Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5113

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

предписаниях 

соответствующих 

нормативно-правовых 

актов 

(федеральных, региональных и местных). 

Принцип  законности  в  организации  местного  самоуправления 

обязательно  должен  соблюдаться  не  только  органами  местного 

самоуправления, но и органами государственной власти. 

В  отношении  представительных  органов  местного  самоуправления 

необходимо  добавить,  что  их  деятельность  должна  быть  не  просто 

законной,  а  легитимной.  Легитимность  деятельности  органов  местного 

самоуправления  подразумевает,  что  они  формируются  и  действуют  на 

основании нормативно-правовых актов, а также то, что они формируются 

населением и поддерживаются им в своей деятельности. 

Данный 

принцип 

вытекает 

из 

более 

объемного 

общедемократического принципа законности и прямо связан с принципом 

верховенства  Конституции  РФ,  федеральных  конституционных  и 

федеральных законов Российской Федерации. 

3.

 

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. 

Указанный  общий  принцип  организации  и  осуществления  местного 

самоуправления  необходимо  понимать  в  двух  аспектах.  Во-  первых,  в 

своей деятельности органы местного самоуправления обязаны соблюдать и 

защищать  права  и  свободы  человека  и  гражданина,  каждого  законно 

проживающего  на  территории  соответствующего  муниципального 

образования.  Граждане,  проживающие  в  муниципальном  образовании, 

имеют право обращаться устно и письменно, единолично или коллективно 

в органы местного самоуправления за защитой своих прав. 

Во-вторых,  права  и  свободы  человека  и  гражданина  должны 

соблюдаться  и  защищаться  органами  местного  самоуправления  на 

территории  муниципального  образования.  Так,  например,  в  тесном 

сотрудничестве  с  органами  местного  самоуправления  работает  милиция 

общественной  безопасности.  Кроме  того,  в  муниципальных  образованиях 

может создаваться за счет местных средств муниципальная милиция. 


background image

4.

 

Гласность 

деятельности 

по 

осуществлению 

местного 

самоуправления. 

Деятельность  населения  и  органов  местного  самоуправления  по 

осуществлению  местного  самоуправления  является  открытой  и  гласной. 

Соблюдение  этого  принципа  позволяет  поставить  деятельность  органов 

местного самоуправления под контроль местного сообщества. 

Что  касается  населения,  то  любая  из  перечисленных  в  законе  форм 

непосредственного  участия  населения  в  осуществлении  местного 

самоуправления 

(местный 

референдум, 

муниципальные 

выборы, 

территориальное  общественное  самоуправление,  отзыв  депутата  и  т.д.) 

подразумевает максимальную открытость. 

В  том  же  Законе  «Об  общих  принципах  организации  местного 

самоуправления  в  Российской  Федерации»  от  6  октября  2003  г.  сказано, 

что  к  компетенции  органов  местного  самоуправления  относится 

учреждение печатного средства массовой информации для опубликования 

муниципальных правовых актов, иной официальной информации. 

Кроме  того,  органы  и  должностные  лица  местного  самоуправления 

должны  обеспечивать  возможность  получения  гражданами  полной  и 

достоверной  информации  о  своей  деятельности.  Должностные  лица 

местного  самоуправления  обязаны  давать  ответы  по  существу  на 

обращения граждан. 

5.

 

Невключение органов местного самоуправления в систему органов 

государственной власти. 

Согласно  ст.  12  Конституции  РФ  органы  местного  самоуправления 

не входят в систему органов государственной власти. Но, как мы отмечали 

ранее,  это  не  означает  их  абсолютного  обособления  в  системе 

общественного управления от органов государственной власти. 

Обособление 

органов 

местного 

самоуправления 

можно 

рассматривать в организационном и правовом отношении. 


background image

В  организационном  отношении  обособление  органов  местного 

самоуправления  означает,  что  они  формируются  без  участия  и 

вмешательства  органов  государственной  власти;  органы  местного 

самоуправления, действующие на законных основаниях, обладают полной 

автономией в пределах своей компетенции. 

Что 

касается 

правового 

обособления 

органов 

местного 

самоуправления,  то  необходимо  коротко  отметить  следующее.  Органы 

местного  самоуправления  являются  юридическими  лицами  и  как 

юридические  лица  могут  вступать  в  гражданско-правовые  отношения 

(например,  иметь  собственность  и  распоряжаться  ею;  приобретать  от 

своего  имени  имущественные  и  неимущественные  права;  заключать 

договоры),  быть  истцом  и  ответчиком  в  суде,  иметь  расчетный  счет  в 

банке. 

6.

 

Самостоятельность местного самоуправления. 

Институт 

местного 

самоуправления 

призван 

обеспечить 

самостоятельность  населения  в  решении  вопросов  местного  значения. 

Активное  участие  населения  в  решении  вопросов  местного  значения 

самостоятельно и (или) через органы местного самоуправления находится 

в  рамках  компетенции  местного  самоуправления,  определенной 

федеральным законодательством. 

Самостоятельное  решение  местным  самоуправлением  вопросов 

местного  значения  нельзя  рассматривать  как  абсолютную  автономную  и 

неподконтрольную  государству  деятельность.  Согласно  действующему 

законодательству  органы  государственной  власти  вправе  осуществлять 

контроль  деятельности  органов  местного  самоуправления.  В  том  случае, 

если  органы  местного  самоуправления  нарушают  закон,  органы 

государственной власти не только вправе, но и обязаны вмешаться. 

Самостоятельность местного самоуправления, в том смысле, в каком 

ее  необходимо  понимать,  реализуется  путем  местного  референдума, 

муниципальных  выборов,  посредством  других  форм  непосредственного 


background image

участия граждан в осуществлении местного самоуправления, через участие 

представителей  населения  муниципального  образования  в  деятельности 

представительных органов местного самоуправления. 

Реализацию указанного принципа можно наблюдать и в финансово-

экономической  сфере.  Каждое  муниципальное  образование  имеет  свой 

бюджет и собственность, которыми управляет самостоятельно. На местном 

уровне органами местного самоуправления в соответствии с федеральным 

законодательством устанавливаются местные налоги и сборы. 

Важным  условием  и  гарантией  местного  самоуправления  является 

запрет  отмены  правовых  актов  местного  самоуправления  без 

соответствующего решения суда. 

Также  самостоятельность  проявляется  в  том,  что  муниципальное 

образование самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, может 

иметь свою символику, культурные и исторические традиции. 

В  то  же  время  нужно  понимать,  что  местное  самоуправление  не 

может  быть  абсолютно  самостоятельным  от  государственной  власти,  так 

как  существует  в  государстве  и  органы  местного  самоуправления 

реализуют фактически государственную политику на местах. 

7.

 

Невмешательство 

органов 

государственной 

власти 

в 

деятельность органов местного самоуправления. 

Принцип  невмешательства  органов  государственной  власти  в 

деятельность  органов  местного  самоуправления  прямо  вытекает  из 

принципа  самостоятельности  местного  самоуправления  и  означает,  что 

органы  государственной  власти  не  вправе  вмешиваться  в  оперативно-

хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, в порядок 

формирования  представительных,  исполнительных  и  иных  органов 

местного самоуправления, отменять законно действующие муниципальные 

правовые акты и др. 

В  то  же  время,  согласно  действующему  законодательству 

Российской  Федерации,  в  случае  нарушения  органами  местного 


background image

самоуправления  законодательства  или  в  целях  защиты  граждан  органы 

государственной  власти  могут  вмешаться  в  деятельность  органов  и 

должностных лиц местного самоуправления. 

8.

 

Обязательность  наличия  выборных  органов  в  системе  органов 

местного самоуправления. 

Указанный  принцип  является  наиважнейшим  в  системе  принципов 

местного  самоуправления  и  в  значительной  степени  является 

основополагающим. 

Способ  и  порядок  формирования  органов  довольно  полно 

характеризуют характер местного самоуправления. Так, в соответствии со 

ст.  34  Федерального  закона  «Об общих  принципах организации  местного 

самоуправления  в  Российской  Федерации»  2003  г.  в  системе  органов 

местного  самоуправления  обязательно  должны  быть  представительный 

орган  муниципального  образования,  глава  муниципального  образования, 

местная  администрация  (исполнительно-  распорядительный  орган 

муниципального образования). 

Именно  представительный  орган  как  орган  формируемый 

населением  муниципального  образования  на  основе  всеобщего  и  равного 

избирательного  права,  призван  обеспечить  представительство  интересов 

населения  муниципального  образования.  В  отсутствие  представительного 

органа 

можно 

уверенного 

говорить 

об 

отсутствии 

местного 

самоуправления. 

9.

 

Ответственность  органов  местного  самоуправления  и  их 

должностных  лиц  перед  населением,  государством,  юридическими  и 

физическими лицами. 

Важнейшим  условием  нормального  функционирования  местного 

самоуправления  является  наличие  ответственности  органов  местного 

самоуправления  перед  населением,  государством,  юридическими  и 

физическими лицами. 


Смотрите также файлы