Файл: Закон от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 5 классе (35 часов)

Родной русский язык

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Количество часов

Разделы,

Темы уроков



Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

1

Наш родной русский язык

Роль родного языка в жизни человека.



  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Чтение текстов с выражением, в том числе и наизусть.

  • Составление словарика диалектных слов сибирского края.

  • Составление электронного альбома по теме «Заимствованные слова из славянских и неславянских языков».

  • Доклады и презентации учащихся (индивидуальный, парный и групповой проект).

  • Защита проектов и рецензирование.

  • Составление опорных конспектов, таблиц, схем в рабочих тетрадях по темам раздела.

  • Составление кроссвордов, разгадывание и составление лингвистических игр.

  • Работа в парах по составлению вопросов

  • разного уровня сложности.



  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Коллективное прослушивание занятий по культуре речи из Интернет -школы «Знайка».

  • Составление словариков, подбор языкового материала по культуре речи (орфоэпия и произносительные нормы).

  • Работа с грамматическими, речевыми, орфоэпическими. стилистическими разновидностями ошибок на примере рецензирования сочинений обучающихся.




2

Язык как зеркало национальной культуры.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

3

Краткая история русской письменности.

Создание славянского алфавита.

4

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.).

5

Образность русской речи


Народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

6

Крылатые слова и выражения

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок, их источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

7

Русские пословицы, поговорки, загадки.


Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Метафоричность русской загадки.

9

История и этимология некоторых слов

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа

.


10

Этимология имён людей и названий городов

Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий

Раздел 2. Культура речи (9 ч)

11

Современный русский литературный язык

Язык культуры, литературы, образования, государственных документов. Формы существования русского литературного языка.

12

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Понятие о варианте нормы. Основные орфоэпические нормы Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

13

Омографы

Омографы: ударение как маркёр смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической нормы Произносительные варианты на уровне словосочетаний. Роль звукописи в художественном тексте.

14

Лексические нормы современного русского литературного языка

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов современном русском литературном языке.

15

Стилистические варианты нормы современного русского литературного языка

Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи.

16

Грамматические нормы современного русского литературного языка

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных; род сложных существительных; род имен собственных; род аббревиатур.

17

Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.) Формы имен существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(-и).Формы родительного падежа множественного числа имён существительных

18

Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка»




19

Речевой этикет. Обращение в русском речевом этикете

Правила речевого этикета: нормы и традиции. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)

20

Язык и речь

Язык и речь. Точность и логичность речи. Виды речевой деятельности., чистота и богатство речи .



  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Работа над эффективными приёмами чтения.

  • Работа с особенностями построения компьютерных презентаций (законы; стиль).

21

Средства выразительности устной речи

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.

22

Формы речи: монолог и диалог

Составление диалогических и монологических высказываний. Оформление диалога.

23

Текст и его основные признаки.

Как строится текст?

24

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения

Повествование, описание и рассуждение как типы речи.

25

Средства связи предложений и частей текста

Союзы, местоимения, формы слов, однокоренные слова, языковые синонимы, антонимы, лексические повторы и другие средства связи предложений в тексте.

26

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

27

Разговорная речь

Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

28

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

29

Учебно-научный стиль

Учебно-научный стиль План ответа на уроке, план текста.

30

Публицистический стиль

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.


31

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и другое).





Повторение. Промежуточный и итоговый контроль (3 ч)

32

Повторение изученного материала

Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах.




33

Итоговая контрольная работа.







34

Итоговый урок







35

Резервный урок










Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 6 классе (35 часов)

В мире родного языка

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Количество часов

Разделы,

Темы уроков



Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

1

Из истории русского литературного языка

Краткая история русского литературного языка. Церковнославянский язык как предшественник русского языка. Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.

  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Доклады и презентации учащихся (индивидуальный, парный и групповой проект).

  • Защита проектов и рецензирование.

  • Составление опорных конспектов, таблиц, схем в рабочих тетрадях по темам раздела.

  • Составление кроссвордов, разгадывание и составление лингвистических игр.

  • Подготовка к терминологическому диктанту и его написание.

  • Работа в парах по составлению вопросов разного уровня сложности.



  • Коллективное прослушивание занятий по культуре речи из Интернет -школы «Знайка».

  • Составление словариков, подбор языкового материала по культуре речи (орфоэпия и произносительные нормы).

  • Работа с грамматическими, речевыми, орфоэпическими. стилистическими разновидностями ошибок на примере рецензирования сочинений обучающихся.

2


Диалекты как часть народной культуры культуры.

Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.

3

Диалектизмы

Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

4

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

Лексические заимствования. Лексические заимствования из народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствования.

5

Особенности освоения иноязычной лексики


Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

6

Современные неологизмы

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

7

Отражение во фразеологии истории и культуры народа


Понятие о фразеологии. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

9

Современные фразеологизмы

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.

10

Использование традиционной русской грамотности в современном русском литературном языке. Терминологический диктант.

Использование традиционной русской грамотности в современном русском литературном языке Особенности традиционной русской грамотности в современном русском литературном языке Использование неологизмов, заимствованных слов, фразеологии в современном русском литературном языке.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

11

Стилистические особенности произношения и ударения

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

12

Нормы произношения отдельных грамматических форм

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на–ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

13

Синонимы и точность речи

Лексические нормы современного русского литературного языка. Понятие о синонимах и точности речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

14

Антонимы и точность речи

Понятие об антонимах и точности речи.

15

Лексические омонимы и точность речи

Лексические омонимы и точность речи Понятие об омонимах и точности речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

16

Особенности склонения имён собственных

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов; род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня; тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р; склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.

17

Нормы употребления имён существительных

Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.

18

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

19

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль. Формулы речевого этикета в общении, формулы учтивости и уважительности. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

20

Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка»




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

21

Эффективные приёмы чтения

Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.





  • Чтение текстов с выражением, в том числе и наизусть.

  • Работа над эффективными приёмами чтения.

  • Распознавание и определение текстов разных стилей речи.

  • Работа со структурой устного ответа.

  • Построение различных ответов: ответ-анализ, ответ- обобщение, ответ -добавление и ответ-группировка.

  • Работа с особенностями построения компьютерных презентаций (законы; стиль).

  • Создание текстов разговорного, научного и публицистического стиля.

22

Этапы работы с текстом

Пред текстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

23

Тематическое единство текста

Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста.

24

Тексты описательного типа

Определение, дефиниция, собственно описание, пояснение описательного типа текста.

25

Функциональные разновидности языка

Понятие о функциональных разновидностях языка.

26

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

Понятие о разговорной речи. Рассказ о событии, «бывальщины». Устный ответ, использующий разговорную речь.

27

Научный стиль. Словарная статья

Понятие о научном стиле. Словарная статья, её строение.

28

Научное сообщение

Научное сообщение.

29

Устный ответ

Устный ответ, использующий учебно-научный стиль Содержание и строение учебного сообщения. Структура устного ответа.

30

Виды ответов

Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства устного ответа которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч)

31

Повторение изученного материала

Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах.




32

Итоговая контрольная работа







33

Итоговый урок







34-35

Резервный урок










Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 7 классе (35 часов)

Родной русский язык

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Количество часов

Разделы,

Темы уроков



Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Доклады и презентации учащихся (индивидуальный, парный и групповой проект).

  • Защита проектов и рецензирование.

  • Составление опорных конспектов, таблиц, схем в рабочих тетрадях по темам раздела.

  • Составление кроссвордов, разгадывание и составление лингвистических игр.

  • Подготовка к терминологическому диктанту и его написание.

  • Работа в парах по составлению вопросов разного уровня сложности.



  • Коллективное прослушивание занятий по культуре речи из Интернет -школы «Знайка».

  • Составление словариков, подбор языкового материала по культуре речи (орфоэпия и произносительные нормы).

  • Работа с грамматическими, речевыми, орфоэпическими. стилистическими разновидностями ошибок на примере рецензирования сочинений обучающихся.

2


Устаревшие слова. Историзмы

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

3

Архаизмы

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

4




Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

5

История русского литературного языка


Церковнославянский язык как предшественник русского языка. Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.

6

Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.

Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Диалектная лексика в произведениях художественной литературы.

7

Лексические заимствования из народов России и мира

Лексические заимствования последних десятилетия. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

8

Фразеология

Понятие о фразеологии. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Обычаи, традиции, быт, исторические события во фразеологизмах.

9

Особенности традиционной русской грамотности

Особенности традиционной русской грамотности в современном русском литературном языке Использование неологизмов, заимствованных слов, фразеологии в современном русском литературном языке.

10

Повторение и обобщение материала раздела «Язык и культура». Терминологический диктант.




Раздел 2. Культура речи (10 ч)

11

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

12

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).

13

Паронимы и точность речи


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.

14

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

15

Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.

Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

16

Варианты грамматической нормы

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

17

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

18

Невербальный (несловесный) этикет общения

Исключение категоричности в разговоре. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

19

Повторение и обобщение материала раздела «Культура речи».




20

Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка»




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

21

Традиции русского речевого общения

Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.



  • Чтение текстов с выражением, в том числе и наизусть.

  • Работа над эффективными приёмами чтения.

  • Распознавание и определение текстов разных стилей речи.

  • Работа со структурой устного ответа.

  • Построение различных ответов: ответ-анализ, ответ- обобщение, ответ -добавление и ответ-группировка.

  • Работа с особенностями построения компьютерных презентаций (законы; стиль).

  • Создание текстов разговорного, научного и публицистического стиля.

22

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

23

Текст. Виды абзацев

Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

24

Заголовки текстов

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

25

Тексты аргументированного типа

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

26

Функциональные разновидности языка

Стили речи

27

Разговорная речь

Разговорная речь. Беседа. Спор, Виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.


28

Публицистический стиль

Публицистический стиль. Путевые записки.

29

Рекламное объявление

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

30

Язык художественной литературы

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.

Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч)

31

Повторение изученного материала

Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах.




32

Итоговая контрольная работа







33

Итоговый урок







34-35

Резервный урок