Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72 38.
Методический семинар. Сторителлинг как метод формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/storitelling-kak-metod-formirovaniia-kommunikativn.html
(дата обращения: 12.09.2021).
39.
Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 33-36.
40.
Назарова О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика // Гуманитарная информатика. – 2018. – №15. – С. 15-
28 41.
Пазухина С.В., Брешковская К.Ю., Декина Е.В. Особенности использования сторителлинга в условиях начальной школы // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей
Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования. – 2019. – С. 198-199.
42.
Патина С.В., Петрова М.А. Возможности технологии сторителлинга в начальной школе // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы III Всероссийской научно- методической конференции с международным участием. –Иркутск, 2021. – С.
196-201.
43.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
44.
Полуэктова
Н.М.
Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. -
Ленинград, 1989. - 97 с.
45.
Пяткова О.Б. Метод сторителлинга в обучении // Школьные технологии. – 2018. –№6. – С.41-45.
46.
Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника как коммуникативное универсальное учебное действие // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 22-24.
73 47.
Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками //
Хрестоматия по курсу: «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / Сост. И.В. Маврина. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. С. 6–30.
48.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола,
2014. – 60 с.
49.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:
«Народное образование», 2016. – 220 с.
50.
Сиденко Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2017. – № 3. – С.18-23.
51.
Скрипова
С.В.
Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сб. ст. в 1ч / гл. ред. С. В. Кусов. – Екатеринбург: Издательство
«ИМПРУВ», 2018. – С. 19-25.
52.
Столяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.
53.
Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности. – ГРНТИ: Народное образование,
2018. – 50 с.
54.
Устименко Е. Мастер-класс для педагогов – создание мультфильмов
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master- klas-dlja-pedagogov-sozdanie-multfilmov-v-detskom-sadu.html (дата обращения:
21.09.2021).
55.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки РФ. – М.:
Просвещение, 2010. – 41 с.
74 56.
Чистякова Н.А. Цифровой сторителлинг в обучении младших школьников // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI
Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том 1. Часть
II. –С. 530-532.
57.
Шейдаи Н.В. Цифровой сторителлинг в классе // Академия профессионального образования. – 2017. – № 3. – С.35-41.
58.
Яндукова Т.А. Средства формирования коммуникативной культуры младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – №6. – С.21-26.
75
Приложение 1
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: ступень начальной школы (10,5–11 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т. е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки.
Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по
5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек; умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
76 взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с
«лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
77
Приложение 2
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл,
1967).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника
(партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не
закрашенными яблоками).
Рис. 1.
78
Рис. 2.
Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной, соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.
Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.
79
Приложение 3
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-
строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5).
Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).
Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и
6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран
(ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого
80 один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного
контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное
(взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и
81 достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
82
Приложение 4
Программа занятий
Название “Путешествие по Сказочной речи”
35 Часов (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Задачи:
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь школьников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
83
1 2 3 4 5