ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5113
Скачиваний: 7
предписаниях
соответствующих
нормативно-правовых
актов
(федеральных, региональных и местных).
Принцип законности в организации местного самоуправления
обязательно должен соблюдаться не только органами местного
самоуправления, но и органами государственной власти.
В отношении представительных органов местного самоуправления
необходимо добавить, что их деятельность должна быть не просто
законной, а легитимной. Легитимность деятельности органов местного
самоуправления подразумевает, что они формируются и действуют на
основании нормативно-правовых актов, а также то, что они формируются
населением и поддерживаются им в своей деятельности.
Данный
принцип
вытекает
из
более
объемного
общедемократического принципа законности и прямо связан с принципом
верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и
федеральных законов Российской Федерации.
3.
Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Указанный общий принцип организации и осуществления местного
самоуправления необходимо понимать в двух аспектах. Во- первых, в
своей деятельности органы местного самоуправления обязаны соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина, каждого законно
проживающего на территории соответствующего муниципального
образования. Граждане, проживающие в муниципальном образовании,
имеют право обращаться устно и письменно, единолично или коллективно
в органы местного самоуправления за защитой своих прав.
Во-вторых, права и свободы человека и гражданина должны
соблюдаться и защищаться органами местного самоуправления на
территории муниципального образования. Так, например, в тесном
сотрудничестве с органами местного самоуправления работает милиция
общественной безопасности. Кроме того, в муниципальных образованиях
может создаваться за счет местных средств муниципальная милиция.
4.
Гласность
деятельности
по
осуществлению
местного
самоуправления.
Деятельность населения и органов местного самоуправления по
осуществлению местного самоуправления является открытой и гласной.
Соблюдение этого принципа позволяет поставить деятельность органов
местного самоуправления под контроль местного сообщества.
Что касается населения, то любая из перечисленных в законе форм
непосредственного участия населения в осуществлении местного
самоуправления
(местный
референдум,
муниципальные
выборы,
территориальное общественное самоуправление, отзыв депутата и т.д.)
подразумевает максимальную открытость.
В том же Законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. сказано,
что к компетенции органов местного самоуправления относится
учреждение печатного средства массовой информации для опубликования
муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления
должны обеспечивать возможность получения гражданами полной и
достоверной информации о своей деятельности. Должностные лица
местного самоуправления обязаны давать ответы по существу на
обращения граждан.
5.
Невключение органов местного самоуправления в систему органов
государственной власти.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти. Но, как мы отмечали
ранее, это не означает их абсолютного обособления в системе
общественного управления от органов государственной власти.
Обособление
органов
местного
самоуправления
можно
рассматривать в организационном и правовом отношении.
В организационном отношении обособление органов местного
самоуправления означает, что они формируются без участия и
вмешательства органов государственной власти; органы местного
самоуправления, действующие на законных основаниях, обладают полной
автономией в пределах своей компетенции.
Что
касается
правового
обособления
органов
местного
самоуправления, то необходимо коротко отметить следующее. Органы
местного самоуправления являются юридическими лицами и как
юридические лица могут вступать в гражданско-правовые отношения
(например, иметь собственность и распоряжаться ею; приобретать от
своего имени имущественные и неимущественные права; заключать
договоры), быть истцом и ответчиком в суде, иметь расчетный счет в
банке.
6.
Самостоятельность местного самоуправления.
Институт
местного
самоуправления
призван
обеспечить
самостоятельность населения в решении вопросов местного значения.
Активное участие населения в решении вопросов местного значения
самостоятельно и (или) через органы местного самоуправления находится
в рамках компетенции местного самоуправления, определенной
федеральным законодательством.
Самостоятельное решение местным самоуправлением вопросов
местного значения нельзя рассматривать как абсолютную автономную и
неподконтрольную государству деятельность. Согласно действующему
законодательству органы государственной власти вправе осуществлять
контроль деятельности органов местного самоуправления. В том случае,
если органы местного самоуправления нарушают закон, органы
государственной власти не только вправе, но и обязаны вмешаться.
Самостоятельность местного самоуправления, в том смысле, в каком
ее необходимо понимать, реализуется путем местного референдума,
муниципальных выборов, посредством других форм непосредственного
участия граждан в осуществлении местного самоуправления, через участие
представителей населения муниципального образования в деятельности
представительных органов местного самоуправления.
Реализацию указанного принципа можно наблюдать и в финансово-
экономической сфере. Каждое муниципальное образование имеет свой
бюджет и собственность, которыми управляет самостоятельно. На местном
уровне органами местного самоуправления в соответствии с федеральным
законодательством устанавливаются местные налоги и сборы.
Важным условием и гарантией местного самоуправления является
запрет отмены правовых актов местного самоуправления без
соответствующего решения суда.
Также самостоятельность проявляется в том, что муниципальное
образование самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, может
иметь свою символику, культурные и исторические традиции.
В то же время нужно понимать, что местное самоуправление не
может быть абсолютно самостоятельным от государственной власти, так
как существует в государстве и органы местного самоуправления
реализуют фактически государственную политику на местах.
7.
Невмешательство
органов
государственной
власти
в
деятельность органов местного самоуправления.
Принцип невмешательства органов государственной власти в
деятельность органов местного самоуправления прямо вытекает из
принципа самостоятельности местного самоуправления и означает, что
органы государственной власти не вправе вмешиваться в оперативно-
хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, в порядок
формирования представительных, исполнительных и иных органов
местного самоуправления, отменять законно действующие муниципальные
правовые акты и др.
В то же время, согласно действующему законодательству
Российской Федерации, в случае нарушения органами местного
самоуправления законодательства или в целях защиты граждан органы
государственной власти могут вмешаться в деятельность органов и
должностных лиц местного самоуправления.
8.
Обязательность наличия выборных органов в системе органов
местного самоуправления.
Указанный принцип является наиважнейшим в системе принципов
местного самоуправления и в значительной степени является
основополагающим.
Способ и порядок формирования органов довольно полно
характеризуют характер местного самоуправления. Так, в соответствии со
ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в системе органов
местного самоуправления обязательно должны быть представительный
орган муниципального образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно- распорядительный орган
муниципального образования).
Именно представительный орган как орган формируемый
населением муниципального образования на основе всеобщего и равного
избирательного права, призван обеспечить представительство интересов
населения муниципального образования. В отсутствие представительного
органа
можно
уверенного
говорить
об
отсутствии
местного
самоуправления.
9.
Ответственность органов местного самоуправления и их
должностных лиц перед населением, государством, юридическими и
физическими лицами.
Важнейшим условием нормального функционирования местного
самоуправления является наличие ответственности органов местного
самоуправления перед населением, государством, юридическими и
физическими лицами.