Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отвечавший интересам ни немецкого, ни других народов европейских стран и всего мира. В условиях, когда прогрессивное человечество торжествовало победу над фашизмом, а скорейший разгром милитаристской Японии зависел от вступления в войну против нее СССР, Соединенные Штаты Америки и Англия приняли главные советские предложения по данному вопросу.

Спустя три года после окончания Второй Мировой войны, одной из самых жестоких и кровопролитных, Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. Спустя полгода в Лондоне был подписан устав политической консультативной организации “Совет Европы”.
3. Задание: подготовить дополнительные сообщения по теме (на выбор):

- «Всеобщая декларация прав человека»

- «Послевоенное мирное урегулирование в Европе»

- «Новая ядерная политика США»

- «Претензии США на мировое господство»


  1. Контроль: сообщения заслушиваются на занятии


5. Литература:

А.В. Чудинова, А.В. Гладышева История, М., 2011
6. Дополнительная литература:

www politkor.narod.ru›

http//www.history,ru/histr.htm

www.hist.msu.ru/

Раздел 2 . Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.

Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США.

Самостоятельная работа № 2

Тема: «Нарастание экономических и социальных

проблем в странах Восточной Европы во второй

половине ХХ века»

Норма времени -1 час

  1. Цель: сформировать представления о проблемах Восточной Европы в послевоенное время




  1. Пояснения к работе:

В течение многих лет и на Западе, и в странах, о которых сегодня идет речь, в разных вариантах обыгрывался тезис о фактически "оккупированном положении" восточноевропейских "сателлитов" СССР, поскольку в некоторых из них присутствовали советские войска. Но

ведь общеизвестно, что, например, в Югославии за исключением двух-трех месяцев в конце 1944 -начале 1945 г. не было ни одного советского солдата. Не было советских войск и в Албании. Известно также, что после возникновения советско-югославского конфликта 1948 г. (что было связано и с общим "поправением" в 1947-1948 гг. нашей политики по отношению ко всем странам региона) ни о каком влиянии, тем более воздействии Советского Союза на Югославию (равно как начиная с 60-


х гг. на Албанию) не могло быть и речи, и югославское общество могло развиваться дальше так, как хотело и считало нужным. И тем не менее, и Югославия к концу 80-х гг. оказалась в очень схожем социально-экономическом и общественно-политическом состоянии в сопоставлении с другими странами региона. Стало быть, в данном случае не советское "военное присутствие", а какие-то иные, более масштабные и глубинные общественно-политические, исторические факторы и предпосылки привели к отмеченной схожести. Какие именно? Вот это и предстоит выяснить специалистам, изучающим историю этих стран. Короче говоря, мысль сводится к тому, что безвыяснения всей совокупности исторических обстоятельств и закономерностей, определивших направление жизни стран Восточной Европы в XX в., мы не можем составить подлинно научную и объективную картину истории отношений Советского Союза с этими странами после второй мировой войны.
3. Задание: подготовить рефераты по теме (на выбор):

- «Пражская весна»

- «Политическое противостояние в Венгрии»

- «Доктрина Брежнева»


  1. Контроль: работы сдаются на проверку преподавателю




  1. Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История, М., 2011




  1. Дополнительная литература:

http//www.history,ru/histr.htm

www.hist.msu.ru/


Тема 2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония.

Самостоятельная работа № 3

Тема: «Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе»

Норма времени - 1 час

  1. Цель: закрепить знания о внешнеполитической стратегии Японии на современном этапе.



  1. Пояснения к работе:

Осенью 1945 г. побежденная Япония лежала в руинах не только в прямом, но и в переносном смысле. В отличие от Германии она сохранила определенный суверенитет в виде преемственности государственной власти (император, правительство, парламент) при том, что вся ее политика оказалась под строгим и внимательным контролем

оккупационных властей. В течение всего периода американской военной оккупации в составе японского правительства присутствовал министр иностранных дел, но деятельность его министерства была ограничена, ибо до подписания Сан-францисского мирного договора в 1951 г. отношения Японии с большинством стран не были официально восстановлены. Только с 1951-1952 гг.дипломатическая машина страны начала функционировать нормально.



Довоенная дипломатия Японии числила в своем активе ряд несомненных достижений. Сложился многочисленный и хорошо подготовленный дипломатический корпус, успешно представлявший страну за границей, в том числе в международных организациях, и защищавший ее интересы. Япония установила прочные связи со многими странами, выступая либо как “старший”, либо как равноправный партнер. Решение или, по крайней мере обсуждение глобальных проблем не обходилось без ее участия. Статус Японии как мировой державы был признан тем, что она стала постоянным членом Совета Лиги Наций, а ее представитель — одним из постоянных заместителей генерального секретаря. В результате военного поражения Япония всего этого лишилась. Ее политика, включая внешнюю, была тотально и, безусловно, скомпрометирована. Ее руководители предстали перед судом как военные преступники, а дипломатический корпус и государственный аппарат подверглись чисткам. Она находилась в состоянии войны с большинством стран мира, где ее представители были интернированы. Японии надо было реабилитировать себя в глазах, как отдельных стран, так и мирового сообщества. Наряду с обеспечением успешного экономического восстановления и развития это стало главной задачей ее послевоенной политики.


  1. Задание: подготовка докладов по заданной теме (на выбор):

- «Японское экономическое чудо»

- «Японо-американские отношения»

- «Российско-японские отношения»

- «Япония в послевоенное время»


  1. Контроль: доклады заслушиваются на занятии




  1. Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История, М., 2011




  1. Дополнительная литература:

http//www.history,ru/histr.htm

www.hist.msu.ru/
Тема 2.5.Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай.

Самостоятельная работа № 4

Тема: «Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе»

Норма времени - 1 час

Цель: закрепить знания о внешнеполитической стратегии Японии на современном этапе.
Пояснения к работе:

Осенью 1945 г. побежденная Япония лежала в руинах не только в прямом, но и в переносном смысле. В отличие от Германии она сохранила определенный суверенитет в виде преемственности государственной власти (император, правительство, парламент) при том, что вся ее политика оказалась под строгим и внимательным контролем


оккупационных властей. В течение всего периода американской военной оккупации в составе японского правительства присутствовал министр иностранных дел, но деятельность его министерства была ограничена, ибо до подписания Сан-францисского мирного договора в 1951 г. отношения Японии с большинством стран не были официально восстановлены. Только с 1951-1952 гг.дипломатическая машина страны начала функционировать нормально.

Довоенная дипломатия Японии числила в своем активе ряд несомненных достижений. Сложился многочисленный и хорошо подготовленный дипломатический корпус, успешно представлявший страну за границей, в том числе в международных организациях, и защищавший ее интересы. Япония установила прочные связи со многими странами, выступая либо как “старший”, либо как равноправный партнер. Решение или, по крайней мере обсуждение глобальных проблем не обходилось без ее участия. Статус Японии как мировой державы был признан тем, что она стала постоянным членом Совета Лиги Наций, а ее представитель — одним из постоянных заместителей генерального секретаря. В результате военного поражения Япония всего этого лишилась. Ее политика, включая внешнюю, была тотально и, безусловно, скомпрометирована. Ее руководители предстали перед судом как военные преступники, а дипломатический корпус и государственный аппарат подверглись чисткам. Она находилась в состоянии войны с большинством стран мира, где ее представители были интернированы. Японии надо было реабилитировать себя в глазах, как отдельных стран, так и мирового сообщества. Наряду с обеспечением успешного экономического восстановления и развития это стало главной задачей ее послевоенной политики.
3.Задание: подготовить доклад на тему (на выбор):

«Советско-китайские отношения в 50-е -60-е гг. ХХ

века»

- «Советско-китайские отношения в 70-е -80-е гг. ХХ

века»

- «Советско-китайские отношения в 90-е гг. ХХ века»
4. Контроль: доклады заслушиваются на занятии
5.Литература: А.В. Чудинова, А.В. Гладышева, История, М., 2011


  1. Дополнительная литература:

http//www.history,ru/histr.htm

www.hist.msu.ru/

Тема 2.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия.

Самостоятельная работа № 5

«Экономическое положение Индии после Второй

мировой войны»

Норма времени -1 час

  1. Цель: обобщить знания о положении Индии после Второй мировой войны





  1. Пояснения к работе:

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз

возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала

ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий

отклик и в Северной Индии. В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения —политической независимости — привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК — Индийский национальный конгресс, КПИ—ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и

Дели. Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х — начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной