Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2 Система социального обслуживания населения
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
гуманитарно-правовой колледж института права и управления
Паршина Виктория Алексеевна
ВИДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(очная форма обучения)
Руководитель курсовой работы:
Подзарей Татьяна Федоровна
Москва
2022
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 5
1.1Сущность, цели и задачи социального обслуживания 5
1.2 Система социального обслуживания населения 8
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения 11
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 21
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды 21
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения 25
Заключение 31
Список литературы 33
Введение
Актуальность темы заключается в следующем - осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальная работа — это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Объект исследования – общественные отношения в сфере социального обслуживания.
Предмет исследования – нормативно правовые акты регулирующие общественные отношения в сфере социального обслуживания.
Целью исследования является комплексный анализ социального обслуживания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
Исследовать сущность, цели и задачи социального обслуживания населения; -
Охарактеризовать систему социального обслуживания населения: принципы, функции; -
Проанализировать нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения; -
Изучить социальное обслуживание населения: формы и виды; -
Выявить проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения.
Методы исследования: в данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Структура работы показывает, что в работу включены введение, две главы, разделенные на 5 параграфов, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
-
Сущность, цели и задачи социального обслуживания
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. Социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)». Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
1. Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально -бытовых, социально - медицинских, психолога - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения». Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно - организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества. В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Важное, значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению, как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
В Федеральном законе РФ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»1 от 28 декабря 2013 г. социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг
отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.
Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.
Это системные функции гуманности, к которым относятся:
а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность.
б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.