ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5111
Скачиваний: 7
Европейская
хартия о местном
самоуправлении
Нормативные
правовые акты
органов
государственной
власти
Российской
Федерации
-Конституция Российской Федерации.
-Федеральный закон «Об основных
принципах
организации
местного
самоуправления
в
Российской
Федерации».
- Федеральные законы.
- Нормативные правовые акты отрасл-
вого законодательства.
-Указы
Президента
Российской
Федерации.
-Постановления
Правительства
Российской Федерации
Нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется
нормотворчество органов местного самоуправления
Нормативные
правовые
акты органов
местного
самоуправлен
ия
- Уставы муниципальных
образований.
- Нормативные правовые
акты органов местного
самоуправления.
- Нормативные правовые
акты, принимаемые
(издаваемые)
должностными лицами
местного самоуправления
Нормативные
правовые акты
органов
государственн
ой власти
субъектов
Российской
Федерации
- Конституции
субъектов
Российской
Федерации.
- Уставы субъектов
Российской Федер-
ции.
-Законы субъектов
Российской
Федерации.
-Нормативные
правовые акты
субъектов
Российской
Федерации.
Рис.1.11.
Законодательная основа нормотворчества муниципальных образований
Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как
одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Напомним, что Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6
октября 2003 г. дает следующее легальное определение местного
самоуправления именно как формы народовластия.
Нормотворчество органов
государственной власти
Нормотворчес
тво органов
государственн
ой власти
Российской
Федерации
Нормотворчеств
о органов
государственной
власти
субъектов РФ
По
предметам
ведения
Российской Федерации
По предметам совместного
ведения
Российской
Федерации и субъектов РФ
По предметам ведения
субъектов РФ
По предметам ведения
муниципальных образований
Нормотворчество органов
местного самоуправления
Рис.1.12.
Система нормотворчества в Российской Федерации
Местное самоуправление
— форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях,
установленных федеральными законами, — законами субъектов
Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность
решение населением непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов
населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании этого определения представляется возможным
выделить основные сущностные черты, которые должны быть присущи
российской модели местного самоуправления, по мысли отечественного
законодателя.
Так, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев выделяют следующие основные
черты, характеризующие местное самоуправление и его место в системе
народовластия.
1.
Местное самоуправление имеет свой субъект.
Субъектом
местного
самоуправления
является
население
муниципальных образований. В каждом из видов муниципальных
образований, предусмотренных законом, население осуществляет местное
самоуправление самостоятельно и (или) через органы местного
самоуправления.
2.
Местное
самоуправление
занимает
особое
место
в
демократическом механизме управления обществом и государством.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти и,
значит, не являются частью государственного аппарата.
В то же время и государственная власть, и местное самоуправление в
качестве единственного источника и носителя имеют народ.
Если представить себе разделение власти по вертикали, то местное
самоуправление будет первым снизу уровнем, над которым находится
государственная власть уровня субъектов Федерации и государственная
власть уровня Федерации. Это деление нужно считать достаточно
условным в контексте рассматриваемой нами темы, так как и
государственная власть, и местное самоуправление в идеале одним из
конечных результатов своей деятельности должны иметь повышение
уровня жизни населения и улучшение качества жизни.
На местное самоуправление возлагается задача решения ряда
вопросов местного значения, как перечисленных в Федеральном законе
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., а также переданных органам
местного самоуправления органами государственной власти, так и иных
вопросов местного значения, не исключенных из их ведения и не
отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти.
Можно сказать, что местное самоуправление решает вопросы
местного значения, которые не входят в компетенцию государственной
власти, но находятся под ее правовым, финансовым и иным влиянием. То
есть местная власть занимается решением вопросов, которые являются
«мелкими» для государства, но жизненно важными для местных
сообществ.
3.
Местное самоуправление имеет свой объект управления.
Под объектом управления местного самоуправления необходимо
понимать вопросы местного значения, касающиеся обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования.
4.
Самостоятельность местного самоуправления.
Самостоятельность
местного
самоуправления
гарантируется
Конституцией РФ. Она проявляется, прежде всего, в самостоятельном
формировании и управлении местными финансово-экономическими
ресурсами,
самостоятельном
формировании
органов
местного
самоуправления, самостоятельной деятельности органов местного
самоуправления, самостоятельном решении вопросов местного значения.
5.
Ответственность местного самоуправления.
В контексте ответственности местного самоуправления необходимо
говорить о двух видах ответственности: позитивной и негативной.
Под позитивной ответственностью необходимо понимать осознание
населением того, что от принимаемых им решений на выборах,
референдумах и т.д. зависит эффективность деятельности органов
местного самоуправления. От решений населения зависит степень
обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.
Под
негативной
ответственностью
на
уровне
местного
самоуправления необходимо понимать ответственность органов и
должностных лиц местного самоуправления за свои действия, решения или
бездействие, повлекшие за собой негативные последствия, перед
населением, государством, физическими и юридическими лицами.
6.
Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов
населения.
Местное самоуправление как социальный институт не может
действовать без учета или вопреки интересам населения. Это означает, что
решения и действия органов местного самоуправления, их должностных
лиц, территориального общественного самоуправления и т.д. должны
прежде всего соответствовать интересам населения, которое в свою
очередь вправе осуществлять контроль деятельности органов местного
самоуправления.
7.
Местное
самоуправление
осуществляется
с
учетом
исторических, культурных и иных местных традиций.
Организация местного самоуправления в каждом муниципальном
образовании по-своему уникальна. Особенно эта уникальность
проявляется в местах компактного проживания национальных групп и
общностей, коренных малочисленных народов. Особенности проявляются
в наименовании муниципальных образований, в названии органов
местного самоуправления и т.д.
Рассмотрение местного самоуправления как формы народовластия
является наиболее сложным, но и наиболее информативным с точки зрения
изучения его сущности и содержания.
Контрольные вопросы
1.
Перечислите теории происхождения и сущности местного
самоуправления.
2.
Какие основные подходы выделяет В.И. Фадеев?
3.
О чем говорится в ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»?