Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общение осуществляется преимущественно за счет средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, вспомогательными средствами чтение и письмо. При выраженных нарушениях слуха страдает имен- но основное средство коммуникации — речь, ее восприя- тие. Важна роль и воспроизведения речи. У людей, страда- ющих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство — глухонемо- та. У лиц, имеющих менее тяжелые степени глухоты, при специальном обучении появляется возможность получения информации посредством чтения и письма.
Способность к общению включает:
• способность к восприятию другого человека (способ- ность отразить его эмоциональные, личностные, интеллек- туальные особенности);
• способность к пониманию другого человека (способ- ность постичь смысл и значение его поступков, действий,
намерений и мотивов);
• способность к обмену информацией (восприятию,
переработке, хранению, воспроизведению и передаче ин- формации);
• способность к выработке совместной стратегии взаи- модействия, включающей разработку, проведение и конт- роль за выполнением планируемого, с возможной при необ- ходимости корректировкой;
Параметрами оценки ограничений способности к обще- нию у лиц с нарушениями слуха могут быть:
• способность говорить (плавно произносить слова, по- нимать речь, произносить и производить вербальные (сло- весные) сообщения, передавать смысл посредством речи);
• способность слушать (воспринимать устную речь, вер- бальные и иные сообщения);
• способность к символической коммуникации — не- вербальному общению: понимать знаки и символы, коды,
читать карты, диаграммы, принимать и передавать инфор-
234
с помощью мимики, жестов, графических, зритель- ных, звуковых символов, тактильных ощущений.
Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью вос- приятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной катего- рии инвалидов существуют специализированные предпри- ятия, работа в специально созданных условиях.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специаль- ные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуника- тивных функций Для этой категории инвалидов существу- ют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности разви- тия речи. Существуют тренажеры для развития слухового,
слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппара- тура для коллективных и индивидуальных занятий (про- водная звукоусиливающая аппаратура и беспроводная аппа- ратура, работающая на инфракрасном излучении и на ра- диопринципе).
В целях социально-бытовой и социально-средовой реа- билитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слу- ховые аппараты:
• ушные вкладыши каплевидной формы, которая мак- симально соответствует анатомическим особенностям слу- хового прохода, что позволяет избежать обратной акусти- ческой связи;
• заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
• система индивидуального прослушивания телерадио- аппаратуры (радионаушники);
• усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.
235
Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью вос- приятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной катего- рии инвалидов существуют специализированные предпри- ятия, работа в специально созданных условиях.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специаль- ные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуника- тивных функций Для этой категории инвалидов существу- ют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности разви- тия речи. Существуют тренажеры для развития слухового,
слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппара- тура для коллективных и индивидуальных занятий (про- водная звукоусиливающая аппаратура и беспроводная аппа- ратура, работающая на инфракрасном излучении и на ра- диопринципе).
В целях социально-бытовой и социально-средовой реа- билитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слу- ховые аппараты:
• ушные вкладыши каплевидной формы, которая мак- симально соответствует анатомическим особенностям слу- хового прохода, что позволяет избежать обратной акусти- ческой связи;
• заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
• система индивидуального прослушивания телерадио- аппаратуры (радионаушники);
• усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.
235
Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкива- ются с проблемами адаптации к слуховым требованиям по- вседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснаще- ние бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:
• индикатор телефонного вызова (телефонный сигна- лизатор) с возможностью подключения комнатного светиль- ника;
• световой сигнализатор детского плача со встроен- ным передатчиком;
• телефонная трубка с усилителем;
• световой сигнализатор дверного звонка;
• будильник со световой, вибрационной индикацией;
• детектор дыма со световой индикацией;
• телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.
В связи с тем, что в основе причин глухоты (снижения слуха) лежат вредные условия труда (шум, вибрация), в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, виб- ропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчат- ки, обувь, ушные шлемы, антифоны.
Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.
Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получе- ния информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глу- хота не столько создает проблемы "доступа" к транспорту,
сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реаби- литационное мероприятие выступает информационное обес- печение инвалидов с патологией слуха на транспорте, ос- нащение транспорта для глухих и плохослышащих, кото- рое представлено световым сигнализатором остановки и
236
начала движения, "бегущей строкой" — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
Для действенной реализации программ социальной ре- абилитации инвалидов с нарушениями слуха представля- ется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами) публицистической, образо- вательной, научно-познавательной и культурно-просвети- тельской направленности, адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глу- хих которое располагает широкой сетью реабили- тационных учреждений, где осуществляется обучение, тру- доустройство и меры по социальной интеграции лиц с дан- ной патологией.
В Федеральном законе "О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации" прописаны льготы для лиц,
страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечивают- ся необходимыми средствами телекоммуникационного об- служивания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), инвалиды обеспе- чиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средства- ми, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт ука- занных приборов и средств производится инвалидам бес- платно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской
Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха?
2. Какие виды нарушений слуха вы можете назвать?
237
Для действенной реализации программ социальной ре- абилитации инвалидов с нарушениями слуха представля- ется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами) публицистической, образо- вательной, научно-познавательной и культурно-просвети- тельской направленности, адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глу- хих которое располагает широкой сетью реабили- тационных учреждений, где осуществляется обучение, тру- доустройство и меры по социальной интеграции лиц с дан- ной патологией.
В Федеральном законе "О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации" прописаны льготы для лиц,
страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечивают- ся необходимыми средствами телекоммуникационного об- служивания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), инвалиды обеспе- чиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средства- ми, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт ука- занных приборов и средств производится инвалидам бес- платно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской
Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха?
2. Какие виды нарушений слуха вы можете назвать?
237
3. Какой вид ограничений жизнедеятельности наиболее значим для инвалидов с поражением слуха?
4. Какие виды индивидуальных технических средств предлагаются инвалидам с нарушениями слуха?
5. Какие приборы рекомендуются для установки в бы- товых условиях для инвалидов с патологией слуха?
Какие средства, компенсирующие дефицит слуха,
используются в производственных условиях?
7. Какими средствами обеспечивается возможность пользования транспортом инвалидов с нарушениями слуха?
8. Какими льготами пользуются инвалиды с нарушени- ями слуха?
Рекомендуемая литература
1. Гусева
К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,
1999.
2. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В.
и технологические требования к общественному пассажир- скому транспорту, учитывающие потребности различных категорий инвалидов. Обзорная информация.
ЦБНТИ
Минтруда России, 1998. Вып. 3.
3. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
Д. И. Лаврова, Е. С.
С. Н.
и др.
2000.
4. Международная номенклатура нарушений, ограниче- ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.
5. Тарасов Д. И. Глухота // БМЭ. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1977. С.
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
238
§ 3. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Зрение является одной из ведущих функций человека,
оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслужива- нии, передвижении, ориентации, общении, обучении, тру- довой деятельности, т. е. в осуществлении всей полноты жиз- недеятельности.
В соответствии с Международной номенклатурой нару- шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не- достаточности выделяются зрительные нарушения:
• глубокое нарушение зрения обоих глаз;
• глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого глаза;
• среднее нарушение зрения обоих глаз;
• глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степень которых может быть умень- шена при помощи компенсирующих средств и которые мож- но исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
По статистическим данным, распространенность сле- поты среди населения достигает 1%.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть пато- логии органа зрения и определяющей ее влияние на жиз- недеятельность и социальную достаточность человека, яв- ляется состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.
При нарушении остроты зрения снижается различитель- ная способность зрительного анализатора, возможность де- тального зрения, что ограничивает возможность обучения,
получения профессионального образования и участия в тру- довой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и
239
гие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнако- мой обстановке, несмотря на относительно высокие пока- затели остроты зрения. Мобильность их значительно огра- ничена.
Абсолютная или практическая слепота приводит к рез- кому ограничению основных категорий жизнедеятельности.
Абсолютно слепые люди практически утрачивают способ- ность к самообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зрения окружающая среда вос- принимается незрячими с помощью других анализаторов.
Преобладающей становится информация акустическая, так- тильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов —
язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух.
Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малей- шие акустические нюансы при передвижении в простран- стве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания не- зрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ори- ентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы.
При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и звуко- изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.
Компенсаторная приспособляемость организма наделя- ет слепого фоточувствительностью кода, дающей возмож- ность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие,
иногда может судить о размерах и материале объекта.
На использовании функций кожной чувствительности и слуха базируются вспомогательные тифлотехнические сред-
240
Абсолютная или практическая слепота приводит к рез- кому ограничению основных категорий жизнедеятельности.
Абсолютно слепые люди практически утрачивают способ- ность к самообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зрения окружающая среда вос- принимается незрячими с помощью других анализаторов.
Преобладающей становится информация акустическая, так- тильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов —
язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух.
Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малей- шие акустические нюансы при передвижении в простран- стве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания не- зрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ори- ентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы.
При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и звуко- изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.
Компенсаторная приспособляемость организма наделя- ет слепого фоточувствительностью кода, дающей возмож- ность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие,
иногда может судить о размерах и материале объекта.
На использовании функций кожной чувствительности и слуха базируются вспомогательные тифлотехнические сред-
240
и приспособления, помогающие слепому при передви- жении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внут- ренние и наружные информаторы, рельефные (по лю) надписи внутри транспортных средств и на вокзалах,
электронные системы открывания дверей и др.
Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятель- ности инвалидов с нарушениями зрения является ограниче- ние способности к ориентации способности определяться во времени и пространстве.
Способность к ориентации осуществляется путем пря- мого и косвенного восприятия окружающей обстановки,
переработки получаемой информации и адекватного опре- деления ситуации.
Способность к ориентации включает:
• способность к определению времени по общеприня- тым признакам (время суток, время года и др.);
• способность к определению местонахождения по про- странственным ориентирам, запахам, звукам;
• способность правильно местополагать внешние объ- екты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;
• способность к ориентации в собственной личности,
схеме тела, различение правого и левого и др.;
• способность к восприятию и адекватному реагирова- нию на поступающую информацию (вербальную, невербаль- ную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связей между предмета- ми и явлениями.
Параметрами при оценке способности к ориентации яв- ляются:
• состояние системы ориентации (зрения, слуха, ося- зания, обоняния);
• состояние системы коммуникации (речи, письма, чте- ния);
• способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию;
241
электронные системы открывания дверей и др.
Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятель- ности инвалидов с нарушениями зрения является ограниче- ние способности к ориентации способности определяться во времени и пространстве.
Способность к ориентации осуществляется путем пря- мого и косвенного восприятия окружающей обстановки,
переработки получаемой информации и адекватного опре- деления ситуации.
Способность к ориентации включает:
• способность к определению времени по общеприня- тым признакам (время суток, время года и др.);
• способность к определению местонахождения по про- странственным ориентирам, запахам, звукам;
• способность правильно местополагать внешние объ- екты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;
• способность к ориентации в собственной личности,
схеме тела, различение правого и левого и др.;
• способность к восприятию и адекватному реагирова- нию на поступающую информацию (вербальную, невербаль- ную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связей между предмета- ми и явлениями.
Параметрами при оценке способности к ориентации яв- ляются:
• состояние системы ориентации (зрения, слуха, ося- зания, обоняния);
• состояние системы коммуникации (речи, письма, чте- ния);
• способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию;
241
• способность к ориентации в собственной личности и внешних по отношению к ней временных, пространствен- ных условий, средовых ситуаций.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилита- ция инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается сис- темой ориентиров — осязательных (тактильных), слухо- вых и зрительных, которые способствуют безопасности пе- редвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, ре- льефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы эта- жей, здания и т. п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями (поворотами, лестницами, подъемами, вхо- дами).
Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, ра- диотрансляция.
Зрительные ориентиры: различные специально осве- щаемые указатели в виде символов и пиктограмм с исполь- зованием ярких, контрастных цветов; контрастное цвето- вое обозначение дверей и т. п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строитель- ные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зре- нием (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы, на- чало и конец коридоров и др.) следует оборудовать систе- мой типовых ориентиров-указателей, выполненных на ос- нове цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.
Зрительные ориентиры и другая визуальная информа- ция должны располагаться на контрастном фоне на высоте не менее 1,5 ми не более м от уровня пола.
Система ориентиров должна быть достаточно продума- на, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков простран- ственной ориентировки.
Важное значение для социальной интеграции инвали- дов со зрительными расстройствами имеют меры социаль-
242
ной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехничес- кими средствами:
• для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.);
• для самообслуживания — тифлосредства культур- но-бытового и хозяйственного назначения (кухонные при- боры и приспособления для приготовления пищи, для ши- тья, ухода за ребенком и др.);
• для информационного обеспечения, обучения (при- боры и приспособления для чтения, письма по Брайлю,
системы "говорящая книга", специальные компьютерные ус- тройства и др.);
• для трудовой деятельности — тифлосредства и при- способления, которыми незрячих обеспечивает производ- ство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необхо- димы специальные средства коррекции зрения: увеличива- ющие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические,
сферопризматические очки, а также некоторые нические средства бытового, хозяйственного и информаци- онного назначения.
Применение тифлотехнических средств наряду с дру- гими реабилитационными мероприятиями создает предпо- сылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышения культур- ного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих,
их активного участия в современном производстве и обще- ственной
Инвалиды с патологией зрения испытывают определен- ные трудности при необходимости самостоятельного пользо- вания транспортом. Для слепых важны не столько техни- ческие приспособления, сколько адекватная информа- ция — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреж- дающая об опасности и др.).
243
• для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.);
• для самообслуживания — тифлосредства культур- но-бытового и хозяйственного назначения (кухонные при- боры и приспособления для приготовления пищи, для ши- тья, ухода за ребенком и др.);
• для информационного обеспечения, обучения (при- боры и приспособления для чтения, письма по Брайлю,
системы "говорящая книга", специальные компьютерные ус- тройства и др.);
• для трудовой деятельности — тифлосредства и при- способления, которыми незрячих обеспечивает производ- ство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необхо- димы специальные средства коррекции зрения: увеличива- ющие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические,
сферопризматические очки, а также некоторые нические средства бытового, хозяйственного и информаци- онного назначения.
Применение тифлотехнических средств наряду с дру- гими реабилитационными мероприятиями создает предпо- сылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышения культур- ного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих,
их активного участия в современном производстве и обще- ственной
Инвалиды с патологией зрения испытывают определен- ные трудности при необходимости самостоятельного пользо- вания транспортом. Для слепых важны не столько техни- ческие приспособления, сколько адекватная информа- ция — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреж- дающая об опасности и др.).
243