Файл: 1 Свойства цифровых технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


этом они часто связаны с формированием взаимных ожиданий разных групп и влияют

на эти ожидания. К сожалению, делают вывод многие мировые консалтинговые компании, слишком многие компании рискуют опоздать с выпуском собственных

платформенных технологий и, что еще хуже, могут вообще упустить свой шанс создать платформенную экосистему.

68 Платформа как экономический катализатор

Ряд авторов рассматривают платформы как экономические катализаторы. По мнению

Ричарда Шмаленси и Дэвида Эванса – это компания, которая организует процесс, в

ходе которого формируется ценность за счет эффективного взаимодействия между

двумя или более группами потребителей. Они считают, что в бизнесе, как и в химии,

компания-катализатор способна создавать высокую ценность при минимальных

издержках. Инновация успешной компании-катализатора представляет собой механизм,

благодаря которому заинтересованным группам легче взаимодействовать друг с

другом. Такие компании не принуждают группы к взаимодействию, а создают среду,

выгодную для всех участвующих сторон. В результате бизнес таких компаний

становится многомерным в отличие от традиционного одномерного (линейного)

бизнеса. Примерами компаний-катализаторов являются системы платежных карт, поисковые системы, биржи, торговые комплексы и т.д. Ключевыми функциями компании-катализатора являются установление контактов между участниками (платформы и сети), формирование аудитории и минимизация издержек, связанных с поддержанием жизни общества.

69 Четвертая эпоха инноваций

Другие исследователи отмечают, что принципы открытых инноваций приводят к тому,

что надвигается четвертая эпоха инноваций, которую предлагают называть эпохой

корпоративных катализаторов. Первая эпоха связана с изобретателями-одиночками,

вторая – с развитием корпоративных R&D-центров, затем был период стартапов,

которых поддерживали венчурные капиталисты, сейчас инициатива переходит к

крупным компаниям. Этот переход обусловлен появлением энтузиастов, которые

используют глобальную инфраструктуру компании, силу и репутацию ее бренда,

отлаженные бизнес-процессы и партнерские отношения для решения мировых


проблем. Кроме того, сами крупные компании, ориентируясь на принцип открытых инноваций, создают вокруг себя экосистемы разработчиков, которые используют платформенные технологии компании, либо компании пользуются услугами независимых платформ в сфере инноваций типа InnoCentive и других.

70 Проблемы организации экосистем

Существуют информационные проблемы, в том числе касающиеся структуры действующих организационных сетей и экосистем. Отсутствие описания сетей и

альянсов компаний регулирование экономических отношений компаний друг с другом

осуществляется практически вслепую. Инфраструктурные проблемы связаны с тем, что технологическая инфраструктура может быть не готова к полноценному функционированию экосистем.

Управленческие проблемы – это проблемы построения бизнес-модели функционирования партнерской структуры и монетизации ее деятельности, организации координации и извлечения синергизма от совместной деятельности, использования возможностей сетевого партнерства.

Тем не менее уже наблюдается движение в сторону создания платформенных технологий. Например, компания «Модельные системы Торнадо» продвигает проект

создания национальной платформы промышленной автоматизации в концепции Интернета вещей в рамках Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области.

71 Специфика бизнес-экосистем

Экосистема – это адаптивная сеть независимых участников и групп, которая

развивается путем совместного создания инновационных решений и технологий.

Очень часто в экосистеме бизнеса реализуется ситуация двустороннего выигрыша

«win-win», т.е. каждый участник получает выигрыш. По сути, бизнес-экосистема – это разновидность сетевой структуры, сообщества компаний, но имеющая свою специфику:

1. Наличие специфического ядра, в качестве которого чаще всего выступает

платформа, или платформенная технология, содержащая различные компоненты.

Эту платформу участники экосистемы используют в своей деятельности.

2. Наличие разных типов агентов – чаще всего выделяют спонсора или основного

владельца, организатора экосистемы, независимых разработчиков, провайдеров,

или партнеров по сбыту и продвижению, а также покупателей и конечных

пользователей.

3. Наличие правил функционирования экосистемы.

72 Функции основных участников экосистемы



Владельцы создают платформу, определяя ее архитектуру, обладают интеллектуальной собственностью и контролируют ее использование (как правило, через IP), формируют правила взаимодействия участников в своей экосистеме (что разрешено делать и на каких условиях) и обеспечивают развитие экосистемы через систему управления отношениями между участниками (коммуникации, схемы мотивации и поощрения, поддержка репутации и расширение популярности), актуализацию базового продукта и постоянные инновации. Независимые разработчики, или цифровые партнеры, в экосистеме призваны создавать дополнительную ценность для базового продукта или решения, разрабатывая и внедряя новые продукты и сервисы через использование API.

Провайдеры выступают в качестве продавцов, предлагая продукты и решения конечным потребителям платформ, используя платформы как виртуальные рынки (это точки контактов, продвижения и дополнительных услуг).

73 Архитектура экосистемы

Архитектура экосистемы (архитектура участия) может быть построена по-разному,

исходя из вертикальной или горизонтальной ориентации платформы. В первом случае

платформа нацелена на одну отрасль, как, например, Philips ориентирует свою платформу на решения в сфере здравоохранения. При горизонтальной ориентации платформа рассчитана на несколько секторов рынка, как, например, платформа Connected World компании Bosh ориентирована на энергетику, строительство и промышленные перевозки. Архитектура призвана помочь акторам экосистемы принимать правильные решения за счет тщательного структурирования и возможных опций. При формировании архитектуры участия важным вопросом становится согласованность (интегрируемость) технологий.

74 Правила как специфичная часть экосистемы

Несмотря на ориентацию правила функционирования экосистемы будут также иметь

свою специфику. Это правила доступа в экосистему, определяющие степень ее

открытости (кто и на каких условиях может входить в экосистему); правила

функционирования, которые определяют, что участники экосистемы могут делать и

как это регулируется для обеспечения развития экосистемы и извлечения сетевого

эффекта. Именно правила выступают ключевым звеном в системе управления. В отличие от биологических экосистем бизнес-экосистема не является самоорганизующейся и нуждается в управлении, которое, естественно, имеет свою специфику, отличаясь от управления компанией. Организатор и владелец экосистемы:


обеспечивает эффективные пути для объединения и координации участников;

поддерживает непрерывные технологические и организационные изменения в

экосистеме и управляет ими для сохранения лидерства и защиты от конкурентов;

разрабатывает инструменты мотивации партнеров и потребителей с целью повышения привлекательности экосистемы; разрабатывает и реализует инструменты контроля репутации экосистемы. Но, безусловно, главная управленческая проблема – монетизация и извлечение синергизма от совместной деятельности участников экосистемы.

75 Дополняющие друг друга элементы экосистемы

Опыт таких компаний, как IBM, Cisco Systems, Dell, Apple, Alibaba и многих других,

доказывает, что успешное формирование и развитие экосистемы осуществляется за

счет создания благоприятного окружения из потребителей, партнеров и других

участников бизнеса. Зачастую ключом к успеху экосистемы становится объединение

аналогично мыслящих партнеров, владеющих дополняющими друг друга

компетенциями.

Развитие цифровых технологий ведет к формированию цифровых экосистем бизнеса,

ядро которых составляют современные цифровые платформы, основанные на

информационных технологиях и интеллектуальных ресурсах в сочетании с

материальной инфраструктурой. Такие платформы дополняются поставщиками

решений на базе платформы, а также прикладными аппликациями от независимых

разработчиков.

Создание экосистемы становится ключевым фактором успеха для разработчиков

программного обеспечения. На базе платформы разработчика исходного ПО

партнеры расширяют возможности приложений и выпускают сервисные программы

(утилиты), пользователи обмениваются информацией и опытом, появляются партнеры

по сбыту, поставщики данных, разработчики аналитических алгоритмов на базе этого

ПО и т.д.

76 Факторы создания и развития экосистем бизнеса

В отличии от доцифровой эпохи создателями таких цифровых экосистем могут

выступать отнюдь не ИТ-компании, а, например, крупнейшие риелторы,

соответственно цифровые экосистемы могут создаваться не внутри ИТ-индустрии, а

«поперек» границ отраслей, пронизывая их.


Формирование и развитие экосистем бизнеса стимулирует ряд следующих факторов:

в современных условиях инновационные продукты и услуги все чаще основаны на

комбинации ряда технологий (принцип конвергенции), что обуславливает

необходимость развития сотрудничества, в том числе с конкурентами;

развитие Интернета вещей, облачных технологий и технологий Big Data делает

доступной многообразную информацию сервисного обслуживания оборудования и

машин, позволяет использовать модель «продукт как услуга», «вторгаясь» в

производственные процессы клиентов, меняя систему взаимодействия с ними;

развитие платформенных технологий и экономики алгоритмов порождает новые

модели бизнеса, стимулируя сотрудничество компаний.

77 Предпосылки к увеличению бизнес-экосистем

Ожидается, что с развитием Интернета вещей будут появляться все больше

конкурирующих друг с другом экосистем. В связи с этим компаниям, которые

разрабатывают продукты и приложения, возможно, придется поддерживать несколько

стандартов или экосистем, а также придется работать над обновлением продуктов в

течение их периода жизни по мере развития и/или появления новых стандартов и

связанных с ними интерфейсов.

В целом специалисты признают, что бизнес-экосистема формируется на стыке

технологий, открытых стандартов и архитектуры участия, обеспечивая платформу

взаимодействия между участниками, а также развитие и трансформацию отраслей.

Однако пока не выработано методических рекомендаций, как именно формировать

бизнес-экосистему, т.е. точного рецепта никто не знает. Точно так же пока нет

проверенных временем данных о том, каков жизненный цикл бизнес-экосистем.

78 API как необходимость

По мнению специалистов компании Gartner, функционирование бизнес-экосистемы

базируется на интерфейсе API, который становится одним из важнейших элементов

модели, отвечая за наличие «контролируемых открытых границ» экосистемы или

компании. Фактически интерфейсы API – это способ того, как в ближайшем будущем

каждая компания сможет дифференцировать себя относительно других рыночных

игроков. Выстраивая свою экосистему и притягивая партнеров для формирования

новых способов совместного создания ценности для потребителей.