ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5115
Скачиваний: 7
4.
Дайте определение понятия местного самоуправления?
5.
Какие характерные черты местного самоуправления можно
выделить?
6.
Дайте определение местному самоуправлению.
7.
Кто считается основоположниками
Государственной теории
местного самоуправления?
8.
В каком Федеральном законе
местное самоуправление понималось
как право населения на деятельность по самоуправлению?
9.
Является ли право на осуществление местного самоуправления
правом человека и гражданина?
10. Какой
документ понимает под местным самоуправлением
возможность органов местного самоуправления управлять большей
частью публичных дел на соответствующей территории?
Глава 2. Принципы и функции местного самоуправления
«Свет принципов управления, как и свет маяков, является
путеводным лишь для тех, кто знает вход в
гавань. Голый принцип без средств его
осуществления ничего не значит.»
Анри Файоль
2.1. Понятие принципов местного самоуправления
Местное самоуправление по своему содержанию представляет собой
деятельность по управлению общественными делами. Как любая
деятельность, она основывается на определенных принципах.
Под принципом необходимо понимать основное положение,
предпосылку, первооснову чего-либо, например управления. Так как
местное самоуправление, обобщая имеющиеся подходы к его пониманию,
является видом социального управления, уровнем публичной власти,
правом населения на самостоятельное решение вопросов местного
значения, формой народовластия, то нужно говорить о том, что в основе
местного самоуправления лежат как общедемократические принципы,
присущие любому правовому явлению, так и специальные управленческие
принципы, на которые опирается деятельность органов местного
самоуправления и населения муниципальных образований.
Принципы местного самоуправления нашли свое отражение в
Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ и
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Нужно отметить, что особое значение в контексте рассмотрения
принципов местного самоуправления имеет Европейская хартия местного
самоуправления, содержание которой как раз и посвящено перечислению
принципов организации и осуществления местного самоуправления,
которые в последующем могут быть заимствованы в национальное
законодательство государств, учредивших местное самоуправление.
Причем государства, ратифицировавшие Хартию, обязаны включить в свое
национальное законодательство о местном самоуправлении не менее
двадцати принципов, содержащихся в этом международном правовом акте.
Принципы, закрепленные во всех указанных выше нормативных
правовых актах, необходимо считать общими, так как они охватывают все
стороны организации местного самоуправления в Российской Федерации и
едины для всех субъектов РФ.
Таким образом, под общими (общедемократическим) принципами
организации местного самоуправления в России необходимо считать
основополагающие
начала,
обусловленные
природой
местного
самоуправления, нашедшие закрепление в позитивном праве, лежащие в
основе организации населения, деятельности населения по формированию
органов местного самоуправления, функционирования органов местного
самоуправления,
взаимоотношений
государства
и
местного
самоуправления.
Принципы местного самоуправления, объединяемые в другую
группу, чаще всего именуются специальными, так как присущи в отличие
от общедемократических принципов именно этому публично- правовому
институту. Специальные принципы местного самоуправления схожи по
своему содержанию с принципами управления.
Как отмечает Т.Н. Чеботарев, «исследуя природу управленческих
принципов, необходимо иметь в виду, что они объективны по своей
природе и содержанию, так как отражают закономерности, объективно
существующие и имеющие особое значение для организации и
функционирования системы управления».
Также добавим, что общие принципы управления, как правило,
находят отражение и закрепление в нормативно-правовьж актах, т.е. они
приобретают характер норм позитивного права.
Предложенная классификация принципов местного самоуправления
не
является
единственно
возможной.
Существуют
и
другие
классификации, но содержащиеся в них принципы организации и
осуществления местного самоуправления фактически одни и те же.
2.2. Система принципов местного самоуправления
Продолжая разговор о принципах, лежащих в основе российского
местного самоуправления, нужно сказать, что на сегодняшний день
учеными-муниципалистами
сформулировано
довольно
большое
количество как общих, так и частных принципов местного
самоуправления. Их формулировка и количество отличаются в
зависимости от взглядов исследователя и его подхода к теории местного
самоуправления.
В то же время некоторые принципы являются общепризнанными и
не вызывают возражений даже у принципиальных противников.
К таким необходимо отнести следующие принципы местного
самоуправления:
1)
верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных и
федеральных законов Российской Федерации;
2)
законность в организации и осуществлении местного
самоуправления;
3)
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
4)
гласность
деятельности
по
осуществлению
местного
самоуправления;
5)
невключение органов местного самоуправления в систему
органов государственной власти;
6)
самостоятельность местного самоуправления;
7)
невмешательство органов государственной власти в деятельность
органов местного самоуправления;
8)
обязательность наличия выборного органа в системе органов
местного самоуправления;
9)
ответственность органов местного самоуправления и их
должностных лиц перед населением, государством, юридическими и
физическими лицами;
10)
неподчиненность одного муниципального образования другому;
11)
обеспечение государством минимальной наполняемости местных
бюджетов;
12)
государственная поддержка местного самоуправления;
13)
взаимодействие органов местного самоуправления и органов
государственной власти по обеспечению жизнедеятельности населения
муниципального образования.
Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов
местного самоуправления.
1.
Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных
и федеральных законов Российской Федерации.
В соответствии с этим принципом местное самоуправление на всей
территории Российской Федерации должно основываться, прежде всего, на
нормах федерального законодательства. При этом федеральные
нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов РФ,
регулирующие
организацию
местного
самоуправления,
должны
соответствовать Конституции РФ, федеральным конституционным и
федеральным законам Российской Федерации.
Данный принцип относится к числу общедемократических
принципов и имеет широкое распространение во многих областях
общественного и государственного устройства.
2.
Законность
в
организации
и
осуществлении
местного
самоуправления.
Принцип законности в организации и осуществлении местного
самоуправления означает, что организация местного самоуправления на
всей территории РФ, на территории субъекта РФ или на территории
конкретного муниципального образования должна основываться на