Файл: Закон от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 8 классе (35 часов)

Родной русский язык

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Количество часов

Разделы,

Темы уроков



Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и культура (9 ч)

1

Понятие о языке и культуре




  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Доклады и презентации учащихся (индивидуальный, парный и групповой проект).

  • Защита проектов и рецензирование.

  • Составление опорных конспектов, таблиц, схем в рабочих тетрадях по темам раздела.

  • Составление кроссвордов, разгадывание и составление лингвистических игр.

  • Подготовка к терминологическому диктанту и его написание.

  • Работа в парах по составлению вопросов разного уровня сложности.



  • Коллективное прослушивание занятий по культуре речи из Интернет -школы «Знайка».

  • Составление словариков, подбор языкового материала по культуре речи (орфоэпия и произносительные нормы).

  • Работа с грамматическими, речевыми, орфоэпическими. стилистическими разновидностями ошибок на примере рецензирования сочинений обучающихся.

2


Исконно русская лексика

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

3

Старославянизмы в современном русском литературном языке

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

4

Иноязычная лексика в разговорной речи

Иноязычная лексика в разговорной речи

5

Иноязычная лексика в современной публицистике

Роль иноязычной лексики в современной публицистике.

6

Речевой этикет

Понятие о речевом этикете.

7

Речевой этикет и вежливость

Соотношение речевого этикета и вежливости.

8

Русский человек в обращении к другим

Специфика приветствий Этикетная культура приветствия. Традиционная тематика бесед у русских и других народов.

9

Повторение и обобщение материала раздела «Язык и культура». Терминологический диктант.




Раздел 2. Культура речи (11 ч)

10

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

11

Типичные акцентологические ошибки в современной речи

Акцентологические ошибки в современной речи.

12

Акцентологический диктант




13

Нормы употребления терминов

Основные лексические нормы современного русского литературного язык Терминологический словарь. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Ошибки в употреблении заимствованных слов.

14

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.


15

Трудные случаи согласования в русском языке


Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.

16

Варианты грамматической нормы

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

17

Современный речевой этикет

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.

18

Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации

Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

19

Повторение и обобщение материала раздела «Культура речи».




20

Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка»




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

21

Информация: способы её получения и переработки

Понятие о видах речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.



  • Чтение текстов с выражением, в том числе и наизусть.

  • Работа над эффективными приёмами чтения.

  • Распознавание и определение текстов разных стилей речи.

  • Работа со структурой устного ответа.

  • Построение различных ответов: ответ-анализ, ответ- обобщение, ответ -добавление и ответ-группировка.

  • Работа с особенностями построения компьютерных презентаций (законы; стиль).

  • Создание текстов разговорного, научного и публицистического стиля.

22

Текст как единица языка и речи

Понятие о тексте как единице языка и речи.

23

Слушание как вид речевой деятельности

Эффективные приёмы слушания.

24

Аргументация. Правила эффективной аргументации

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

25

Доказательство и его структура

Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

26

Разговорная речь. Самопрезентация

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

27

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.

28

Реферат

Реферат. Слово на защите реферата.

29

Учебно-научная дискуссия

Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

30

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч)

31

Повторение изученного материала

Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах.




32

Итоговая контрольная работа







33

Итоговый урок







34-35

Резервный урок










Тематическое планирование по родному(русскому) языку в 9 классе (34 часа)

Родной русский язык

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Количество часов

Разделы,

Темы уроков



Элементы содержания

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

1

Русский язык и культура

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

  • Изучение теории параграфов учебника или лекционного материала.

  • Доклады и презентации учащихся (индивидуальный, парный и групповой проект).

  • Защита проектов и рецензирование.

  • Составление опорных конспектов, таблиц, схем в рабочих тетрадях по темам раздела.

  • Составление кроссвордов, разгадывание и составление лингвистических игр.

  • Подготовка к терминологическому диктанту и его написание.

  • Работа в парах по составлению вопросов разного уровня сложности.



  • Коллективное прослушивание занятий по культуре речи из Интернет -школы «Знайка».

  • Составление словариков, подбор языкового материала по культуре речи (орфоэпия и произносительные нормы).

  • Работа с грамматическими, речевыми, орфоэпическими. стилистическими разновидностями ошибок на примере рецензирования сочинений обучающихся.

2


Ключевые слова русской культуры

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

3

Крылатые слова и выражения в русском языке

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

4

Развитие языка как объективный процесс

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

5

Основные тенденции развития современного русского языка


Активные процессы в современном русском языке: неологизмы, создание новой фразеологии.

6

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

Активизация процесса заимствования иноязычных слов.

7

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов.

8

Переосмысление значений слов в современном русском языке

Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка .

9

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

Активные процессы в современном русском языке: изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

10

Повторение и обобщение материала раздела «Язык и культура». Терминологический диктант.




Раздел 2. Культура речи (10 ч)

11

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

12

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

13

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

14

Речевая избыточность и точность

Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

15

Современные толковые словари

Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

16

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки

Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

17

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

18

Типичные ошибки в построении сложных предложений

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Грамматические нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

19

Речевой этикет в деловом общении

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

20

Правила сетевого этикета

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

21

Повторение и обобщение материала раздела «Культура речи».




22

Промежуточная контрольная работа по теме «Нормы современного литературного языка»




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

23

Русский язык в Интернете

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.



  • Чтение текстов с выражением, в том числе и наизусть.

  • Работа над эффективными приёмами чтения.

  • Распознавание и определение текстов разных стилей речи.

  • Работа со структурой устного ответа.

  • Построение различных ответов: ответ-анализ, ответ- обобщение, ответ -добавление и ответ-группировка.

  • Работа с особенностями построения компьютерных презентаций (законы; стиль).

  • Создание текстов разговорного, научного и публицистического стиля.

24

Виды преобразования текстов

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

25

Разговорная речь. Анекдот, шутка

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

26

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

27

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

28

Публицистический стиль. Проблемный очерк

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

29

Язык художественной литературы

Диалогичность в художественном произведении.

30

Текст и интертекс

Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Повторение. Промежуточный и итоговый контроль. (4 ч)

31

Повторение изученного материала

Обобщение и повторение изученного за год материала через участие в игровых викторинах и зачётах.




32

Итоговая контрольная работа







33

Итоговый урок







34

Резервный урок








УМК:

1.Русский родной язык для 5-9 классов/Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г. – М.: «Просвещение» , 2018

2.«Русский родной язык. Методические рекомендации». О. М. Александрова.

Информационные ресурсы в Интернете (ИОРы):

1. http://www.gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

2. http://www.slovari.ru – сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

3. http://www.rubrikon.ru - энциклопедия «Рубрикон».

4. http://www.drofa-ventana.ru – сайт объединённой издательской группы «Дрофа» - «Вентана – Граф».

5. http://www.philology.ru – «Филологический портал».

6. http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи».

7. http://www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Википедия».

8. http://www.rusword.com.ua -сайт по русской филологии «Мир русского слова»

9. http://www.abount-russian-language.com – сайт по культуре речи.

10. http://www.languages-study.com/russian.html - база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

11. http://www.etymolo.ruslang.ru – этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В.В.Виноградова).

12. http://www.orfografus,ru – видеоуроки русского языка.

13. http://www.wordsland.ru – сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.

14. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

15. http://www.fipi.ru – сайт ФИПИ(Федеральный институт педагогических измерений(банк тренировочных заданий по русскому языку для подготовки сдачи ОГЭ; демоверсии, кодификаторы и спецификации)

16 https://rus-oge.sdamgia.ru – ОГЭ 2019, 2020 и предыдущих лет; русский язык: задания, ответы, решения, обучающая система в режиме онлайн.

17. http://www.krugosvet.ru – универсальная энциклопедия «Кругосвет».

18. http://www.prosveshhenie.ru – образовательный портал(методические разработки к урокам; вебинары; библиотека материалов, в том числе и видео-).