Файл: Виды и формы социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 лишь в статье 9 устанавливает право получателя социальных услуг на уважительное и гуманное отношение в перечне остальных прав получателей социальных услуг.

Во взаимосвязи с принципом гуманности следует рассматривать и корреспондирующий с ним принцип ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, который также провозглашался в прежнем Законе N 122-ФЗ4, однако в новом законодательстве он отсутствует.

Однако в Законе N 442, в статях 33 и 34, устанавливаются государственный контроль (надзор) и общественный контроль в сфере социального обслуживания.

Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"1, который является правовой основой для регулирования отношений в предпринимательской деятельности.

Основным актом, регулирующим общественный контроль в данной сфере, к которому содержится отсылка в статье 34 Закона N 4422, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-13, который, регулируя отношения, возникающие, в частности, между потребителями и продавцами при продаже товаров (оказании услуг), устанавливая, в частности, права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, а также определяя механизм реализации этих прав, является правовой базой для регулирования имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а отнюдь не права социального обеспечения.

Следует особо обратить внимание, что в новом Законе N 442-ФЗ в противовес старым, утратившим силу с 1 января 2015 г. законам о социальном обслуживании 1995 г. не содержится норм (хотя бы отсылочного характера), посвященных ответственности за нарушение норм законодательства о социальном обслуживании и защите прав получателей социальных услуг.

Таким образом, отсутствие в основных положениях Закона ключевых принципов социального обслуживания - принципа гуманности и взаимосвязанного с ним принципа ответственности органов государственной власти и учреждений социального обслуживания - и отсылка к источникам гражданского права в вопросах государственного и общественного контроля свидетельствуют о следующем: акты жестокого обращения с людьми являются теперь лишь результатом некачественного оказания социальных услуг, но не нарушением принципов публично-правового института социального обслуживания. Внедрение частноправовых начал в отношения по социальному обслуживанию не сбалансированы, не обеспечены в полной мере мерами публично-правового характера: принципы государственной гарантированности и ответственности социального обслуживания в числе основных принципов социального обслуживания не обозначены законодателем.


С отсутствующим в Законе N 442-ФЗ1 принципом доступности социальных услуг, а следовательно, и их государственной гарантированности реализация права на социальное обслуживание затрудняется и проблемами процедурного характера - усложнение процедуры получения социальных услуг получателем, утратившим возможность к самообслуживанию в силу возраста и инвалидности, приводит в некоторых случаях вообще к невозможности их получения на дому. Это вынуждает многих пожилых людей не пытаться всеми силами сохранить привычный для них образ жизни, а переехать в стационар, что, в свою очередь, противоречит принципу сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Данный принцип социального обслуживания нарушается и в ходе так называемой и уже вышеупомянутой оптимизации учреждений социального обслуживания населения, в результате которых учреждения закрывают, сливают и перепрофилируют, что сказывается на условиях жизни граждан в сторону ухудшения и в конечном итоге на здоровье и судьбах людей, в них проживающих.

Также не представляется разумной в целях оптимизации и сокращения штата идея совмещения разных по типу учреждений социального обслуживания, предназначенных для совершенно разных категорий подопечных.

Данные положения и примеры вступают в противоречие с принципом сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Вышеприведенный анализ проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан показывает, что, к сожалению, в настоящее время институт социального обслуживания, который должен сохранять прежде всего публично-правовую природу, все более утрачивает свое значение в качестве традиционного публичного института особенной части права социального обеспечения, так как его нормы не направлены на реализацию отраслевых принципов публично-правового института социальных услуг: гуманности, доступности, адресности, гарантированности, ответственности государства за их предоставление.

Таким образом, в новом законодательстве о социальном обслуживании все более прослеживается влияние частного права на отрасль права социального обеспечения, которое проявляется в следующих формах:

1) прямые и косвенные отсылки в Законе N 442-ФЗ

1 к источникам гражданского и предпринимательского права по вопросам регламентации осуществления государственного и общественного контроля в сфере предоставления социальных услуг;

2) заимствование приемов правового регулирования в виде гражданско-правовых элементов и конструкций (заключение договора о социальном обслуживании, платность предоставления социальных услуг, право граждан на выбор поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных; составление индивидуальной программы по социальному обслуживанию);

3) заимствование терминологии гражданского права;

4) принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, скорее всего, носят характер принципов, регулирующих имущественные отношения по предоставлению социальных услуг.

Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать заключительный вывод о том, что взаимосвязь двух отраслей частного и публичного права, прослеживающаяся на примере системы правовых норм о социальном обслуживании, в нынешних реалиях российской экономической системы не случайна, а модернизация ее границ, их динамика свидетельствуют о направленности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию на решение в первую очередь ряда определенных экономических задач, преобладании экономической функции социального обеспечения над собственно социальной.


Заключение


Под «социальным обслуживанием» следует понимать все виды публичных услуг в сфере реализации социальных прав граждан, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб; организации социального обслуживания; управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий граждан и социальной безопасности общества в целом. Задачи: бытовая поддержка; социально-бытовые услуги; социально-медицинские услуги; социально-психологические услуги; социально-педагогические услуги; социально-экономические услуги социально-правовые услуги

  2. Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

  3. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Всеобщей декларации прав человека; Конституции РФ; Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» 

  4. Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб. Существуют различные виды социального обслуживания: социально-бытовые услуги; социально-медицинские услуги; социально-психологические услуги; социально-педагогические услуги; социально-экономические услуги; социально-правовые услуги

  5. Существует как минимум пять проблем, которые возникают при реализации права граждан на социальное обслуживание: финансирование социального обслуживания; недостаточность нормативно-правовой базы; недостаток квалифицированных кадров; неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения; неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.



Список литературы


I.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Ведомостях Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831)

  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//"Российская газета", N 22-23, 10.12.1998.

  3. Конституции Российской Федерации// Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

  4. Федеральном законе РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания населения в РФ» //"Российская газета", от 30 декабря 2013 г. N 295.

  5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// "Российская газета" от 2 декабря 1995 г. N 234

  6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О ветеранах»// "Российская газета" от 25 января 1995 г. N 19

  7. Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ (последняя редакция) «Паллиативная медицинская помощь в России»// "Российская газета" от 11 марта 2019 г. N 52

  8. Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания»// "Российская газета" от 4 августа 1995 г. N 150

  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" //"Российская газета" от 19 декабря 1995 г. N 243

  10. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"//"Российская газета" от 30 декабря 2008 г. N 266

  11. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей"//"Российская газета" от 7 апреля 1992 г., N 15

II. ЛИТЕРАТУРА

1. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: Монография/ Н.В. Антипьева –М.: Литагент Проспект, 2016. - 240 с.

2. Волкова Н.И., Горте Ю.Д., Лукьянова Е.И. Проблемы Севера: справочное издание/ И.Н. Волкова, Ю.Д. Горте, Е. И. Лукьянова – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. – 280 с.