Файл: 1 Свойства цифровых технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Построение новых связей – предлагается раскрывать как можно больше информации; усложнить формы обмена информацией и продлить отношения с потребителями;

3) Новое определение внутренней структуры – рекомендуется сокращать физические

активы, наращивая нематериальные; разрушать (изменять) цепочки создания стоимости; управлять инновациями как пакетом решений; привлекать детей как «жителей» киберпространства.

57 Понятие внутренней платформы

Платформа продукта и/или технологии компании (внутренняя платформа) – это совокупность принадлежащих компании активов, таких как общая базовая технология (в том числе это может быть ИТ-технология или дизайн), проектные решения, компоненты и пр., на базе которых компания может производить целый ряд продуктов. В высокотехнологичном бизнесе многие продукты построены, как правило, на базовой

архитектуре (платформе продукта), что позволяет компании разрабатывать широкий спектр моделей продукта, реализуя стратегию дифференциации. Наличие собственной (proprietary) (защищенной (defensible)) платформы обеспечивает высокотехнологичной компании устойчивое конкурентное преимущество, но в какой-то момент это может стать ограничением в развитии компании.

58 Понятие платформы отрасли

Когда внутренняя платформа компании принимается рядом ключевых игроков, она

становится платформой отрасли и, в принципе, может стать отраслевым стандартом. Хотя по мере развития цифровых технологий все большее число отраслевых платформ формируется целенаправленно. Исследователи отмечают, что лидеры в сфере высоких технологий должны создавать отраслевые платформы, тогда другие компании смогут поставлять дополнительные продукты и услуги, которые повысят ценность всей платформы. При этом отраслевая платформа может стать более ценной и жизнеспособной, чем платформа одной компании главным образом за счет

взаимодополняющих инноваций и сетевого эффекта. Считается, что для успешного функционирования платформы нужны как заинтересованные потребители, так и заинтересованные поставщики: чем больше будет потребителей, тем больше будет поставщиков, и наоборот (например, такси). При этом платформа должна приносить ценность обеим сторонам, которую без платформы они получить не могут, это так называемый косвенный сетевой эффект.


59 Понятие цифровой технологической платформы

Широкое применение отраслевых платформ в сфере высоких технологий связано с

интернет-бумом в конце 1990-х гг., (к тому времени уже была создана и успешно

функционировала отраслевая платформа в сфере ПО – первоначально DOS, а затем Windows. Успех операционной системы компании Microsoft во многом был определен тем, что компания активно сотрудничала с независимыми компаниями и программистами. Собственно, индустрия разработки ПО является лидером по формированию и широкому применению платформ, открытость и простота использования которых другими игроками рынка послужили теми ключевыми рычагами, которые преобразовали весь отраслевой ландшафт.

Цифровая (технологическая) платформа – это модель использования продуктов, услуг

или решений на основе комплексного набора компонентов, которая позволяет расширять существующие рынки и создавать новые, а также приносит пользователям гораздо больше преимуществ, чем простая сумма составных частей. Такая платформа, как правило, облегчает коммуникации между клиентами и поставщиками.

60 Революция платформ или платформенная экономика

В исследованиях 2015 года компания Accenture выделила тренд, который назвала

«Революция платформ». По мнению компании, появление новых цифровых платформ

обещает не меньшую революцию, чем создание фабрик более двух веков назад. Поэтому Accenture говорит о платформенной экономике как об одном из важнейших направлений развития цифровых технологий.

Фактически платформенная экономика – это экономика, основанная на том, что

компании используют для своей работы не находящиеся в собственности компаний и

не контролируемые ими внешние платформы и связанные с этими платформами

экосистемы. Использование подобных решений позволяет компаниям уменьшить затраты времени на вывод новых продуктов на рынок и затраты на развитие

собственной ИТ-инфраструктуры, может облегчить сбыт и доступ к потребителям.

61 Платформа как ядро экосистемы

Речь идет о платформенных технологиях как совокупности частично или полностью

открытых базовых технологий и дополнительных активов

, которые могут быть использованы компаниями и частными лицами для разработки дополняющих

технологий, продуктов и сервисов. Соответственно для превращения в платформенную технологию она (технология) должна быть открытой не только для поставщиков и потребителей, но и для привлечения комплементарных компаний (поставщиков дополняющих товаров и услуг) и конкурентов. По своей сути платформенная технология относится к организации вещей. Однако, развиваясь как платформенная, технология становится ядром экосистемы как организационной формы взаимодействия экономических субъектов, т.е. сфера технологий дополняется в этом случае сферой коммуникаций и партнерства.

62 Решение актуальных проблем с помощью платформ

Чем более разветвленной является сеть участников платформы, тем обширнее информация для поиска вариантов решения проблемы потребителей, тем точнее спрос соответствует предложению, а платформа гарантирует более выгодные условия сделок. Этот сетевой эффект усиливают современные цифровые технологии, которые позволяют персонализировать отношения, агрегировать спрос, разрабатывать новые приложения и делать многое другое, что способствует расширению сети. Также платформы предлагают инновационные решения таких проблем, как:

1) Ограниченность доступа для потребителей и поставщиков (Яндекс.Такси решает эту проблему в сфере такси, Coursera – в сфере образования);

2) Расточительность (платформы помогают потребителям найти более дешевые билеты, попутчиков и т.п.);

3) Чрезмерное усложнение (цифровые банки, такие как Сбербанк, упрощают процесс получения банковских услуг);

4) Избыточность участников в цепи поставок (платформы позволяют рационализировать цепь поставок, убрав излишних посредников).

63 "Строительные блоки" экономики

Преимуществом платформ является тот факт, что участники могут пользоваться ресурсами других участников, которые им не нужно приобретать, а это способствует

росту прибыли компаний-участников и сокращению их транзакционных издержек. Также участие в платформах способствует развитию инноваций в сфере продуктов и

услуг, облегчает выход на рынок и позволяет удерживать клиентов. Важный ресурс платформы – огромное количество данных, которые генерирует платформа. Если эти данные уникальны, то их хорошая аналитика может стать выгодным ресурсом участников платформы – ее владельца и партнеров, а также может быть монетизирована путем предоставления платного доступа заинтересованным компаниям (рекламным и
консалтинговым агентствам, рекламодателям и др.). Платформы в широком смысле слова являются своего рода «строительными блоками» экономики, которые привлекают инвестиции и инновации других компаний для развития дополняющих продуктов и сервисов. «Притягивая» внешние ресурсы для решения новых бизнес-задач, платформа выходит за границы отдельной компании, формируя экосистему бизнеса.

64 Платформенное мышление

Платформенное мышление предполагает изменение отношения руководителей к:

1) Способу создания ценности, поскольку происходит переход от линейного мышления в рамках цепочки создания ценности к созданию ценности в рамках сетевого объединения участников экосистемы на базе платформенной технологии;

2) Восприятию ценности – от потребительской ценности продукта для конкретных клиентов и пожизненной ценности отдельных потребителей к ценности расширяющейся экосистемы для всех участников и формированию капитала экосистемы. В ходе итерационного, ориентированного на обратную связь процесса может потребоваться спонсировать потребителей одного типа для привлечения других;

3) Ресурсам – переход от концепции владения ресурсами и их контроля к концепции

совместного пользования ресурсами участников платформы или экосистемы. В этом случае главным, трудно поддающимся копированию ресурсом платформы и экосистемы становится сообщество производителей и потребителей и ресурсы, которыми владеют представители сообщества;

4) Ключевым компетенциям – появляется возможность использования компетенций других участников экосистемы, одновременно появляется необходимость формирования новых компетенций, связанных с созданием и развитием экосистемы.


65 Основные игроки на базе платформ



66 Основные элементы платформ

Основные элементы любой платформы – это архитектура платформы и ее стандарты. Поэтому владельцам платформы необходимо определить степень открытости этих элементов, причем решения относительно открытости могут меняться. Зачастую платформы создаются с закрытой архитектурой и системой управления (вначале Skype, GoogleMap, Adobe и многие другие платформы были закрытыми), а затем их открывают, определяя правила доступа (кого пускать на платформу и на каких условиях) и контроля (что производители, провайдеры, потребители и конкуренты могут на ней делать и как это регулируется). Собственник платформы определяет стандарты функционирования платформы, используя в качестве инструментов протоколы, правила, нормы и бренд. Протокол – это свод правил, то, что удерживает любую сложную ситуацию от

превращения ее в невразумительное мессиво. Протоколами являются английский

язык в сфере коммуникаций, SWIFT в банковской сфере, HTTP – в сфере Интернета.

Создание протокола и управление им означает возможность контроля почти всего

важного, что есть в системе. Соответственно, в сетевых структурах, какими являются

платформы, протокол – это система поддержания организованности

функционирования и контроля сети. Именно поэтому протоколы сложно изменить.

67 Значимость правил платформенных технологий

В платежных системах на базе платформ Visa, MasterCard и других существуют правила, регулирующие внешний вид платежных карт, выпускаемых разными организациями-партнерами, в том числе обязательное присутствие логотипа бренда.

Существуют также правила, касающиеся спорных транзакций. При этом владельцы

карт знают, что могут оплачивать покупки во многих местах, а продавцы знают, что компания гарантирует им оплату и компенсацию затрат, связанных с обслуживанием

ее карт. На платформе Uber водители и пассажиры договариваются на равных и координируют свои действия с помощью сложного ПО и репутационной системы без

прописанных правил. Пассажиры оценивают водителя, водитель – пассажира. Стандарты способствуют формированию сообщества участников платформы, при