людей, имела реабилитацион- ный характер воздействия.
Возможности осуществления трудовой деятельности,
реализации активного образа жизни пожилых людей в до- мах-интернатах достаточные: в 80,1% учреждений созданы лечебно-трудовые мастерские {ЛТМ), в 85,7% учрежде- ний — подсобные хозяйства.
В ЛТМ преобладающим профилем является швейный,
также широко представлены галантерейный и картонаж- ный. В меньшей мере имеются сапожный и столярный про- фили
Из числа пожилых людей, способных к самообслужи- ванию, фактически принимают участие в трудовой дятель- ности 85,5%. Они выполняют работы по обслуживанию дома- интерната, работают в ЛТМ, на штатных должностях, за- няты в подсобном хозяйстве.
Из мероприятий по организации досуга наиболее час- то используются те, которые адресуются к пассивному вос- приятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекци- ях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожи- лых людей к активной деятельности, они оказывают актив- ное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приоб- щают к искусству.
В домах-интернатах осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, ак- тивную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях,
участие в художественной самодеятельности.
С целью активизации пожилых людей, более широко- го вовлечения их в трудовую и общественно-полезную дея- тельность проводится санитарно-просветительная работа,
пропаганда важности и необходимости сохранения активно- го образа жизни.
При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важ-
201
Возможности осуществления трудовой деятельности,
реализации активного образа жизни пожилых людей в до- мах-интернатах достаточные: в 80,1% учреждений созданы лечебно-трудовые мастерские {ЛТМ), в 85,7% учрежде- ний — подсобные хозяйства.
В ЛТМ преобладающим профилем является швейный,
также широко представлены галантерейный и картонаж- ный. В меньшей мере имеются сапожный и столярный про- фили
Из числа пожилых людей, способных к самообслужи- ванию, фактически принимают участие в трудовой дятель- ности 85,5%. Они выполняют работы по обслуживанию дома- интерната, работают в ЛТМ, на штатных должностях, за- няты в подсобном хозяйстве.
Из мероприятий по организации досуга наиболее час- то используются те, которые адресуются к пассивному вос- приятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекци- ях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожи- лых людей к активной деятельности, они оказывают актив- ное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приоб- щают к искусству.
В домах-интернатах осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, ак- тивную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях,
участие в художественной самодеятельности.
С целью активизации пожилых людей, более широко- го вовлечения их в трудовую и общественно-полезную дея- тельность проводится санитарно-просветительная работа,
пропаганда важности и необходимости сохранения активно- го образа жизни.
При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важ-
201
ным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к со- циальной активности. В соответствии с этим критерием вы- делено пять групп.
Первая группа, в которую входит проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них фор- мируются работники на штатные должности, группы по- мощников библиотекаря, культработника, на них возлага- ются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.).
При организации трудовой деятельности этой катего- рии пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмо- циональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмо- циональной стабилизации пожилых людей и, следователь- но, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персо- нала и, будучи основанными на эмоциональных привязан- ностях, функционируют длительное время.
Вторая группа (23,5%) образуется из пожилых людей,
для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитар- но-просветительской работой по разъяснению полезности трудовой деятельности практикуются эпизодические пору- чения (уборка помещений, помощь медицинскому персона- лу, дежурства и т. д.).
Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межлично- стные отношения их складываются чаще стихийно и осно- вываются на таких факторах, как совместное проживание,
202
Первая группа, в которую входит проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них фор- мируются работники на штатные должности, группы по- мощников библиотекаря, культработника, на них возлага- ются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.).
При организации трудовой деятельности этой катего- рии пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмо- циональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмо- циональной стабилизации пожилых людей и, следователь- но, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персо- нала и, будучи основанными на эмоциональных привязан- ностях, функционируют длительное время.
Вторая группа (23,5%) образуется из пожилых людей,
для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитар- но-просветительской работой по разъяснению полезности трудовой деятельности практикуются эпизодические пору- чения (уборка помещений, помощь медицинскому персона- лу, дежурства и т. д.).
Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межлично- стные отношения их складываются чаще стихийно и осно- вываются на таких факторах, как совместное проживание,
202
оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой катего- рии лиц рекомендуется выбирать помощников по осуще- ствлению общественно-полезной деятельности, поддержа- нию связей между пожилыми людьми.
Третью группу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от обществен- но полезного труда: сосредоточена на собственном благопо- лучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожи- лых людей для данной группы лиц, ограничено кругом со- седей по комнате и необходимостью контактов с персона- лом, досуг сужен до использования чтения, просмотра те- левизионных передач.
В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-ак- тивизирующих мероприятий (дозированные прогулки, ле- чебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на откры- тых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в
Четвертая группа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправ- ленной деятельности. Эпизодически осуществляемая дея- тельность по самообслуживанию основана на удовлетворе- нии их витальных потребностей. Круг общения сужен, ин- терес к окружающему ослаблен.
Б отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухо- да, поддержание элементарных навыков самообслуживания
(одевание, умывание, причесывание и др.).
Пятая группа состоит из лиц, ослабленных фи- зически, пребывающих на постельном режиме и нуждаю- щихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающе- му, неразборчивы в удовлетворении витальных потребнос- тей.
203
Третью группу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от обществен- но полезного труда: сосредоточена на собственном благопо- лучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожи- лых людей для данной группы лиц, ограничено кругом со- седей по комнате и необходимостью контактов с персона- лом, досуг сужен до использования чтения, просмотра те- левизионных передач.
В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-ак- тивизирующих мероприятий (дозированные прогулки, ле- чебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на откры- тых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в
Четвертая группа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправ- ленной деятельности. Эпизодически осуществляемая дея- тельность по самообслуживанию основана на удовлетворе- нии их витальных потребностей. Круг общения сужен, ин- терес к окружающему ослаблен.
Б отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухо- да, поддержание элементарных навыков самообслуживания
(одевание, умывание, причесывание и др.).
Пятая группа состоит из лиц, ослабленных фи- зически, пребывающих на постельном режиме и нуждаю- щихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающе- му, неразборчивы в удовлетворении витальных потребнос- тей.
203
Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сво- дятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.
С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воз- действие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой.
По отношению к лицам пожилого возраста, находя- щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение диф- ференцированных реабилитационных режимов:
• режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, спо- собствует реализации их интересов, знаний, установок,
потребности в общении и т. д.;
•
режим направлен на поддер- жание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;
• лечебно-охранительный способствует сохра- нению функциональных способностей, поддержанию физи- ологических функций.
Указанные режимы находятся в соответствии с уров- нем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси- хологической адаптации пожилых людей.
Социальная реабилитация пожилых людей в домах-ин- тернатах в известной мере связана с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием.
Все технические средства и оборудование в домах-ин- тернатах используются в двух направлениях:
• средства для самих пользователей с целью реабили- тации, восстановления (компенсации) функций и относитель- но независимого существования;
• средства и оборудование, используемые для быто- вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.
204
Первая группа средств, имеющих истинно реабилита- ционное назначение, включает:
• специальные устройства, направленные на самосто- ятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;
• средства, облегчающие передвижение;
• средства, способствующие участию в трудовой дея- тельности;
• приспособления, используемые для общения;
• средства, обеспечивающие проведение досуга.
Ситуация в стационарных учреждениях социального обслуживания сложилась к настоящему времени следую- щим образом: все учреждения обеспечены мягкой мебелью
(диваны, кресла современного стиля), что располагает к покою, отдыху, а следовательно, к малоподвижному обра- зу жизни, что с психофизиологических позиций не может быть признано полезным в преклонном возрасте. Подобного рода образ жизни способствует угасанию психической дея- тельности, ослаблению физического здоровья.
С целью создания физически действенной среды, спо- собствующей социально-реабилитационным целям в отно- шении пожилых и старых людей, необходимо более пол- ное оснащение реабилитационным оборудованием кабине- тов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости,
создание помещений для активного досуга.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем объясняется своеобразие социальной реабили- тации лиц старших возрастов?
2. Каковы особенности граждан старших возрастов, на- ходящихся в домах-интернатах?
3. Какое место в социальной реабилитации занимает социально-психологическая адаптация лиц старших возра- стов?
205
4. Каковы этапы адаптации пожилых людей в домах-интернатах?
5. Каковы задачи социального работника в организации работы с пожилыми людьми в домах-интернатах?
6. В чем особенности организации занятости пожилых людей в домах-интернатах?
7. Какое место занимают технические средства в соци- альной реабилитации людей старших возрастов в домах- интернатах?
Рекомендуемая литература
1.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19