Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объек- тов, транспортных элементов, которые позволяют ему ис- пользовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окрас- ка пограничных — верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.).
Для человека с полной утратой зрения доступ к обще- ственному транспорту возможен лишь с посторонней помо- щью.
Важную роль в социальной реабилитации слепых и сла- бовидящих (инвалидов по зрению), в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в Российской Федерации Всероссийское об- щество слепых (ВОС), где осуществляются самые различ- ные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть произ- водственных предприятий и объединений, где созданы спе- циальные условия организации труда, учитывающие фун- кциональные возможности незрячих.
В Федеральном законе "О социальной защите инвали- дов в Российской Федерации" прописаны льготы для инва- лидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспе- чиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необхо- димыми им для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов тех- ническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль в жизнедеятельности человека выполня- ет орган зрения?
244
2. Какие ведущие зрительные функции обеспечивают жизнедеятельность человека?
3. Какие анализаторы компенсируют дефицит зрения?
4. Какой приоритетный вид ограничения жизнедеятель- ности зависит от патологии зрения?
5. Дайте определение системы ориентиров.
6. Как называются средства для реабилитации инвали- дов по зрению?
7. Какова роль в реабилитации инвалидов по зре- нию?
Рекомендуемая литература
1. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Медико-социальные и технологические требования к общественному пассажир- скому транспорту, учитывающие потребности различных категорий инвалидов. Обзорная информация. М.: ЦБНТИ
Минтруда России, 1998. Вып. 3.
2. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
Д. И. Лаврова, Е. С. Либман, С. Н. Лузин и др. М.: ЦИЭТИН
2000.
3. Лаврова Д. И., Либман Е.
Сивуха Т. А. и др. Методи- ческие рекомендации по применению классификаций и вре- менных критериев, используемых при проведении медико- социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. С.
Либман Е. С. Слепота // Большая медицинская эн- циклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1984. Т. 23. С.
416.
5. Международная номенклатура нарушений, ограниче- ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.
245
§ 4. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью
Психическая деятельность человека обеспечивается вза- имосвязью и взаимодействием всех психических функций:
сознания, внимания, восприятия, воли, памяти, эмоций,
мышления Нарушение какой-либо из них сказывается на других психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности.
Категория инвалидов с психическими нарушениями нео- днородна как по проявлениям психических (и интеллекту- альных) расстройств, так и по причинам, вызвавшим эти расстройства
В структуре общего контингента инвалидов по клас- сам болезней психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 9,4%.
Контингент психически больных инвалидов имеет ряд отличий от инвалидов вследствие других заболеваний, ко- торые выражаются в специфических проявлениях дезадап- тации, неравномерности соотношений степени выраженно- сти психических расстройств и уровня дезадаптации боль- ных.
При психических заболеваниях, часто являющихся инвалидизирующими заболеваниями, и умственной отста- лости в какой-то мере страдают все психические функции или большинство из них, что вызывает ограничения жиз- недеятельности в сфере самообслуживания, общения, обу- чения, трудовой деятельности, ориентации, контроля за своим поведением, а нередко и в передвижении. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности при психи- ческих заболеваниях зависит от последствий текущих дли- тельно и с различной степенью злокачественности болез- ней
Ограничение способности к самообслуживанию может колебаться от элементарной неспособности выполнять по-
246
вседневную бытовую деятельность до полной утраты ков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений, когда возникает необходимость в посторон- ней
Ограничение способности самостоятельного передвиже- ния может выражаться либо в неявно выраженной мотор- ной заторможенности, замедленности движений, либо в пол- ной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости в посторонней помощи.
Ограничение способности к обучению колеблется от не- возможности выполнения сложного задания учебного про- цесса (вследствие утомляемости, идеаторной заторможен- ности) до полной утраты способности к усвоению общеоб- разовательных и профессиональных знаний.
Ограничение способности к трудовой деятельности вы- ражается как в снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности, так и в невозмож- ности продолжать какую-либо трудовую деятельность.
Ограничение способности к ориентации психически больных также имеет широкий диапазон от неспособнос- ти ориентироваться в восприятии полного объема инфор- мации до полной утраты способности ориентироваться во времени, пространстве и собственной личности.
Ограничение способности к общению — наиболее час- тое ограничение жизнедеятельности психически больных.
Степень выраженности его может быть либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокраще- ние объема информации, либо полная утрата способности общения.
Ограничение способности контролировать свое поведе- ние может выражаться как в незначительных некоррегиру- емых отклонениях поведения, так и в полном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этим возникает необходимость постоянного постороннего конт- роля и наблюдения.
247
Ограничение способности самостоятельного передвиже- ния может выражаться либо в неявно выраженной мотор- ной заторможенности, замедленности движений, либо в пол- ной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости в посторонней помощи.
Ограничение способности к обучению колеблется от не- возможности выполнения сложного задания учебного про- цесса (вследствие утомляемости, идеаторной заторможен- ности) до полной утраты способности к усвоению общеоб- разовательных и профессиональных знаний.
Ограничение способности к трудовой деятельности вы- ражается как в снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности, так и в невозмож- ности продолжать какую-либо трудовую деятельность.
Ограничение способности к ориентации психически больных также имеет широкий диапазон от неспособнос- ти ориентироваться в восприятии полного объема инфор- мации до полной утраты способности ориентироваться во времени, пространстве и собственной личности.
Ограничение способности к общению — наиболее час- тое ограничение жизнедеятельности психически больных.
Степень выраженности его может быть либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокраще- ние объема информации, либо полная утрата способности общения.
Ограничение способности контролировать свое поведе- ние может выражаться как в незначительных некоррегиру- емых отклонениях поведения, так и в полном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этим возникает необходимость постоянного постороннего конт- роля и наблюдения.
247
Инвалиды, страдающие психическими расстройствами,
нуждаются в большей степени по сравнению с другими ин- валидами в социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации инвалидов с пси- хическими расстройствами направлена на обеспечение лизации их прав иметь друзей, семью, выбирать место уче- бы и работы. В программе предусмотрено адаптационное обучение, подготовка к независимому образу жизни, пользо- ванию бытовыми приборами, разработка индивидуальных решений адаптации жилищно-коммунальных условий к ин- валиду. Программа включает обучение мерам безопаснос- ти, общению. Особое место в программе социальной реаби- литации инвалидов с психическими расстройствами зани- мает обучение семьи отношению к больному и созданию бла- гоприятной микросреды, поддержанию контактов с соци- альными службами.
При значительно выраженных нарушениях психичес- ких функций программа социальной реабилитации содер- жит обучение жизненным навыкам по персональному ухо- ду (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохран- ности (пользование газом, электричеством).
При умеренных нарушениях психической деятельнос- ти практикуется терапия отдыхом, досугом, побуждающи- ми развитие интересов, организация здорового образа жиз- ни, сексуальное воспитание.
Среди инвалидов с психическими расстройствами осо- бую группу составляют инвалиды с умственными наруше- ниями. Степень интеллектуального недоразвития инвали- дов, входящих в эту группу, различна.
В соответствии с Международной номенклатурой нару- шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не- достаточности и на основе использования методики ра разграничивают:
• глубокую умственную отсталость (IQ < 20), объеди- няющую лиц, которых можно научить пользоваться рука- ми, ногами, челюстями;
248
• тяжелую умственную отсталость (IQ =
пред- ставленную лицами, которые поддаются систематической обычной тренировке;
• среднюю (умеренную) умственную отсталость
=
объединяющую лиц, которых можно обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навы- кам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного тру- да, и с трудом поддающихся обучению функциональному чтению и арифметике;
• слабую (легкую) умственную отсталость (IQ —
70), представленную лицами, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чте- нию и арифметике при специальном обучении.
В отечественной психиатрии принято следующее наи- менование умственной отсталости (с учетом указанных кри- териев международного документа): дебильность, имбециль- ность и идиотия (глубокая умственная отсталость).
Инвалиды с интеллектуальным недоразвитием (умствен- ной отсталостью) в степени выраженной дебильности пред- ставляют собой лиц, проживающих в семьях и, как прави- ло, окончивших вспомогательную школу. Они отличаются неустойчивым поведением, испытывают затруднения в со- циальной адаптации, стабильном трудоустройстве, за счет легкой подчиняемости нередко оказываются в криминаль- ных компаниях.
Ограничения жизнедеятельности в большей степени выражены в способности к обучению. Однако при ном коррекционно-педагогическом воздействии способны обучиться конкретным бытовым навыкам и элементарным профессиям.
Ограничение способности к трудовой деятельности вы- ражается в недостаточной последовательности выполнения трудового процесса за счет отвлекаемости внимания, неус- тойчивого поведения. Производственные процессы более доступны в специально созданных условиях, исключающих размеренные трудовые операции.
249
Ограничение способности к контролю над своим поведе- нием объясняется несовершенством адаптационных меха- низмов, трудно приобретаемым социальным опытом. Эта категория людей нуждается в постороннем контроле. Име- ется ограничение способности совершать целенаправлен- ную двигательную активность, не связанную с дефектами в костно-мышечной системе. Оно обусловлено нарушением координации, ущербностью тонкой моторики в результате несовершенства нейрофизиологического механизма.
Ограничение способности к ориентации выражается в возможности ориентироваться в ситуации, ограниченной заданным пространством, конкретной задачей. Объясняется это недостаточно хорошо сформированной функцией вни- мания, памяти.
Программа социальной реабилитации инвалидов с вы- раженной дебильностью включает мероприятия по всем направлениям. В области социально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний об окружающей дей- ствительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития. Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогического воздействия при условии постоянного подкрепления и контроля.
Социально-средовое реабилитационное воздействие представляет особую важность. Научить избегать негатив- ного влияния социального окружения является главной за- дачей реабилитационных мер.
В социально-средовом реабилитационном воздействии основная роль принадлежит семье, которая рассматрива- ется как микросоциальная реабилитационная среда. Воспи- тание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способству- ет формированию установки на труд, расширению социаль- ного опыта (покупки, оплата, доставка и т. д.).
Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение навыкам самостоятельного проживания — овла- дение навыками хозяйственно-бытового труда, умение
250
принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных рыночных отношениях.
В программу социальной реабилитации умственно от- сталых лиц в степени выраженной дебильности мо включить обучение занятиям физкультурой и спортом.
Это будет способствовать устранению моторной затормо- женности и благотворно сказываться на общем физическом и психическом развитии, совершенствовании волевых ка- честв и коммуникативных функций.
Обучение досуговой деятельности является необходи- мым в программе социальной реабилитации умственно сталых лиц. В силу недостаточной сформированности по- требностей эстетического характера у лиц с выраженной дебильностью они нуждаются в активном вовлечении в ме- роприятия по знакомству с музыкой, изобразительным ис- кусством, литературой и т. д.
Особое место в программе социальной реабилитации умственно отсталых лиц с выраженной дебильностью дол- жно занимать решение личных проблем. Допустимо поло- вое воспитание, информация о последствиях интимных от- ношений, о венерических заболеваниях.
Инвалиды с тяжелой степенью умственной отстало- сти — выраженной имбецильностью — составляют контин- гент психоневрологических интернатов.
Ограничения жизнедеятельности носят более выражен- ный характер. Ограничение способности к самообслужива- нию выражается в трудноусвояемых навыках санитарно-ги- гиенического характера, хозяйственно-бытового труда,
которые выполняются с помощью и под контролем посто- ронних.
Ограничение способности совершать двигательные опе- рации выражается в недостаточной координации движений,
несформировавшейся тонкой моторике.
Ограничение способности к общению выражается в не- развитости речи, в малом словарном запасе, в дефекте ре-
251
В программу социальной реабилитации умственно от- сталых лиц в степени выраженной дебильности мо включить обучение занятиям физкультурой и спортом.
Это будет способствовать устранению моторной затормо- женности и благотворно сказываться на общем физическом и психическом развитии, совершенствовании волевых ка- честв и коммуникативных функций.
Обучение досуговой деятельности является необходи- мым в программе социальной реабилитации умственно сталых лиц. В силу недостаточной сформированности по- требностей эстетического характера у лиц с выраженной дебильностью они нуждаются в активном вовлечении в ме- роприятия по знакомству с музыкой, изобразительным ис- кусством, литературой и т. д.
Особое место в программе социальной реабилитации умственно отсталых лиц с выраженной дебильностью дол- жно занимать решение личных проблем. Допустимо поло- вое воспитание, информация о последствиях интимных от- ношений, о венерических заболеваниях.
Инвалиды с тяжелой степенью умственной отстало- сти — выраженной имбецильностью — составляют контин- гент психоневрологических интернатов.
Ограничения жизнедеятельности носят более выражен- ный характер. Ограничение способности к самообслужива- нию выражается в трудноусвояемых навыках санитарно-ги- гиенического характера, хозяйственно-бытового труда,
которые выполняются с помощью и под контролем посто- ронних.
Ограничение способности совершать двигательные опе- рации выражается в недостаточной координации движений,
несформировавшейся тонкой моторике.
Ограничение способности к общению выражается в не- развитости речи, в малом словарном запасе, в дефекте ре-
251
аппарата, преобладает в общении эмоциональный компонент над речевым.
Значительно выражено ограничение способности к обу- чению, что связано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти, мышления.
Ограничение способности к трудовой деятельности сит выраженный характер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностью освоить тех- нологический процесс, несовершенной моторикой. Осуще- ствление трудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.
Ограничение способности к ориентации достаточно вы- ражено, оно объясняется несовершенством функций вни- мания, восприятия, памяти, пространственной ориентиров- ки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.
Ограничение способности к контролю над своим поведе- нием также значительно выражено, что связано с ущерб- ностью адаптационных механизмов, несформированностью социального опыта. Необходима коррекция и контроль.
Программа социальной реабилитации инвалидов с вы- раженной имбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:
• формирование навыков самообслуживания — содер- жит разделы: санитарно-гигиенические навыки, уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и при- ема пищи;
• формирование навыков социально-средовой реаби- литации — включает разделы: знакомство с городом, транс- портом, магазинами, сферой обслуживания, производствен- ными отношениями;
• формирование элементов нравственно-эстетическо- го воспитания — включает разделы: формирование навы- ков повседневного поведения, правила поведения в обще- ственных местах, правила поведения человека в рабочем коллективе, понимание дружбы, товарищества, коллекти- ва и т. д.
252
Значительно выражено ограничение способности к обу- чению, что связано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти, мышления.
Ограничение способности к трудовой деятельности сит выраженный характер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностью освоить тех- нологический процесс, несовершенной моторикой. Осуще- ствление трудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.
Ограничение способности к ориентации достаточно вы- ражено, оно объясняется несовершенством функций вни- мания, восприятия, памяти, пространственной ориентиров- ки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.
Ограничение способности к контролю над своим поведе- нием также значительно выражено, что связано с ущерб- ностью адаптационных механизмов, несформированностью социального опыта. Необходима коррекция и контроль.
Программа социальной реабилитации инвалидов с вы- раженной имбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:
• формирование навыков самообслуживания — содер- жит разделы: санитарно-гигиенические навыки, уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и при- ема пищи;
• формирование навыков социально-средовой реаби- литации — включает разделы: знакомство с городом, транс- портом, магазинами, сферой обслуживания, производствен- ными отношениями;
• формирование элементов нравственно-эстетическо- го воспитания — включает разделы: формирование навы- ков повседневного поведения, правила поведения в обще- ственных местах, правила поведения человека в рабочем коллективе, понимание дружбы, товарищества, коллекти- ва и т. д.
252
Участие семьи в социально-средовом воздействии на эту категорию инвалидов также значимо. Несмотря на то что большую часть времени умственно отсталые находятся в психоневрологическом интернате, общение с родителями осуществляется в выходные дни и каникулярное время ро- дителей. Важна последовательность между воспитателями
(социальными педагогами) психоневрологических интерна- тов и родителями.
Необходимо обучение семьи, родителей в правильном отношении к своим детям-инвалидам, которые остаются детьми, будучи взрослыми. Важно обучение терпеливому отношению, последовательному и неотступному воздействию по привитию навыков хозяйственно-бытового труда, фор- мированию установки на труд.
В программу социальной реабилитации входит обуче- ние навыкам самостоятельного проживания, которое вклю- чает формирование навыков самообслуживания, хозяй- ственно-бытового труда. Для самостоятельного ния важна способность принимать самостоятельные реше- ния, умение ориентироваться в социальном окружении,
необходимо также развитие способности к самооценке,
самоопределению, самодеятельности в широком смысле слова.
Необходимо отметить, что лица с выраженной имбе- цильностью самостоятельно проживать не могут, они нуж- даются в поддержке. Самостоятельное проживание их воз- можно лишь в "защищенных условиях" — в специализиро- ванном общежитии, где они могут воспользоваться посто- янной помощью специалиста по социальной работе.
Программа социальной реабилитации инвалидов с вы- раженной должна предусматривать чение физкультуре и спорту. Склонность к заторможеннос- ти, замедленной моторике способствует формированию ги- покинезии, которая ведет к негативным последствиям в физическом здоровье.
253