Файл: Закон от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 8 классе (35 часов)
Родной русский язык
название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Количество часов | Разделы, Темы уроков | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Раздел 1. Язык и культура (9 ч) | |||
1 | Понятие о языке и культуре | |
|
2 | Исконно русская лексика | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. | |
3 | Старославянизмы в современном русском литературном языке | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | |
4 | Иноязычная лексика в разговорной речи | Иноязычная лексика в разговорной речи | |
5 | Иноязычная лексика в современной публицистике | Роль иноязычной лексики в современной публицистике. | |
6 | Речевой этикет | Понятие о речевом этикете. | |
7 | Речевой этикет и вежливость | Соотношение речевого этикета и вежливости. | |
8 | Русский человек в обращении к другим | Специфика приветствий Этикетная культура приветствия. Традиционная тематика бесед у русских и других народов. | |
9 | Повторение и обобщение материала раздела «Язык и культура». Терминологический диктант. | | |
Раздел 2. Культура речи (11 ч) | |||
10 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | |
11 | Типичные акцентологические ошибки в современной речи | Акцентологические ошибки в современной речи. | |
12 | Акцентологический диктант | | |
13 | Нормы употребления терминов | Основные лексические нормы современного русского литературного язык Терминологический словарь. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Ошибки в употреблении заимствованных слов. | |
14 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | |
15 | Трудные случаи согласования в русском языке | Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. | |
16 | Варианты грамматической нормы | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). | |
17 | Современный речевой этикет | Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. | |
18 | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. | |
19 | Повторение и обобщение материала раздела «Культура речи». | | |
20 | Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка» | | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) | |||
21 | Информация: способы её получения и переработки | Понятие о видах речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. |
|
22 | Текст как единица языка и речи | Понятие о тексте как единице языка и речи. | |
23 | Слушание как вид речевой деятельности | Эффективные приёмы слушания. | |
24 | Аргументация. Правила эффективной аргументации | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | |
25 | Доказательство и его структура | Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. | |
26 | Разговорная речь. Самопрезентация | Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | |
27 | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | |
28 | Реферат | Реферат. Слово на защите реферата. | |
29 | Учебно-научная дискуссия | Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. | |
30 | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. | |
Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч) | |||
31 | Повторение изученного материала | Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах. | |
32 | Итоговая контрольная работа | | |
33 | Итоговый урок | | |
34-35 | Резервный урок | | |
Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 9 классе (34 часа)
Родной русский язык
название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Количество часов | Разделы, Темы уроков | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности обучающихся | |
Раздел 1. Язык и культура (10 ч) | ||||
1 | Русский язык и культура | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. |
| |
2 | Ключевые слова русской культуры | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | ||
3 | Крылатые слова и выражения в русском языке | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | ||
4 | Развитие языка как объективный процесс | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | ||
5 | Основные тенденции развития современного русского языка | Активные процессы в современном русском языке: неологизмы, создание новой фразеологии. | ||
6 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | Активизация процесса заимствования иноязычных слов. | ||
7 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов. | ||
8 | Переосмысление значений слов в современном русском языке | Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка . | ||
9 | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке | Активные процессы в современном русском языке: изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. | ||
10 | Повторение и обобщение материала раздела «Язык и культура». Терминологический диктант. | | ||
Раздел 2. Культура речи (10 ч) | ||||
11 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | ||
12 | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | ||
13 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | ||
14 | Речевая избыточность и точность | Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | ||
15 | Современные толковые словари | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | ||
16 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки | Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. | ||
17 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | ||
18 | Типичные ошибки в построении сложных предложений | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Грамматические нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | ||
19 | Речевой этикет в деловом общении | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | ||
20 | Правила сетевого этикета | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | ||
21 | Повторение и обобщение материала раздела «Культура речи». | | ||
22 | Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка» | | ||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) | ||||
23 | Русский язык в Интернете | Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. |
| |
24 | Виды преобразования текстов | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | ||
25 | Разговорная речь. Анекдот, шутка | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | ||
26 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | ||
27 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | ||
28 | Публицистический стиль. Проблемный очерк | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | ||
29 | Язык художественной литературы | Диалогичность в художественном произведении. | ||
30 | Текст и интертекс | Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | ||
Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч) | ||||
31 | Повторение изученного материала | Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах. | | |
32 | Итоговая контрольная работа | | | |
33 | Итоговый урок | | | |
34 | Резервный урок | | |
УМК:
1.Русский родной язык для 5-9 классов/Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г. – М.: «Просвещение» , 2018
2.«Русский родной язык. Методические рекомендации». О. М. Александрова.
Информационные ресурсы в Интернете (ИОРы):
1. http://www.gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
2. http://www.slovari.ru – сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
3. http://www.rubrikon.ru - энциклопедия «Рубрикон».
4. http://www.drofa-ventana.ru – сайт объединённой издательской группы «Дрофа» - «Вентана – Граф».
5. http://www.philology.ru – «Филологический портал».
6. http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи».
7. http://www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Википедия».
8. http://www.rusword.com.ua -сайт по русской филологии «Мир русского слова»
9. http://www.abount-russian-language.com – сайт по культуре речи.
10. http://www.languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
11. http://www.etymolo.ruslang.ru – этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В.В.Виноградова).
12. http://www.orfografus,ru – видеоуроки русского языка.
13. http://www.wordsland.ru – сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
14. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
15. http://www.fipi.ru – сайт ФИПИ(Федеральный институт педагогических измерений(банк тренировочных заданий по русскому языку для подготовки сдачи ОГЭ; демоверсии, кодификаторы и спецификации)
16 https://rus-oge.sdamgia.ru – ОГЭ 2019, 2020 и предыдущих лет; русский язык: задания, ответы, решения, обучающая система в режиме онлайн.
17. http://www.krugosvet.ru – универсальная энциклопедия «Кругосвет».
18. http://www.prosveshhenie.ru – образовательный портал(методические разработки к урокам; вебинары; библиотека материалов, в том числе и видео-).