Файл: Закон от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

  • осознание роли русского родного языка в жизни человека;

  • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;

  • понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;

  • осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика;

  • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

  • комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

  • правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

  • характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;

  • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

  • характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

  • распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

  • понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;

  • распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

  • общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

  • определение значения лексических заимствований последних десятилетий;

  • целесообразное употребление иноязычных слов;

  • понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

  • определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

  • определение различий между литературным языком и диалектами;

  • осознание диалектов как части народной культуры;

  • понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

  • осознание изменений в языке как объективного процесса;

  • понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений;

  • общее представление об активных процессах в современном русском языке;

  • соблюдение норм русского речевого этикета;

  • понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

  • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.


2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

  • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
  •   1   2   3   4   5   6


соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости/мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

  • различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

  • различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;

  • употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

  • употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • понимание активных процессов в области произношения и ударения;

  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

  • различение стилистических вариантов лексической нормы;

  • употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

  • употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

  • различение типичных речевых ошибок; редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;


  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

  • определение типичных грамматических ошибок в речи;

    • различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

    • различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

    • правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;

    • правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;

    • редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

    • выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;


    • соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

    • соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

    • соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

    • использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

    • понимание активных процессов в русском речевом этикете;

    • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);

    • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

    • использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

    • использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

    • использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;

    • опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

    • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

    3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

    • владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    • владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    • умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

    • классифицировать фактический материал по определённому признаку;

    • выделять наиболее существенные факты;

    • устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

    • умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

    • определять начало и конец темы;

    • выявлять логический план текста;

    • проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

    • основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

    • владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;

    • приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;

    • основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

    • уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

    • умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

    • владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника;

    • побуждения собеседника к действию;

    • информирования об объекте;

    • объяснения сущности объекта; оценки;

    • создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение; создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации);

    • оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

    • создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;

    • оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

    • чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк;

    • тексты рекламных объявлений);

    • чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);

    • определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

    • создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

    • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;

    • оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;

    • сопоставление чернового и отредактированного текстов.