Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
-корпоративные картинки, аппликации, поделки из разнообразных материалов;
-состязания команд и др.
Такая форма сориентирована на общую творческую работу младших школьников, в ходе которой оформляется схема работы, ориентируются цели и задачи, выделяют методы и способы работы для достижения совместного итога работы.
Работая над проектами, ученики обучаются выражать собственную точку зрения, кооперироваться и вести взаимодействие с партнерами по группе, готовить сообщение по теме и рассказывать другим участникам– все это развивает коммуникативные умения и позитивно действует на отношения школьников.
Подводя итог, можем сказать, что формирование коммуникативных УУД является неотъемлемой частью развития личности ребенка.
Формирование коммуникативных умений младших школьников подразумевает:
-изучение познаний о коммуникации, о процессе общения людей между собой;
-развитость взаимодействия с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры общения;
-введение в работу, построенную на межличностном общении и умении отстраивать взаимоотношения в коллективе.
Более плодотворно коммуникативные умения младших школьников развиваются в ходе коллективной работы (проектной, коллективной на уроках и проч.), стимулирующей кругозор общего группового взаимодействия, которое описывает применение коммуникации, осознания, работу с различными мыслительными действиями, исходя из этого – оспаривание, защиту собственной точки зрения, следующую рефлексию деятельности.
22
1.3. Применение мультимедийного сторителлинга для формирования
коммуникативных умений младших школьников
Для высококачественного усвоения информации ученики обязаны быть беспрерывно вовлеченными в дело. Однако сделать это по отношению к нынешнему поколению младших школьников становится все труднее. Ученики недостаточно читают, предпочитая печатным источникам электронные игры и
Интернет, что соединяет в себе визуальные, образные, музыкальные и словесные элементы [54, с.37]. Такая технология, как сторителлинг, учитывает подобные тенденции, объединяя в себе рассказ истории и поэтапным введением мультимедийных элементов. Он охватывает образовательную программу, становясь наиболее актуальной в современной педагогической деятельности.
Создание образовательного процесса с применением технологии сторителлинга подразумевает создание реальной истории общения, которая требует от участников проявления познавательной активности на всем протяжении коммуникации и диктует необходимость взаимодействия внутри коллектива для достижения установленных целей. В процесс активного взаимодействия происходит формирование таких коммуникативных УУД, как умение работать в группах, высказывать собственную точку зрения и выслушивать чужую и т.д.
В сфере учебного проектирования основная загадка цифрового повествования сориентирована на принятие навыка проектирования и изучение широким диапазоном передовых средств коммуникации. Маняйкина Н. В.,
Надточева Е. С. сообщают о том, что работа мультимедийных продуктов на базе предоставленной цифровой технологии в образовательных учреждениях содействует развитию универсальных учебных умений, а именно: изобретательно и критически думать, работать с информацией с применением цифровых технологий, действенно применять устную и письменную коммуникацию, взаимодействовать в сотрудничестве, создавать проектные
23 работы [32, с. 6134].
Мультимедийную обучающую историю учитель в силах способен создавать разных ресурсах– главным ограничением является время преподавателя.
Автор О.Б. Пяткова выделяет 6 форматов цифрового сторителлинга, какие так или иначе пользуют учителя:
1) демонстрации со встроенными анимационными и интерактивными составляющими;
2) рисованный видеоматериал (или дудл-видео ), когда наблюдатель следит, как рука символического живописца изображает стилизованные картинки;
3) анимационные ролики, где все зрительные основы расположены в перемещении;
4) комиксы и раскадровки;
5) видеомонтаж из собственноручно выбранных изображений и съемки;
6) веб-страницы с мультимедийным контентом [41, с. 43].
На сегодняшний момент, сторителлинг в цифровом виде – это системный просветительский продукт. Превращая учебные материалы в диалоговый контент, преподаватель призывает учащихся к обучению. Любые документы, содержащие в себе четкие инструкции, запоминаются лучше, если они интегрированы в увлекательную историю.
Младшие школьники отличаются повышенным интересом к заметным, занимательным и незабываемым образам. Их внимание чаще всего обращается к словесным и зрительным картинам, выразительным рассказам, интересным сказкам. В процессе прослушивания и исследования дети не только раскрывают для себя мир настоящих и сказочных героев, но и учатся объяснять их поведение в произведениях, высказывать свое мнение к происходящему, думать. Дети пассивно анализируют и наблюдают.
Куда более важна активная работа ребёнка. Преимущественно она развивает запоминание, творческую сторону, создание идей школьников. Для
24 целенаправленного формирования перечисленных умственных качеств младшего школьника важно применение упражнений на размышление и активизацию мыслительных процессов. Основные среди них: создание повествования по картине, «активизация образов», дублирование героев.
Применение информационно-коммуникационных технологий открывает перед учителем ранее не знакомые возможности по решению задач формирования коммуникативных возможностей школьников.
Среди компьютерных средств существуют разные интернет-сервисы, которые могут быть применены учителем как в ходе ежедневной работы на уроке, так во внеклассной деятельности. Особенно необходимый в этом отношении сетевой инструментарий
–интересный конструктор цифровых историй https://www.storyjumper.com/. Благодаря цифровому конструктору, историю можно визуализировать, активизируя работу в командах. Для этого из количества учащихся класса подбирается группа художников, писателей, редакторов. На интерактивной доске разворачивается работа над повествованием. Ученики подбирают картинки и музыкальные отрывки на просторах интернет-сети, обучаются подбирать необходимые слова на компьютере и записывать его на странички общей книги. [52, с. 531].
Объяснив основополагающие методы работы с сервисом и «бросив зерно» в базу цифрового повествования, педагог направляет школьников на работу полноценной цифровой истории. Как пойдёт развитие ее содержания, зависит от последующей работы учащихся.
Как уже отмечалось ранее, мультимедийная история является способом интернет-коммуникации, которая основывается на организации мультимедийного контента одного рассказа. Настоящий способ взаимодействия может быть реализован на основе разнообразных технологических решений.
Существует довольно много возможностей представления цифровых историй, но отдельное внимание необходимо отдать такому формату, как видеомонтаж. Эта методика хороша для таких учеников, готовых выполнять
25 работу своими руками с отобранными и приготовленными изображениями, личными либо семейными фото - и видеоматериалами.
С целью создания проекта в формате видеомонтажа могут быть использованы всевозможные видеоредакторы, которые считаются бесплатными и легкодоступным буквально во всех отношениях. Сюда входят такие программные продукты, как ShadowPuppet Edu, Photostory, Windows Movie
Maker, iMovie, Ulead videostudio, Audacity, Free CD ripper, Pinnacle Studio,
Tellagami, Videolicious, ScreenChomp, Animoto, Puppet Pals, Comic Strip It, Clay
Frames Lite и др.. [30, с.805].
При активном применении предоставленной цифровой технологии в процессе обучения на данный момент уже есть порядок организации проектной работы учащихся с использованием цифрового повествования. Она представляет из себя алгоритм разработки цифрового рассказа, создаваемого учениками в рамках учебного плана в целях формирования медиакомпетентности, укрепления базовых знаний для выполнения практических задач в области ИКТ и становления творческих возможностей.
Данный алгоритм содержит в себя восемь шагов:
1. На данном шаге идет определение идеи рассказа. Ученики выбирают тему, цели и задачи мультимедийной истории. Учителю в свою очередь важно провести знакомство учеников с такой технологией, как Digital storytelling, продемонстрировать примеры таких рассказов на разные тематики. По итогу шага идет обсуждение и оформление сценарной заявки. Дети получают советы от учителя. В процессе развивается готовность участвовать в общении, отвечать на вопросы (давать ответ), задавать вопросы, следя за темой.
2. Поиск нужной информации. Учащиеся находят и анализируют найденную тему для рассказов, размышляют над ней. Происходит выработка авторской позиции. Активно формируется такое коммуникативное умение, как воспринимать и обрабатывать информацию.
3. Составление плана рассказа. Гораздо удобнее создавать истории от
26 первого лица. Важно уделять внимание персонажу и эмоциональному отклику от его проблемы и позиции. При этом не стоит создавать его длинным и слишком сложным. Содержать он должен одну главную мысль. Ребята записывают сценарий, обсуждают и проверяют на наличие ошибок. Развивается умение вести диалог, высказывать свою точку зрения.
4. Создание карты событий. Окончательно подбирают материалы, происходит раскадровка. Для гармоничности и целостности картины важно проработать стилистику готовящегося проекта при подборе аудио и любого визуального материала. В процессе работы ученики развивают такое умение, как стоить понятное для других членов команды высказывание.
5. Подбор необходимого для рассказа материала (фото, аудио, видео). Весь материал должен соответствовать рассказу. Здесь также мнения участников могут не совпадать, поэтому дети учатся вести диалог и участвовать в дискуссии.
6. Монтаж рассказа. Объединение воедино всех элементов контента. Если необходимо, добавляется музыка, аудиоэффекты, анимация или различные переходы. добавляется закадровый голос к сценам.
7. Получение отзыва о проекте. Члены группы смотрят результат. При анализе своей работы формирует такое коммуникативное умение, как излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
8. Обратная связь. Проект изучают учитель и другие слушатели.
Обсуждают, что удалось, а над чем надо поработать. Оценивание работы вместе с учителем [20, с. 38-39]. Происходит развитие умения строить монологическое высказывание, задавать вопросы по теме.
В целом можно заключить, что мультимедийный сторителлинг, т. е. рассказывание историй, при котором применяются цифровые технологии, способствует совершенствованию учащимися навыков устной и письменной речи.
Ради сотворения цифрового повествования ученикам надо глубоко обдумать тему, создать план работы над ней, отредактировать его, приготовиться
27 к общественному выступлению или добавить запись своего голоса для озвучивания цифрового рассказа. Произведение чувственного оживленного цифрового повествования с прозрачно выверенными по длине формулировками, сочетающее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную основы, требует больших усилий, неоднократных внесений поправок, различных попыток озвучить повествование. Все это благотворно отражается на формировании коммуникативной компетенции обучающихся.
28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В рамках решения обозначенных задач было отмечено, что под мультимедийным (цифровым) сторителлингом в контексте изучения следует понимать способ представления сообщения в виде рассказа с применением мультимедийных технологий ( фото -, аудио - и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и проч ).
Формирование коммуникативных УУД является неотъемлемой частью развития личности ребенка. Более плодотворно коммуникативные умения младших школьников развиваются в ходе коллективной работы (проектной, коллективной на уроках и проч.), стимулирующей кругозор общего группового взаимодействия, которое описывает применение коммуникации, осознания, работу с различными мыслительными действиями, исходя из этого – оспаривание, защиту собственной точки зрения, следующую рефлексию деятельности.
Методика мультимедийного сторителлинга обладает высочайшим дидактическим потенциалом, содействует развитию коммуникативной компетенции учениках, инициирует внутреннюю мотивацию к учению, увеличивает цифровую подготовленность, а еще делает учебный процесс интересным по причине применения цифровых инструментов и ресурсов, которые считаются животрепещущими для учащихся каждого возраста.
В целом по результатам первой главы можно заключить, что развитие коммуникативных умений младших школьников будет более действенным при целенаправленной организованной групповой работе учащихся, необходимым компонентом которой является применение технологии мультимедийного сторителлинга, стимулирующего познавательную активность учащихся, применение коммуникации, осознания, своеобразие в общении, способность к сотрудничеству, защиту своей точки зрения, следующую рефлексию, что способствует формированию у учеников коммуникативных умений.
29
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
СТОРИТЕЛЛИНГА
2.1. Возможности современных УМК для совершенствования
коммуникативных умений младших школьников с использованием
мультимедийного сторителлинга.
В числе актуальных задач общеобразовательной школы в настоящее время исследователи называют воспитание культурно развитого человека, способного осуществлять продуктивное общение, творческой личности, умеющей занять свою позицию в динамично изменяющемся мире, принимающей неординарные решения в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. Ввиду вышесказанного не вызывает сомнения важность коммуникативного развития личности ребенка.
Мы проанализировали учебно-методические комплексы «Школа России»,
«Перспектива» и «Школа 2100» по русскому языку на тему коммуникативного развития младших школьников 4 класса. Учитывая особенность нашей темы работы, мы анализировали наличие заданий, выполняемых учащимися в парах, а также творческой направленности.
УМК «Школа России» предназначен для начальных классов общеобразовательных учебных заведений, нацелен на овладение учащимися младших классов основной образовательной программой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Информационно-образовательную среду данного учебно-методического комплекса составляют учебники и учебные пособия, рабочие тетради и тетради для творчества, словари, дидактические материалы, книги для чтения,
30 демонстрационные таблицы для предметных линий УМК «Школа России» высокого качества, современные электронные версии учебных материалов, средства интернет-поддержки.
Специфика УМК «Школа России» состоит в том, что он направлен в первую очередь на развитие у младших школьников навыков сравнения, анализа, классификации, обобщения и т. д. Таким образом, средствами данного учебно- методического комплекса происходит формирование у учащихся универсальных учебных действий, служащих тем фундаментом, на котором основываются их способности к обучению в целом, дети вовлекаются в образовательные мероприятия, сопровождающие изучение любой школьной дисциплины.
Мы выбрали для анализа учебники по русскому языку для 4 класса программы «Школа России» (авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий). Следует отметить в этой программе в качестве важнейшей особенности коммуникативную ориентацию курса русского языка. Согласно выбранному авторами подходу язык представлен в учебниках в качестве главного средства коммуникации. Поэтому, по мысли В. Н. Канакиной, В. Г. Горецкого, изучение языка должно включать в себя обучение коммуникации с его помощью. В связи с этим большинство разделов и тем курса призваны формировать у младших школьников первостепенные коммуникативные и речевые умения:
1)
Умение слушать партнера по коммуникации и вести диалог;
Приведем примеры из учебников.
Русский язык. 4 класс». Часть 1
“Предложите маме, папе, бабушке, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах. Как люди произнесли эти слова? В каких формах?” [стр. 144 ; упр. 3 ] [26]
2) Умение выражать свою позицию, приводить аргументы в ее защиту, готовность оценивать происходящие события (значок призывает учащихся высказать свою точку зрения).
Приведем примеры из учебников.