ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5121
Скачиваний: 7
Управленческая деятельность органов местного самоуправления
включает как вопросы общего взаимодействия органов местного
самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы
собственности, так и вопросы более глубокого регулирования
хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и
учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна
быть положена цель управленческой деятельности органов местного
самоуправления, а именно реализация общественных интересов,
отнесенных к ведению местного самоуправления.
И в связи с этим основным видом деятельности органов местного
самоуправления является подчинение деятельности предприятий и
учреждений, расположенных на территории муниципального образования,
удовлетворению общественных интересов граждан.
Понятие «муниципальное управление» должно в обязательном
порядке включать в себя не только цель деятельности, но и ее формы,
определяемые законом.
Таким образом,
муниципальное управление – это есть
деятельность
местного
самоуправления,
направленная
на
удовлетворение интересов местного территориального сообщества,
осуществляемая в определенных законом формах посредством
муниципального хозяйства.
Как уже отмечалось выше, само муниципальное хозяйство имеет
двойственную природу и эта двойственность отражается на выборе
средств и методов муниципального управления. Исторически сложилось
так, что термин управление применяется в отношении деятельности по
использованию как своей, так и чужой собственности.
Управляющий всегда определялся как человек, осуществляющий
целесообразное
использование
собственности.
Однако
функции
собственника значительно шире и включают в себя всю триаду: владение,
пользование и распоряжение собственностью. Не случайно в русском
языке имеются слова, определяющие место и роль конкретного субъекта в
отношениях собственности: «хозяин» и «управляющий», а также
деятельность: «хозяйствование» и «управление».
Отметим основные отличия между этими видами деятельности:
1.
Хозяйствование предполагает использование всей полноты прав
собственности. Управление же может осуществляться и в отношении
чужой собственности, то есть выступать внешним воздействием.
2.
Управление всегда ограничено и регламентировано правами
собственника по срокам, формам использования и др.
3.
Управление может выступать элементом хозяйствования. Вместе с
тем хозяйствование может выступать элементом управленческой
деятельности, если в ходе управления задействована наряду с другими
формами собственности и собственность субъекта управленческой
деятельности.
4.
Различное отношение субъекта хозяйствования и субъекта
управления к результатам деятельности. В первом случае субъект
хозяйствования обладает всем результатом, во втором - оговоренной
частью результата или вообще имеет лишь опосредованное отношение к
этим результатам.
Необходимо также отметить, что при рассмотрении сочетания
хозяйствования и управления в деятельности органов местного
самоуправления мы должны иметь в виду, что в отличие от органов
государственной власти, доля хозяйствования в деятельности органов
местного самоуправления значительно выше. В силу того, что местное
самоуправление является публичной корпорацией самого нижнего
базового уровня властной иерархии.
Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого можно очень
рельефно показать отличия муниципальной службы в органах
государственной власти. Они также проистекают из двойственной
природы муниципального хозяйства и муниципального управления,
поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями,
необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности.
С другой стороны, общественный характер распределения
приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования
хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих
хозяйственную деятельность на территории муниципального образования,
требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.
3.2. Структура муниципального хозяйства и его место в системе
муниципального управления
Условимся под структурой понимать связи, возникающие внутри
муниципального хозяйства между ее элементами.
Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют
элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию их можно
классифицировать. Методика, предлагает подход, исходящий из того, что:
муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и
учреждений,
осуществляющих
деятельность
на
территории
муниципального образования;
деятельность этих предприятий и учреждений направлена на
удовлетворение общественных интересов;
поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей
природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект,
координирующий их деятельность.
Исходя из этого, основным признаком, по которому можно
классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и
место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.
С этой точки зрения выделяются следующие элементы:
муниципальные предприятия (поскольку их деятельность
полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично
связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных
образований:
органы местного самоуправления.
Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные
предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои
результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют
на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены
участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в
виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке
обязанностей)
либо
общественного
(добровольного
по
форме)
принуждения.
Третья группа, обозначенная в классификации, осуществляет особую
функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп
в интересах населения муниципального образования.
Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе
выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в
решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели
деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным
хозяйством учитывать их особенности.
Оценка роли места каждого из элементов муниципального хозяйства
на основе анализа отношений субъекта и объекта муниципального
управления обусловливает особенности выбора методов управления
(хозяйствование или управление).
Так, из этой классификации видно, что при построении отношений
между населением муниципального образования и субъектами
хозяйственной деятельности по вопросам местного значения наиболее
выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они
не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль,
полученная в итоге их деятельности, является также собственностью
данного
местного
сообщества.
Поэтому
хорошо
работающее
муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для
муниципального хозяйства.
Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное
состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно
длительной и сложной работы.
Современное качество муниципального управления характеризуется
следующими показателями. В среднем по Российской Федерации местные
бюджеты теряют около 30% расходной части и недополучают порядка 20%
в доходной части, в результате неграмотного неквалифицированного
управления [142].
Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов
местного значения играют те или иные элементы муниципального
хозяйства, можно выделить несколько видов (моделей) муниципального
хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной
хозяйственной деятельности.
Коммунальная модель
муниципального хозяйства характеризуется
тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов
и потребностей несут сами жители муниципального образования
(коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население.
Главным элементом в этой системе выступает орган местного
самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их
расходование.
Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее
благополучных странах Европы, где права органов местного
самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены.
Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное
самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель
муниципального хозяйства. Данная
модель отличается тем, что предусматривает участие органов местного