Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Участие в физкультурных занятиях, спортивных со- стязаниях умственно отсталых лиц способствует не совершенствованию моторики, оно положительно ска- зывается на их интеллектуальном развитии,
социального опыта, приобретении коммуникативных навы- ков.
Существенно важно для этой категории инвалидов обу- чение досуговой деятельности. В силу несформированности потребностной сферы у лиц с выраженной досуг ограничивается пассивным присутствием в кинозалах,
на концертах, организуемых в психоневрологических ин- тернатах. В целях реабилитационного воздействия необхо- дим досуг, развивающий, компенсирующий дефицит инфор- мации, воздействующий на эмоциональную и познаватель- ную сферы жизнедеятельности
Решение личных проблем для этой категории инвали- дов представляет особую важность. Преобладание инстинк- тивного полового влечения при недостаточно развитом сдер- живающем интеллектуальном воздействии создает опасность вступления в случайные связи с нежелательными послед- ствиями. Эти инвалиды нуждаются в половом воспитании, в доступном изложении отношений между полами, недопус- тимости грубости, жестокости по отношению к женщинам.
Программа сексуального воспитания нуждается в специ- альной разработке.
Вопросы дпя самоконтроля
1. В чем отличие инвалидов с психическими расстрой- ствами от инвалидов с соматическими заболеваниями?
2. В чем проявляются ограничения жизнедеятельности у инвалидов с психическими расстройствами?
3. Какова степень выраженности ограничений жизнеде- ятельности инвалидов с психическими расстройствами?
254
4. Какова программа социальной реабилитации инвали- дов с психическими расстройствами?
5. Какие степени умственной отсталости различаются?
6. В чем особенности социальной реабилитации инвали- дов с выраженной дебильностью?
7. Чем отличается социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью в степени выраженной имбециль-
Рекомендуемая литература
1. Дементьева Н.
Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граж- дан. М.: ЦИЭТИН, 1991.
2. Комплексные типовые программы реабилитации ин- валидов при основных инвалидизирующих заболеваниях и дефектах (психические расстройства). М.: Фонд "Социальный партнер", Минтруд России, 2000. Ч. 4.
3. Лаврова Д. И., Либман Е.
Сивуха Т. А. и др. Методи- ческие рекомендации по применению классификаций и вре- менных критериев, используемых при проведении медико- социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. С.
4. Международная номенклатура нарушений, ограниче- ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.
5. Рубцова Н. О. Проблемы реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта // Социально- бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Пособие для социальных работников. М.: Редакционно-издательский
Центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1997.
С. 80—116.
6. Сборник программ социальной адаптации лиц с выра- женной умственной отсталостью, находящихся в детских и
255
психоневрологических интернатах / Под ред Я. Ф. Демен-
тьевой.
ЦИЭТИН, Минсобес РСФСР, 1988.
7. Экспертно-реабилитационная диагностика способнос- ти контролировать свое поведение. Методические рекомен- дации / Сост. Д. И. Лаврова, Г.
Киндрас, Е. С. Либман и др. М.. ЦИЭТИН, 2000.
тьевой.
ЦИЭТИН, Минсобес РСФСР, 1988.
7. Экспертно-реабилитационная диагностика способнос- ти контролировать свое поведение. Методические рекомен- дации / Сост. Д. И. Лаврова, Г.
Киндрас, Е. С. Либман и др. М.. ЦИЭТИН, 2000.
Раздел V
Практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов: отечественный и зарубежный опыт
§ 1. Реабилитационные учреждения
Согласно Закону "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (ст. 12) реабилитационными явля- ются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными програм- мами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей со- здают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и соци- альной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных ре- абилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.
По организационно-правовым формам реабилитацион- ные учреждения разделяются на государственные, муни- ципальные, негосударственные. К реабилитационным отно- сятся учреждения следующих типов: реабилитационно-про- изводственные, реабилитационно-медицинские, реабилита- ционно-социальные.
257
Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
детализация и конкретизация индивидуальных про- грамм реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреж- дениями государственной службы медико-социальной экс- пертизы;
• разработка планов и программ проведения реабили- тации инвалидов в конкретном учреждении;
• проведение медицинской реабилитации, осуществ- ление профессиональной реабилитации инвалидов, вклю- чающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию;
• проведение социальной реабилитации инвалидов,
включающей ориентацию и социаль- но-бытовую адаптацию;
• динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
• оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государ- ственным и иным организациям, а также отдельным граж- данам.
Противопоказаниями к приему в реабилитационное уч- реждение являются:
• острые и стадии основного заболевания,
требующие медицинского вмешательства;
• любые приступообразные и прогредиентно текущие заболевания со склонностью к частым обострениям или ре- цидивам, болезни с частыми декомпенсациями, требующи- ми лечения в стационаре;
• злокачественные новообразования в активной фазе,
кахексия любого происхождения, обширные трофические язвы и пролежни, гнойно-некротические заболевания, ост- рые инфекционные и венерические заболевания до окон- чания срока лечения.
В зависимости от ведомственной принадлежности реа- билитационные центры профилированы и специализирова-
258
ны. В рамках Минздрава РФ преобладают центры медицин- ской реабилитации, которые оснащены современным диаг- ностическим оборудованием, тренажерами и техническими средствами, способствующими восстановлению здоровья, на- рушенных функций организма. Однако даже эти центры —
с медицинской реабилитацией — не могут быть универ- сальными, так как отклонения в состоянии здоровья не по- зволяют объединить в одном реабилитационном учрежде- нии больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с по- ражением аппарата, с нарушениями зрения, слуха и т. д. В связи с этим существуют кардиоло- гические реабилитационные центры, реабилитационные центры для слепых и слабовидящих, для глухих и слабос- лышащих и др. Это отвечает принципу профилирования реабилитационных учреждений в противовес многопрофиль- ному подходу.
В основу типологии реабилитационных учреждений по- ложен критерий масштабности, объема деятельности.
С учетом данного критерия реабилитационные учреж- дения подразделяются на реабилитационные центры, реа- билитационные отделения, реабилитационные кабинеты.
Реабилитационный центр
Учреждения такого плана, как правило, являются мно- гопрофильными, комплексными, в структуре которых пред- ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая. Такие крупные многопро- фильные, многофункциональные, комплексные учреждения реабилитации с охватом всех категорий инвалидов должны быть межрегиональными и общая их численность в России не должна быть большой.
Реабилитационные отделения, оказывающие более уз- кий объем реабилитационных услуг, являющиеся струк- турными подразделениями больниц восстановительного ле-
259
с медицинской реабилитацией — не могут быть универ- сальными, так как отклонения в состоянии здоровья не по- зволяют объединить в одном реабилитационном учрежде- нии больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с по- ражением аппарата, с нарушениями зрения, слуха и т. д. В связи с этим существуют кардиоло- гические реабилитационные центры, реабилитационные центры для слепых и слабовидящих, для глухих и слабос- лышащих и др. Это отвечает принципу профилирования реабилитационных учреждений в противовес многопрофиль- ному подходу.
В основу типологии реабилитационных учреждений по- ложен критерий масштабности, объема деятельности.
С учетом данного критерия реабилитационные учреж- дения подразделяются на реабилитационные центры, реа- билитационные отделения, реабилитационные кабинеты.
Реабилитационный центр
Учреждения такого плана, как правило, являются мно- гопрофильными, комплексными, в структуре которых пред- ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая. Такие крупные многопро- фильные, многофункциональные, комплексные учреждения реабилитации с охватом всех категорий инвалидов должны быть межрегиональными и общая их численность в России не должна быть большой.
Реабилитационные отделения, оказывающие более уз- кий объем реабилитационных услуг, являющиеся струк- турными подразделениями больниц восстановительного ле-
259
чения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерна- та, центра социального обслуживания, другого учрежде- ния медико-социального или профессионального профиля,
являются наиболее рациональными в плане организации и функционирования и должны находиться в большинстве населенных пунктов областного подчинения.
Кабинеты реабилитации являются менее масштабными по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика в стационарных учреждениях соци- альной защиты, в отделениях дневного пребывания Цент- ров социального обслуживания, на специализированных предприятиях для инвалидов; причем в одном учреждении
(на предприятии) могут существовать одновременно два или даже три кабинета — медицинской, социальной и профес- сиональной реабилитации.
В настоящее время в России функционируют десятки реабилитационных учреждений различных профилей (ме- дицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов), а также специализированных реабилитацион- ных учреждений (для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, страдающих патологией слуха, зрения, интеллектуальной недостаточностью). Неза- висимо от профиля и специализации реабилитационного учреждения в нем представлены подразделения социаль- ной реабилитации (отделения социальной реабилитации,
кабинеты социальной реабилитации).
Отделение социальной реабилитации инвалидов орга- низуется для проведения социальной реабилитации инва- лидов с различными заболеваниями и физическими дефек- тами в составе различных учреждений медицинского, об- разовательного и социального профилей.
Отделение социальной реабилитации инвалидов орга- низуется в виде структурного подразделения:
• больницы восстановительного лечения;
• учебного заведения для инвалидов;
• дома-интерната;
260
являются наиболее рациональными в плане организации и функционирования и должны находиться в большинстве населенных пунктов областного подчинения.
Кабинеты реабилитации являются менее масштабными по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика в стационарных учреждениях соци- альной защиты, в отделениях дневного пребывания Цент- ров социального обслуживания, на специализированных предприятиях для инвалидов; причем в одном учреждении
(на предприятии) могут существовать одновременно два или даже три кабинета — медицинской, социальной и профес- сиональной реабилитации.
В настоящее время в России функционируют десятки реабилитационных учреждений различных профилей (ме- дицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов), а также специализированных реабилитацион- ных учреждений (для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, страдающих патологией слуха, зрения, интеллектуальной недостаточностью). Неза- висимо от профиля и специализации реабилитационного учреждения в нем представлены подразделения социаль- ной реабилитации (отделения социальной реабилитации,
кабинеты социальной реабилитации).
Отделение социальной реабилитации инвалидов орга- низуется для проведения социальной реабилитации инва- лидов с различными заболеваниями и физическими дефек- тами в составе различных учреждений медицинского, об- разовательного и социального профилей.
Отделение социальной реабилитации инвалидов орга- низуется в виде структурного подразделения:
• больницы восстановительного лечения;
• учебного заведения для инвалидов;
• дома-интерната;
260
• центра социального обслуживания;
• иного учреждения медицинского, профессионально- го, социального профиля и предназначается для реализа- ции мероприятий по социальной реабилитации инвалидов.
Отделение социальной реабилитации осуществляет ком- плексную систему мероприятий по социальной реабилита- ции инвалидов для устранения или компенсации с помощью различных социальных мер и технических средств ограни- чений в обеспечении их жизнедеятельности и интеграцию в общество.
Основными задачами отделения являются:
• определение потребности инвалида в различных ви- дах социальной помощи;
• участие в составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида;
• реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
В соответствии с этими задачами на отделение возлага- ются следующие функции:
• уточнение индивидуальной программы реабилитации инвалида в разделе "Социальная реабилитация" для ее ре- ализации с использованием оптимального набора средств и методик социальной реабилитации инвалида, имеющихся в распоряжении специалистов отделения;
• освоение и внедрение в практику работы отделения новых современных методов и средств социальной реабили- тации инвалидов, основанных на достижениях науки, тех- ники и передового опыта в области медико-социальной ре- абилитации инвалидов;
• оказание консультативной и организационно-методи- ческой помощи по вопросам социальной реабилитации ин- валидам, соответствующим кабинетам в районе действия отделения;
• взаимосвязи с другими учреждениями, принимающи- ми участие в медико-социальной реабилитации инвали- дов;
261
• осуществление мероприятий по повышению квали- фикации работников отделения по вопросам медико-соци- альной реабилитации.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением больницы восстановительно- го лечения, поликлиники, учебного заведения для инвали- дов, дома-интерната, центра социального обслуживания,
специализированного предприятия, иного учреждения ме- дицинского, профессионального, социального назначения и предназначается для практического осуществления различ- ных видов социальной реабилитации инвалидов.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов осуще- ствляет социальную реабилитацию инвалидов в полном объе- ме или отдельные ее этапы.
При проведении социальной реабилитации кабинет ра- ботает в тесном контакте с кабинетом (отделением) восста- новительного лечения (медицинской реабилитации) и каби- нетом профессиональной реабилитации инвалидов.
Основными задачами кабинета являются:
• информирование инвалида и его семьи по вопросам социальной реабилитации;
• определение потребности инвалида в различных ви- дах социальной реабилитации;
• подготовка инвалида к независимому образу жизни
(обучение основам самообслуживания, ведению хозяйства,
пользованию бытовыми приборами, техническими приспо- соблениями);
• обучение членов семьи инвалида правилам ухода за ним и навыкам общения.
В соответствии с этими задачами на кабинет возлагают- ся следующие функции:
• уточнение индивидуальной программы реабилитации инвалида;
• проведение социальной реабилитации инвалидов;
• привлечение для проведения реабилитационных ме- роприятий при необходимости специалистов других реаби- литационных учреждений.
262
Для реализации своих задач кабинет должен иметь по- мещения, оборудованные специальными средствами соци- ально-бытовой реабилитации инвалидов.
Рассмотрим ряд специализированных реабилитацион- ных учреждений в системе социальной защиты.
Реабилитационный центр
для умственно отсталых лиц
Реабилитационный центр (РЦ) для лиц с умственной отсталостью является учреждением, предназначенным для профессионального и трудового обучения, социальной адап- тации, медицинского обслуживания, бытового и рациональ- ного трудового устройства инвалидов трудового возраста с интеллектуальной недостаточностью, не способных или ог- раниченно способных к самостоятельной жизни в обществе.
Реабилитационный центр для умственно отсталых лиц является учреждением нового типа в системе стационар- ных учреждений социального обслуживания. Целью рабо- ты этого учреждения является интеграция в общество той части умственно отсталых лиц, которая ограниченно спо- собна к самостоятельной жизни в открытом обществе. Эта цель достигается решением в данном учреждении следую- щих задач:
• обучение умственно отсталых лиц элементарным про- фессиям;
• обучение их различным социальным навыкам, без ко- торых невозможна успешная адаптация в обществе;
• рациональное трудоустройство с учетом приобретен- ных навыков, уровня их усвоения.
Реабилитационный центр предназначается для обуче- ния лиц с выраженной умственной отсталостью, которые находятся либо в домах-интернатах (детских и психонев- рологических), либо проживают в семьях и состоят на уче- те в психоневрологических диспансерах. В этой связи в ре-
263
абилитационном центре предусматривается стационарное постоянное и временное пребывание обучающихся — днев- ное и недельное (пятидневное).
Среди задач, предшествующих обучению, основная роль принадлежит отбору контингента. Он включает: выявление нуждающихся и способных к обучению, установление сте- пени способности к обучению, определение противопоказа- ний.
Помимо степени умственной отсталости при отборе кон- тингента для обучения в РЦ существенное значение прида- ется возрасту. Известно, что подростковый возраст
18 лет) для умственно отсталых лиц с нерезко выраженной степенью интеллектуального недоразвития является кри- зисным периодом, в котором у них при отсутствии адекват- ных условий обучения и организации образа жизни возни- кает дезадаптивное поведение. В этой связи 16-летний воз- раст является оптимальным для начала профессионально- го обучения. Возрастной диапазон лет) предусмот- рен для лиц, находящихся в семьях и в психоневрологи- ческих интернатах.
При отборе контингента существенное значение при- дается состоянию соматического здоровья: лица, страдаю- щие тяжелыми соматоневрологическими расстройствами,
ограничивающими жизнедеятельность, способность к пере- движению, не подлежат направлению на обучение.
С учетом потенциальных возможностей умственно от- сталых лиц и имеющегося опыта использования разрабо- танных в ЦИЭТИНе программ трудового обучения подрост- ков с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах, было принято, что им доступ- ны такие профессии, как санитарка-уборщица, грузчик,
дворник, рабочий в прачечной и мойщица посуды, швей- ное, столярное, сапожное и штукатурно-малярное дело, а также некоторые виды сельскохозяйственного труда.
Для организации профессионального и трудового обу- чения и социально-бытовой ориентации умственно отста-
264
Среди задач, предшествующих обучению, основная роль принадлежит отбору контингента. Он включает: выявление нуждающихся и способных к обучению, установление сте- пени способности к обучению, определение противопоказа- ний.
Помимо степени умственной отсталости при отборе кон- тингента для обучения в РЦ существенное значение прида- ется возрасту. Известно, что подростковый возраст
18 лет) для умственно отсталых лиц с нерезко выраженной степенью интеллектуального недоразвития является кри- зисным периодом, в котором у них при отсутствии адекват- ных условий обучения и организации образа жизни возни- кает дезадаптивное поведение. В этой связи 16-летний воз- раст является оптимальным для начала профессионально- го обучения. Возрастной диапазон лет) предусмот- рен для лиц, находящихся в семьях и в психоневрологи- ческих интернатах.
При отборе контингента существенное значение при- дается состоянию соматического здоровья: лица, страдаю- щие тяжелыми соматоневрологическими расстройствами,
ограничивающими жизнедеятельность, способность к пере- движению, не подлежат направлению на обучение.
С учетом потенциальных возможностей умственно от- сталых лиц и имеющегося опыта использования разрабо- танных в ЦИЭТИНе программ трудового обучения подрост- ков с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах, было принято, что им доступ- ны такие профессии, как санитарка-уборщица, грузчик,
дворник, рабочий в прачечной и мойщица посуды, швей- ное, столярное, сапожное и штукатурно-малярное дело, а также некоторые виды сельскохозяйственного труда.
Для организации профессионального и трудового обу- чения и социально-бытовой ориентации умственно отста-
264