Файл: Московский городской педагогический университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 другого сайта и, соответственно, проекта самой истории. Также, переходя по ссылке, читатель теряет внимание и вернуть его будет сложно.
Рассматривая сторителлинг в качестве технологии, важно указать правила при подаче информации:
1. Применение интерактивных элементов для вовлечения аудитории в процесс взаимодействия с историей. К интерактиву относят: переходы к разным частям материала, детальное рассмотрение отдельных элементов, способность передавать различные иллюстративные материалы в сети Интернет в любой подходящей форме;
2. Оформление медиатекста. Необходим графически оформленный текст
(выбор шрифта, абзацы, сноски, вставки с цитатами, графическое выделение фрагментов текста и т.д.), помогающий читателю получить полную картину истории;
3.Информационная и рекреационная функции объединены. Правильное представление сторителлинга помогает читателю в процессе чтения истории или сериала погрузиться в процесс. На протяжении чтения или просмотра читатель понимает смысл и тему истории, которые передаются в содержании.
4. История предоставляется с разных сторон. Аудитории показывается несколько точек зрения, прямые речи, элементы репортажа, что позволяет наблюдать за героями и видеть происходящее с разных сторон, также, создается эффект присутствия.
При работе над мультимедийным сторителлингом важно соблюдать определённые принципы:
1. В структуре должна прослеживаться логика;
2.
Аудитория должна в процессе чтения истории быть эмоционально вовлечена в процесс;
3. История должна по своему содержанию интриговать и увлекать;
4. Каждый мультимедийный элемент должен быть продолжением рассказа, его использование необходимо тщательно продумать;

12 5. Важно наличие героя, одного или нескольких;
6. В содержании истории могут быть нотки драмы, конфликта;
7. История должна вызывать у читателя эмоции, сопереживание героям, что позволяет удерживать внимание. При таких условиях аудитория будет помогать герою решить проблемы, анализировать историю, и, возможно, даже как-то действовать для решения ситуации в реальной жизни;
8. История может быть незакрыта, что даст читателям возможность самим додумать ее окончание;
9. Максимально эффективен мультимедийный сторителлинг только при проработанных визуальных элементах.
[27; c. 139]
Сегодня, с развитием информационно- коммуникационных технологий, всё большее распространение, в том числе и в сфере образования, приобретает формат цифрового повествования (digital storytelling).
Использование современных информационных технологий делает из обычной нарративной практики такой уникальный контент, где история создается с использованием графики, аудио или видео форматов.
В литературе приводятся всевозможные варианты обозначения этого явления: цифровое – все эти определения имеют в своей базе мысль интересного рассказа на основе употребления мультимедии.
Мы же объединяем оба понятия,“ цифровой” и “мультимедийный” сторителлинг, под одно общее суждение – это методы представления данных в облике рассказа с применением мультимедийных технологий (фото , аудио - и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и других производных от них форм.
Таким образом, понятие “сторителлинг” является новым и не особенно сильно изученным. Многие исследователи предпочитают описывать его, как рассказывание истории для максимального вовлечения аудитории в процесс чтения текста. Одним из форматов использования сторителлинга является мультимедийный сторителлинг. Им считают историю, рассказанную с помощью


13 таких визуальных средств, как анимация, видео, игры и тд. Он сочетает в себе нарратив и применение мультимедийных технологий и объединяет в себе такие форматы подачи информации, как «история» и «презентация».
1.2 Формирование коммуникативных УУД как психолого-
педагогическая проблема
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования выносит требование «формирование личности школьников, усвоение ими универсальных метапредметных умений, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [51]. Говоря научным языком, данные умения являются универсальными учебными действиями, сокращенно УУД. Первым стал употреблять данный термин А.Г.Асмолов. Иначе говоря, УУД –это “ совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними умений и навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [24, с. 37].
Чтобы научить ребенка учиться в школе, без УУД не обойтись. [24, с. 40].
Поэтому, их формирование является крайне важным.
Формирование данных УУД позволяет:
-улучшить качество обучения;
-повысить мотивацию детей к получению новых знаний;
-ускорить процесс усвоения знаний;
-повысить активность и инициативность младших школьников на уроке;
-повысить уровень комфорта на уроке.
Главная цель в настоящее время в образовании- научить ребенка учиться, что неразрывно связано с формированием УУД.
Коммуникативные УУД -важная часть развития, которыми должен

14 овладеть учащийся начальной школы [51]
Им уделяется особенное внимание среди УУД, ведь именно от того, как ученик усваивает информацию и, соответственно, как у него сформированы коммуникативные навыки, зависит успешная учебная деятельность в дальнейшем.
В различных психолого-педагогических источниках можно встретить много разных определений понятия «коммуникативные умения».
Например, по Г. М. Батуевой, это способность для решения коммуникативных задач. [6, 89 c. 102];
По Ширшову, это те действия, которые при высокой всесторонней подготовке детей позволяют им применять свои умения для эффективной коммуникации. [с.103]
По словам автора Л.Я. Лозована, умение – более высокая психологическая категория и более сложное понятие, чем навыки [31, c. 67]. Умение сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным опытом способы действия. Умение, таким образом, складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.
Слово «коммуникация» происходит от латинского существительного
«communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и глагола
«communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [2, c. 15].
Понятия «общение» и «коммуникация» относятся к базовым категориям многих фундаментальных и прикладных наук, причем исследователи нередко отождествляют эти два понятия (например, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г.
Рузская). Действительно, в их содержании есть общее: процесс взаимодействия с целью передачи информации, сообщения, обмена мыслями. То есть, понятие
«коммуникация» можно рассматривать как средство общения, передачи любой информации от одного человека другому. Общение же представляет собой


15 взаимодействие людей при обмене информации. Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию [21, с. 79].
Причем коммуникация может отображаться, кроме речевых (вербальная коммуникация) такими неречевыми средствами, как жесты, мимика, высота, тон и тембр голоса, скорость речи, расстановка пауз (невербальная коммуникация).
В структуре коммуникационной деятельности ребенка (по М.И.Лисиной):
- Объект общения - личность, с которым происходит коммуникация.
- Потребность в общении.
- Коммуникативные мотивы - то, для чего, в сущности, предпринимается взаимодействие.
- Воздействие общения – которое может быть адресовано как одному человеку, так и группе лиц
- Поступки общения – мера коммуникативной работы, она может быть адресована как другому человеку, так и целой группе.
- Задачи общения, придающие ему целенаправленность
- Средства общения, через которые реализуется содержательная сторона общения, при этом язык выполняет главную роль, а второстепенное значение имеют неречевые средства: мимика, жесты, изображение, пантомимика, положение партнеров относительно друг друга.
- Продукты общения, то есть собственно его результат [28, с. 124].
Наиболее обоснованной представляется позиция Г. М. Андреевой, рассматривавшей коммуникацию в качестве составной части общения, то есть коммуникация - более широкое понятие по объёму. [4, с. 116].
Также, другой учёный – О. Столяренко- считает, что данные составные части зависят от цели общения, от ситуации, в которой оно коммуникации происходит, каков ее тип. [48, с. 105]
По этой причине, в разных ситуациях, где целью может быть обмен информацией, и, соответственно, основным средством общения является устная речь, возможно равнять по значению коммуникацию и общение. В настоящее

16 время, большинство ученых рассматривают коммуникацию как составную часть процесса общения.
Понятие «умения» в научной литературе рассматривается как действия, которые выполняются определенным способом и с определенным качеством [12, c.8]
А.А. Бодалев называет в составе три элемента:
-информационно-коммуникативный (предполагающий умение принимать информацию и передавать ее);
-интерактивный (включающий в себя умение взаимодействовать с партнером; готовность к взаимодействию; адаптацию в коллективе);
-перцептивный
(подразумевающий восприятие межличностных отношений) [7, с. 318].
По С.А Тюриковой, они показывают разные свойства личности ребенка, что позволяют ему гармонично развиваться, адаптироваться к обществу и, пользуясь умением самостоятельно контактировать, проводить информационную деятельность [49, с. 30].
Обобщая позиции всех упомянутых исследователей, можно сказать, что итоговым результатом коммуникации считается текст, созданный на письме, либо устно.
Также, авторы уточняют, что поставленные задачи могут быть решены как при устном разговоре, так и при письменном. При этом говорящий в основном спрашивает, убеждает, сообщает, и это является его основными коммуникативными задачами. Слушающий же решает коммуникативно- познавательные задачи, где коммуникативные нужны для самого взаимодействия, а познавательные – уже для него самого, по результатам общения.
Итак, названные выше умения школьников определяются как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с речевой деятельностью и социальным взаимодействием.


17
Очень важной задачей является формирование и дальнейшее развитие коммуникативных умений школьников.
Степень сформированности у ученика коммуникативных УУД показывает, настолько он будет успешен в общении.
И. А. Гришанова в своем научном исследовании выделяет такие критерии, по которым можно определить коммуникативную успешность школьника:
– когнитивный – ученик сам может понять, в чем при коммуникации он испытывает проблемы;
– поведенческий –чтобы общение складывалось благополучно, ребёнок может самостоятельно контролировать свое поведение;
– эмотивный –эмоции так же находятся под контролем ребёнка, способного управлять собственным эмоциональным состоянием. [18, с. 45]
В соответствии с указанными критериями, рассмотрим уровни успешности в коммуникации, по И. А. Гришаевой:
Ученик с высоким уровнем общается самостоятельно и с интересом, способен вести как диалог, так и монолог. Критика у школьника положительная, эмоции держатся под контролем;
Средний уровень уникален для тех учеников, кто имеет отдельные трудности в общении с другими людьми при общем позитивном стремлении к диалогу;
Дети, чьи коммуникативные достижения ниже среднего, характеризуются еще большими трудностями в ситуациях общения;
Низкий уровень сформированности коммуникативной успешности присущ учащимся, у которых слабо выражен энтузиазм к общению или абсолютно отсутствует, учащиеся не могут контролировать личное эмоциональное положение. [18, с. 58–50]
Таким образом, для успешного сотрудничества ученика, поддержания контактов и общего коммуникативного развития необходимо достичь высокого уровня сформированности коммуникативных УУД.

18
Коммуникативные умения младших школьников можно воспринимать в качестве персональных свойств, либо структурных составляющих личности ребенка, непосредственно связанных с речевой деятельностью и общественным взаимодействием.
По понятию Н.М. Полуэктовой, выделяются последующие этапы формирования у учеников коммуникативных умений:
- мотивационный –младшие школьники осознают важность коммуникативного умения для достижения успеха в общении;
- ознакомительный – учащиеся приобщаются к чему-либо с применением коммуникативных умений, осваивают умение;
– создание в рамках учебного разговора истории содержательно-предметного взаимодействия ученика и преподавателя для овладения коммуникативным умением;
- улучшение умения – самостоятельное употребление младшими школьниками коммуникативных умений в процессе общения. [40, с. 62].
Развитие коммуникативных умений — это обучение учащегося задавать вопросы, открытым текстом выражать ответы на них, анализировать и поддерживать разговор о рассмотренных задачах, объяснять высказывания и давать им критическую оценку, обосновывать свои соображения в группе и уметь отразить эмпатию собеседника.
Ситуации, способствующие развитию коммуникативных умений, содержат:
- владение преподавателем познаниями о коммуникации как о процессе общения людей между собой, которое содержится в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры общения;
- введение в коллективную работу (допускающую межличностную беседу и умение строить взаимоотношения в коллективе);
- применение ситуации успеха в качестве стимулирования мотивации детей на беседу, содержащее в себе способности школьника адаптироваться в обществе;


19
Исследователь Н.В. Клюева сообщает о том, что “Основополагающие виды коммуникативных и речевых поступков распространяются на все учебные предметы и на внеурочную работу в том числе. Ввиду того, что отсутствуют такие предметы, где споры были бы не месту, а деятельность учащихся в небольших группах не добивалась бы координации различных точек зрения в ходе достижения совместного результата, важная задача содержится в подборе содержания и разработке конкретного набора более действенных учебных заданий (в рамках любой предметной области ) для овладения способами организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик », «ученик- ученик ») “. [25, с. 39]
В начальной школе для улучшения коммуникативных умений учащихся используют вербальные способы, практические, репродуктивные, наглядные.
[54, c. 22]
При проведении занятий употребляется такой способ, как разговор.
В рамках данного способа учитель в силах употребить всевозможные наглядные материалы, демонстрировать увлекательные упражнения из жизни, вводить информацию с определенными фактами, чтобы учащиеся были наиболее задействованы в работе, чувствовали неравнодушие к прослушанным сообщениям, использовали знания вербального общения.
Употребляются всевозможные рассказы – в частности, в формате технологии мультимедийного сторителлинга, чтобы вызвать у младших школьников горячий отголосок, подвергать анализу определенные истории и производить оценку действий.
Основополагающим способом организации внеурочной работы считаются логические, деловые игры, которые имитируют конфликтные и проблемные истории разного рода. Так, Л.С. Выготский в собственных работах подчеркнул значимость игровой деятельности для становления психики учащихся. В процессе проигрывания всевозможных ролей и взаимодействия со ровесниками в игровых обстановках, младший школьник приобретает опыт социального

20 взаимодействия [14].
Психологи Т.В. Кудрявцев, И.А. Махмутов, А.М. Матюшкин, З.И.
Калмыкова, Т.М. Дридзе и т.д. дают способы проблемного преподавания в его всевозможных моделях. Так, А.М. Матюшкин сообщает о том, что ради установления взаимодействия, командной работы в ходе выполнения поставленных задач, становления способностей сотрудничества можно употреблять методику кооперативного проблемного изучения [33, с.91].
Известная схема подразумевает нахождение проблемной истории, оценивание ее и анализ одновременно с участниками группы, где и тот и другой несет ответственность за происходившее. По завершении работы преподаватель дает оценку работе группы и готовит общее заключение.
Одной из своевременных форм изучения, содействующей развитию коммуникативных умений и способностей, представляет массовое взаимодействие (или, как ее еще называют, массовая деятельность), которая сегодня активно используется преподавателями в начальной школе. Массовую работу можно употребить на уроках русского или иностранного языка, чтения, математики, окружающего мира, а также во внеурочной работе.
Особенное внимание к предоставленному формату обосновано тем, что немаловажным фактором становления обучающихся составляет взаимодействие самих учащихся. Как сообщает А.А. Гиниятуллин, массовая форма организации учебного процесса основывается на сотрудничестве и взаимопомощи учеников, раскрывает персональные отличительные качества, гарантирует развитость персональных качеств личности. [17, c. 59]
Массовые формы организации учебного общения включают в себя:
- общую работу учеников над проблемной обстановкой (в парах, микрогруппах);
-коммуникативно направленные задания (учебный диалог );
-массовую работу с применением передового дидактического оснащения;
-взаимопроверку заданий;
-игровые технологии;