Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5110

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Это означает, что в России на конституционном уровне закрепляется 

децентрализованная  система  управления.  Принцип  децентрализации 

управления  необходимо  понимать  не  в  смысле  полного  отсутствия 

центрального  управления,  а  сочетания  центрального  и  местного 

управления,  исходя  из  принципа  необходимого  разделения  полномочий 

между  уровнями  публичной  власти  и  территориальной  юрисдикцией 

административных  органов.  Так,  например,  в  условиях  федеративного 

Российского  государства  государственная  власть  представлена  на  уровне 

Федерации  и  субъектов  Федерации,  а  местная  власть  —  на  уровне 

муниципальных образований. 

Как отмечают Г. Шоллер и Й. Шоллер, «децентрализация состоит в 

том, чтобы внутри территории государства возникали новые политические 

единицы, наделенные качеством государства (как в федеративной системе) 

или  автономии.  Если  автономия  ограничена  пределами  какой-либо 

местности, созданной в целях решения проблем местного сообщества, то в 

таком случае имеется в виду местное самоуправление ». 

В  этом  же  контексте  К.  Узакбаев  пишет:  «Политическую 

децентрализацию  в  государственном  управлении  условно  можно 

рассматривать  как  процесс  передачи  полномочий  или  права  принимать 

решения 

местным 

сообществам 

граждан 

или 

их 

выборным 

представительным органам». 

Важно понимать, что органы местного самоуправления не являются 

структурными  подразделениями  органов  государственной  власти  и  не 

состоят  с  ними  в  отношениях  соподчинения,  но  дополняют  систему 

публичного управления. 

Самостоятельность  органов  местного  самоуправления  в  решении 

вопросов  подразумевает  и  наличие  у  них  собственной  компетенции.  В 

Конституции РФ содержится указание на некоторые из вопросов местного 

значения  (ст.  130,  132).  Гораздо  более  полный  их  перечень  содержатся  в 


background image

Федеральном  законе  «Об  общих  принципах  организации  местного 

самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. 

Органы  местного  самоуправления  обязаны  действовать  в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и  в  рамках 

государственной политики. 

Как  отмечают  А.Н.  Кокотов  и  А.С.  Соломаткин,  «будучи  основой 

конституционного строя, местное самоуправление выступает как: 

 

конституционный  принцип,  признающий  и  гарантирующий 

самостоятельность 

мест, 

определяющий 

нормативную 

политику 

правотворческих  органов,  деятельность  правоприменителей,  всех,  кто  так 

или иначе вступает в сферу местного самоуправления; 

 

коллективное  право  местного  населения  (местных  сообществ 

жителей) на властную самоорганизацию; 

 

социальный  институт,  включающий  в  себя  организационно- 

правовые 

формы 

самоуправленческой 

деятельности 

жителей 

(муниципальные  образования,  органы  местного  самоуправления,  выборы, 

референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан); 

 

правотворческая  и  правореализационная  деятельность  по 

осуществлению  местного  самоуправления  в  качестве  конституционного 

принципа  и  права  населения  в  установленных  законом  организационно-

правовых формах; 

 

реальное  состояние  местной  жизни,  складывающееся  под 

воздействием права и факторов его искажающих». 

В  федеративном  государстве,  каким  является  Россия,  закрепление  в 

федеральной  конституции  принципа  местного  самоуправления  в  качестве 

одной  из  основ  конституционного  строя  означает,  что  местное 

самоуправление должно быть также закреплено в конституциях и уставах 

субъектов  Российской  Федерации,  а  также  в  их  законах  об  организации 

местного самоуправления на территории соответствующих субъектов РФ. 


background image

1.3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное 

решение вопросов местного значения 

Согласно  ст.  12  Конституции  РФ  и  ч.  1  ст.  1  Федерального  закона 

«Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в 

Российской  Федерации»  население  имеет  право  на  самостоятельное 

решение  вопросов  местного  значения  на  всей  территории  Российской 

Федерации  и  не  может  быть  лишено  этого  права  по  решению  органов 

государственной власти или по своей воле. 

Российское  законодательство  признает  основным  субъектом 

местного  самоуправления  население,  которое  осуществляет  решение 

вопросов  местного  значения  как  самостоятельно,  путем  проведения 

выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан 

в осуществлении местного самоуправления, так и через выборные и иные 

органы местного самоуправления. 

Согласно  ст.  3  Федерального  закона  «Об  общих  принципах 

организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»  от  6 

октября 2003 г. граждане имеют равные права на осуществление местного 

самоуправления  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка, 

происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к 

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 

Российским  гражданам  гарантируется  право  избирать  и  быть 

избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к 

муниципальной  службе,  право  на  обращение  в  органы  местного 

самоуправления. 

Необходимо  добавить,  что  иностранные  граждане,  постоянно  или 

преимущественно 

проживающие 

на 

территории 

муниципального 

образования,  обладают  при  осуществлении  местного  самоуправления 

правами  в  соответствии  с  международными  договорами  Российской 

Федерации  и  федеральными  законами.  Например,  граждане  Белоруссии, 

постоянно  проживающие  на  территории  Российской  Федерации,  имеют 


background image

право участвовать в выборах депутатов и иных должностных лиц местного 

самоуправления муниципальных образований субъектов РФ. 

Право  населения  на  осуществление  местного  самоуправления 

гарантируется  государством  путем  судебной  защиты  прав  местного 

самоуправления, а также рядом законодательных запретов на ограничение 

прав местного самоуправления. 

Право населения на осуществление местного самоуправления может 

быть  ограничено  федеральным  законом  только  в  той  мере,  в  какой  это 

необходимо  в  целях  защиты  основ  конституционного  строя, 

нравственности,  здоровья,  прав  и  законных  интересов  других  лиц, 

обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

При  этом  нужно  понимать,  что  право  на  осуществление  местного 

самоуправления  не  является  правом  человека  и  гражданина,  такого 

субъективного  права  личности  нет  в  главе  2  Конституции  Российской 

Федерации. 

Соответственно, речь идет о специфическом праве, принадлежащем 

всему  населению  муниципального  образования,  а  не  отдельным  его 

представителям.  Следовательно,  нужно  различать  права  граждан  в  сфере 

местного  самоуправления и  право  населения на  местное  самоуправление: 

последнее реализуется через первые. Так, население осуществляет местное 

самоуправление  посредством  участия  в  муниципальных  выборах  и 

референдумах,  обращаясь  в  органы  местного  самоуправления  с 

заявлениями,  жалобами  и  предложениями,  исполняя  обязанности  по 

замещаемым должностям муниципальной службы и т.д. 

Таким  образом,  право  на  местное  самоуправление  реализуется 

населением  фактически  через  реализацию  субъективных  политических 

прав человека и гражданина в сфере местного самоуправления. 

Одновременно  местное  самоуправление  является  обязанностью 

населения,  так  как  осуществление  местного  самоуправления  населением 

является необходимым элементом конституционной организации власти в 


background image

государстве.  Население  не  может  отказаться  от  своего  права  на 

осуществление  местного  самоуправления,  например,  в  пользу  органов 

государственной  власти,  так  как  в  соответствии  с  правовой  позицией 

Конституционного  Суда  РФ  органы  государственной  власти  не  могут 

присваивать себе полномочия органов местного самоуправления. 

Также  нужно  отметить,  что  отказ  гражданина  от  участия  в 

муниципальных  выборах  или  неучастие  в  какой-либо  иной  форме 

осуществления  местного  самоуправления  не  означает  его  отказа  от  права 

на  осуществление  местного  самоуправления,  так  как  это  право 

принадлежит всему населению муниципального образования. 

 

1.4. Местное самоуправление как форма народовластия 

Понимание местного самоуправления как формы народовластия как 

бы  венчает  собой  все  другие  подходы  и  делает  совокупность  знаний  о 

феномене  местного  самоуправления  завершенной.  Такое  понимание 

местного  самоуправления  наиболее  точно  и  полно характеризует  местное 

самоуправление  на  современном  этапе  развития  этого  института 

публичной  власти  во  всем  мире.  Нормотворчество    муниципальных 

образований в Россиийской Федерации рассмотрено на рис. 1.11 и 1.12. 

Рассмотрение  местного  самоуправления  в  качестве  формы 

народовластия опирается на другие существующие подходы к пониманию 

сущности  местного  самоуправления,  но,  прежде  всего,  основывается  на 

понимании  местного  самоуправления  как  права  населения  на 

самостоятельное решение вопросов местного значения. 

Согласно  ст.  3  Конституции  РФ  единственным  источником  власти 

является  многонациональный  народ,  который  осуществляет  свою  власть 

непосредственно, а также через органы государственной власти и местного 

самоуправления. Как мы уже говорили, население реализует свое право на 

местное  самоуправление  как  непосредственно,  так  и  через  органы 

местного самоуправления. 


Смотрите также файлы