ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 501

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Модель жилого помещения
социально-бытовой
реабилитации инвалидов с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата
Модель предусматривает оптимальное жилое помеще- ние, которое содержит жизненно важные "блоки" и в ко- тором инвалид с нарушениями функций ного аппарата будет надежно адаптирован.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть в результате физических травм, вследствие нарушения мозгового кровообращения, полиомиелита,
ДЦП, врожденных физических дефектов.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата приводят к нарушениям жизнедеятельности в виде ограни- чения способности к самообслуживанию и передвижению.
функции отражают доминирующие факторы активно- го образа жизни — движение и деятельность, движение как физиологический акт и деятельность как осознанное действие.
В перечень функций по самообслуживанию как виду деятельности включаются: выполнение санитарно-гигиени- ческих навыков, осуществление приготовления и приема пищи, хозяйственно-бытовой труд (мытье посуды, уборка квартиры), самостоятельное одевание-раздевание.
Адаптированное жилое помещение включает приспо- собления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные).
При этом учитываются два самостоятельных подхода:
• модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта, нарушений функций опорно-двигательного аппарата за счет специального ста- ционарного оборудования;
• оснащение этих помещений специальными (нестаци- онарными) индивидуальными вспомогательными устройства- ми для облегчения самообслуживания.
226

К оборудованию и оснащению предъявляются ния двух категорий.
1. Медицинские требования:
• точное соответствие типу дефекта;
• совпадение реабилитационного воздействия с физио- логической функцией дефектного органа (конечности);
• функциональность реабилитационных изделий;
• предупреждение (избежание) возможных осложне- ний в ходе пользования вспомогательными устройствами,
2. Технические требования:
• безопасность пользования;
• надежность, прочность материала, из которого из- готовлено изделие;
• простота конструкции, обеспечивающая доступность для пользователя;
• компактность;
• ограничение эргономических усилий.
В соответствии с видами жизнедеятельности инвалида модель жилого помещения представлена несколькими бло- ками: санитарно-гигиеническим,
спаль-
1. Санитарно-гигиенический блок включает два помеще- ния: ванная комната и туалет. Каждое из этих помещений модифицировано.
Модификация заключается в том, что ванная комната оборудуется горизонтальным поручнем на стороне, проти- воположной установленной ванны, пристенным откидным сиденьем, противоскользящим напольным ковриком, гори- зонтальным поручнем на стороне ванны, облегчающим са- мостоятельный подъем после мытья.
Ванна оборудуется специальными вертикальными по- ручнями (лесенкой) либо подставкой для самостоятельного помещения (погружения) в ванну. Ванна оснащается специ- альным сиденьем, обеспечивающим неполное погружение при мытье, специальным надонным противоскользящим ков- риком, опорой для фиксации ног. Ванна оборудуется гиб-
227

душевым шлангом, имеющим разновысокие штативы и позволяющим инвалиду самостоятельно использовать эти возможности при мытье, принятии душа. Ванна оборудует- ся вертикальным поручнем для принятия душа, оснащает- ся стулом для душа.
Умывальник регулируется по высоте для пользования инвалидом на кресле-коляске. Умывальник оборудуется спе- циальным рычажным управлением кранами, имеет элект- рополотенце, устройство для автоматической подачи зуб- ной пасты, жидкого мыла, зубную щетку, расческу — с удлиненной ручкой.
Ванная комната оснащается специальными держателя- ми мочалки, расчески, зубной щетки, имеет настенную элек- тробритву, действие которой основано на фотоэлементе.
Модификация туалета заключается в специальном его приспособлении к потребностям инвалидов, передвигающих- ся на кресле-коляске, с костылями, имеющими дефекты верхних конечностей.
Туалет оборудуется настенными горизонтальными по- ручнями, имеет напольное противоскользящее покрытие
(коврик). Унитаз ограждается вертикальными и горизонталь- ными поручнями, облегчающими подъем и обеспечивающи- ми безопасность инвалида при пользовании унитазом, име- ет стенную опору. Унитаз оборудуется удобным, доступным инвалиду рычажным спуском воды (сливом), имеет регули- руемое по высоте сиденье, держатель туалетной бумаги.
2.
блок включает в себя два помеще- ния: кухню и столовую. Модификация кухни как помеще- ния для приготовления пищи заключается в том, что она оборудуется стационарными устройствами, приспособлен- ными для самообслуживания инвалида с физическими де- фектами верхних конечностей.
К стационарному оборудованию кухонно-бытового бло- ка относятся:
• плита;
• столы — кухонный, обеденный;
228

• мойка;
• шкафы — напольный, навесной.
Плита — электрическая (как наиболее безопасная) и оборудуется рычажными, легко управляемыми вентилями.
Кухонный стол имеет регулируемую высоту, что по- зволяет использовать его инвалидам в либо в специальном рабочем кресле (стуле). Кухонный стол рудуется специальными приспособлениями для резания твердых продуктов, для дозирования жидких и сыпучих продуктов, различными кухонными ножами, вилками, раз- ливательными ложками для правой и левой руки.
Предусматриваются также приспособления для вания банок, бутылок, набор держателей для кастрюли,
чайника, сковородки.
Шкафы (напольный, навесной) оборудуются удобными широко захватными ручками — рычагами, неглубокими полками, вместе с тем имеющими большую площадь для свободного размещения кухонной утвари.
Мойка (с регулируемой высотой) оборудуется удобными рычажными кранами. Оснащается щетками (на присосках) для мытья посуды, приспособлениями для чистки овощей.
Стол обеденный, модифицированный для инвалидов на кресле-коляске, оснащается специальной посудой: тарелки глубокие, с утяжеленным дном, кружки с двумя ручками,
изогнутыми ручками, вилки, ножи, ложки (для левой и правой руки) с длинными ручками, подставки для яиц на присосках.
3.
блок включает в себя прихо- жую, гостиную и спальню.
Модификация прихожей предусматривает адаптирован- ную дверную ручку, универсальный держатель для пово- рота дверного ключа, вешалку для одежды (на высоте, до- ступной инвалиду в кресле-коляске).
Необходимым оснащением является также комплект для подметания пола, захват для поднятия предметов с пола,
доставания их с полки.
229


Модификация спальни-гостиной предусматривает фун- кциональную кровать с противопролежневым матрацем,
которая оснащается модифицированным надкроватным сто- ликом, горизонтальным и вертикальным поручнями для са- мостоятельного вставания в постели, подъемником для пе- ремещения в кресло-коляску.
В гостиной предусматривается набор приспособлений для открывания-закрывания штор, форточек (фрамуг), дер- жатель телефонной трубки.
Важным фактором в жизнедеятельности инвалида яв- ляется возможность самостоятельного одевания. В связи с этим в модели жилого помещения предусмотрены приспо-.
собления для одевания чулок, обуви, для застегивания ний", пуговиц.
В Федеральном законе "О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации" прописаны льготы данной ка- тегории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Прави- тельством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие со- ответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспорт- ных средств и других средств реабилитации, принадлежа- щих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Рос- сийской Федерации.
Вопросы самоконтроля
1. Какие причины лежат в основе нарушений функций опорно-двигательного аппарата?
2. Какие вы знаете двигательные расстройства?
3. Какие виды жизнедеятельности связаны с нарушени- ями функций опорно-двигательного аппарата?
230

4. Назовите ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания вследствие патологии ного аппарата.
5. Назовите ограничения жизнедеятельности в сфере передвижения, связанные с нарушениями функций опор- аппарата.
6. Какова технология социальной реабилитации инва- лидов с поражением опорно-двигательного аппарата?
7. Опишите особенности оснащения квартиры для инва- лида с нарушениями функций опорно-двигательного аппа- рата.
8. Дайте структуру модели жилого помещения для со- циально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
9. Какие льготы имеют инвалиды с нарушениями функ- ций опорно-двигательного аппарата?
Рекомендуемая литература
1. Дементьева Н. Ф. Социальная работа и ее место в медико-социальной реабилитации инвалидов военной служ- бы // Вопросы медицинской, профессиональной, социаль- ной реабилитации инвалидов военной службы: Сборник ин- формационно-методических материалов. М.:
Мин- труда России, 1999. С. 106—114.
2. Дементьева
Ф., Лузин С.
Технология социально- бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-дви- гательного аппарата // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. № 2. С. 3—5.
3.
X. Ю. Жилая среда для инвалида. М.: Строй- издат, 1990.
Колосов Ю. В, Инвалид и его среда // Ж и л а я среда для инвалида. М.: Стройиздат, 1990. С.
5. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
231


Д. И. Лаврова, Е. С.
С. Я. Лузин и др. М.: ЦИЭТИН.,
2000.
6. Международная номенклатура нарушений, ограниче- ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.
7. Методические рекомендации по технологии социаль- но-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого поме- щения / Сост. С. Я.
Ф. Дементьева, Д. И. Лаврова
и др. М.: ЦИЭТИН, 2000.
8. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
§ 2.
реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
Окружающая среда с ее многочисленными объектами,
восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступ- ной. Требуются определенные реабилитационные меропри- ятия, для того чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми.
По статистическим данным, до 3% населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затрудне- но социальное общение. Различают врожденную и приоб- ретенную глухоту. Врожденная может быть наследственной либо вызванной заболеваниями внутриутробного периода,
резус-конфликтом, либо приемом матерью ототоксических веществ во время беременности.
Социально-средовая реабилитация инвалидов с пато- логией слуха представляется специальными методами обу- чения, обеспечением техническими средствами реабилита- ции, созданием специальных производственных
232
условий труда. Сущность социальной реабилитации инва- лидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружа- ющей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации,
которой располагает здоровое общество.
В соответствии с Международной номенклатурой нару- шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не- достаточности патология слуха подразделяется на:
• глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;
• тяжелое двустороннее нарушение слуха, нет вос- приятия речи;
• среднетяжелое нарушение слуха, область интенсив- ности нормальной речи;
• легкое нарушение слуха, распознаются не все эле- менты обычной речи.
Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и
Две после- дние группы при наличии технических средств реабилита- ции (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глу- хих, стереофонических динамических телефонов для глу- хих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры)
имеют представление об окружающем мире.
Термин "глухой" применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.
Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограни- чение способности к общению.
Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
При общении осуществляется взаимосвязь и взаимо- действие людей, обмен информацией, опытом, умениями и навыками, результатами деятельности.
233