Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5119

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ответственность 

органов 

местного 

самоуправления 

и 

их 

должностных  лиц  перед  населением  —  непременный  признак 

демократичности местного самоуправления. Более того, так как населению 

муниципального  образования  принадлежит  вся  полнота  власти  на  его 

территории,  население  же  формирует  тем  или  иным  образом  органы 

местного  самоуправления,  то  они  должны  нести  ответственность  за  свою 

деятельность, прежде всего, перед населением. 

В  то  же  время  органы  местного  самоуправления  и  их  должностные 

лица  действуют  в  интересах  населения,  взаимодействуют  с  органами 

государственной  власти  Российской  Федерации  и  обязаны  соблюдать 

законодательство  Российской  Федерации.  В  случае  нарушения  закона 

органы  местного  самоуправления  несут  ответственность  перед 

государством. 

Органы 

местного 

самоуправления 

своей 

деятельностью 

существенным  образом  влияют  на  жизнь  отдельных  граждан, 

предприятий,  организаций  и  учреждений,  находящихся  на  территории 

муниципального  образования.  Соответственно,  если  органы  местного 

самоуправления  и  их  должностные  лица  своими  действиями 

(бездействием)  или  решениями  нарушают  права  и  законные  интересы 

физических и юридических лиц, то они должны понести ответственность. 

Важное  место  в  системе  юридической  ответственности  органов 

местного самоуправления и их должностных лиц играет суд. 

10.

 

Неподчиненность одного муниципального образования другому. 

Данный  принцип  частично  характеризует  административную  и 

территориальную  обособленность  муниципальных  образований  друг  от 

друга. 

Муниципальные 

образования, 

согласно 

российскому 

законодательству,  самостоятельны  в  пределах  своей  компетенции  не 

только  от  государства,  но  и  от  других  муниципальных  образований.  Так, 


background image

нормативно-правовые акты одного муниципального образования не имеют 

юридической силы на территории другого муниципального образования. 

Нужно  сказать,  что  в  современных  условиях  организации  и 

осуществления  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации  этот 

принцип  необходимо  несколько  корректировать  в  связи  с  тем,  что  такое 

муниципальное  образование,  как  муниципальный  район,  предполагает 

наличие на одной территории двух уровней местной власти  — поселение 

(первый  уровень)  и  район  (второй  уровень).  Соответственно  органы 

местного  самоуправления  поселений  находятся  в  определенном 

подчинении органов местного самоуправления муниципального района. 

11.

 

Обеспечение 

государством 

минимальной 

наполняемости 

местных бюджетов. 

Финансово-экономическая 

самостоятельность 

местного 

самоуправления  —  одно  из  важнейших  условий  нормального 

функционирования этого демократического института. Ни в одной стране 

мира  муниципальные  образования  в  большинстве  случаев  не  могут 

самостоятельно  наполнить  свои  бюджеты  не  только  полностью,  но  и 

необходимыми средствами для обеспечения жизнедеятельности и развития 

поселения.  По  этой  причине  государство  обязуется  в  определенной 

необходимой  части  обеспечить  местные  бюджеты  за  счет  средств 

государственного  бюджета.  В  этом,  в  частности,  выражается 

государственная поддержка местного самоуправления. 

Наполняемость  местных  бюджетов  имеет  очень  важное  значение. 

Дело  в  том,  что  для  исполнения  органами  местного  самоуправления 

возложенных  на  них  полномочий  им  необходимы  финансовые  средства. 

Практикой  местного  самоуправления  в  этой  связи  сформулировано 

следующее  правило:  «материально-технические  ресурсы  местного 

самоуправления должны соответствовать его полномочиям». 

12.

 

Государственная поддержка местного самоуправления. 


background image

Местное  самоуправление  немыслимо  без  поддержки  со  стороны 

государства. 

Прежде всего, местное самоуправление должно быть гарантировано 

законодательством.  Как  мы  отмечали  ранее,  в  России  местное 

самоуправление  гарантируется  Конституцией  Российской  Федерации. 

Гарантированность  местного  самоуправления  включает  в  себя  гарантии 

судебной  защиты  местного  самоуправления,  гарантированность  права  на 

муниципальную собственность и финансы и т.д. Государство гарантирует 

местному  самоуправлению  компенсацию  дополнительных  расходов, 

возникших  в  результате  исполнения  решений,  принятых  органами 

государственной власти. В России существует запрет на ограничение права 

на местное самоуправление. 

Поддержка  местного  самоуправления  выражается  в  правовом 

обеспечении, 

создании 

нормативно-правовой 

базы 

местного 

самоуправления, 

защите 

местного 

самоуправления, 

финансовом 

обеспечении 

местного 

самоуправления, 

датировании 

отдельных 

муниципальных  образований.  В  частности,  на  федеральном  и 

региональном  уровнях  могут  приниматься  программы  развития  и 

поддержки местного самоуправления. 

Можно  выделить  такие  виды  государственной  поддержки  местного 

самоуправления, как правовая, финансовая, кадровая, организационная. 

13.

 

Взаимодействие  органов  местного  самоуправления  и  органов 

государственной  власти  по  обеспечению  жизнедеятельности  населения 

муниципального образования. 

Основной  целью  деятельности  органов  местного  самоуправления  и 

их  должностных  лиц  можно  считать  обеспечение  жизнедеятельности 

муниципального образования, а также повышение уровня жизни населения 

муниципального образования. 

Достижение  этих  целей  невозможно  без  взаимодействия  органов 

местного самоуправления и органов государственной власти. 


background image

Формы  взаимодействия  могут  быть  довольно  разными.  Среди  них 

можно  выделить  обязанность  рассмотрения  органами  государственной 

власти  обращений,  направленных  в  их  адрес  органами  местного 

самоуправлении  и  их  должностными  лицами.  Кроме  того,  органы 

государственной 

власти 

и 

органы 

местного 

самоуправления 

взаимодействуют  в  области  правотворчества,  обмена  значимой 

информацией,  области  планирования,  области  осуществления  совместной 

деятельности и т.д. 

Принципы  местного  самоуправления,  как  перечисленные  нами 

выше,  так  и  не  нашедшие  отражения,  способны  характеризовать 

организацию  и  функционирование  института  местного  самоуправления  в 

Российской  Федерации  только  в  комплексе.  Понимание  каждого  из 

перечисленных  принципов  позволяет  уверенно  строить  в  дальнейшем 

рассуждения о модели местного самоуправления и практике ее реализации 

в России. 

2.3. Функции местного самоуправления 

Функции  местного  самоуправления  являются  одной  из  важных 

категорий  муниципального  права  как

  науки.

  В  них  отражены  основные 

направления  деятельности  местного  самоуправления,  и  по  этой  причине 

функции тесно связаны с компетенцией местного самоуправления и более 

подробно будут рассмотрены в соответствующей главе. 

Здесь  же  в  целях  наилучшего  понимания  сущности  местного 

самоуправления  мы  отметим,  что  функции  местного  самоуправления 

имеют определенную связь с целью и задачами местного самоуправления. 

Целью  местного  самоуправления  можно  считать  развитие 

народовластия,  привлечение  население  к  участию  в  управлении 

муниципальным  образованием  и  решению  вопросов  обеспечения  его 

жизнедеятельности,  а  также  повышение  уровня  жизни  населения.  Таким 

образом,  местное  самоуправление  в  значительной  степени  акцентировано 

на повышении активности населения в принятии управленческих решений 


background image

и  улучшении  уровня  и  качества  жизни  населения  на  территории 

муниципальных образований. 

Задачами  местного  самоуправления  можно  считать:  укрепление 

основ конституционного строя Российской Федерации; обеспечение права 

граждан на осуществление местного самоуправления; создание на местном 

уровне  условий  для  обеспечения  и  защиты  прав  и  интересов  населения; 

создание  условий  для  обеспечения  населения  образовательными, 

медицинскими и иными социальными услугами; проведение мероприятий 

по учету населения; подготовку кадров муниципальной службы и т.д. 

Именно  из  задач  вытекают  функции  местного  самоуправления. 

Наукой  муниципального  права  разработаны  несколько  классификаций 

функций  местного  самоуправления.  В  данном  параграфе  мы  рассмотрим 

классификацию  функций  местного  самоуправления,  разработанную  на 

основе функций государства. 

Итак,

  политическая  функция  местного

  самоуправления  направлена 

на 

обеспечение 

права 

граждан 

на 

осуществление 

местного 

самоуправления.  В  частности,  согласно  Конституции  РФ,  Федеральному 

закону  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в 

Российской  Федерации»  от  2003  г.  и  иным  законодательным  актам 

Российской  Федерации  граждане  имеют  право  избирать  и  быть 

избранными  в  органы  местного  самоуправления,  принимать  участие  в 

местном  референдуме,  иным  образом  непосредственно  участвовать  в 

осуществлении местного самоуправления и т.д. 

Экономическая  функция

  связана  с  деятельностью  органов  местного 

самоуправления  по  управлению  и  распоряжению  муниципальной 

собственностью  и  местными  финансами,  формированию  и  исполнению 

местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению 

комплексного  развития  территории  муниципального  образования, 

осуществлению иной, предусмотренной законом деятельности по решению 


Смотрите также файлы