Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5125

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

которые оплачиваются государством. Прежде всего это касается функций, 

исполнение  которых  невозможно  централизованными  государственными 

структурами. Это учет движения населения и собственности, организация 

повседневных  контактов  с  населением  по  вопросам,  отнесенным  к 

ведению  государства  (социальное  обеспечение  и  др.).  Организация 

подобной  деятельности  требует  значительной  регламентации  со  стороны 

государства  и  создает  базу  для  эффективной  деятельности  самих органов 

государственной власти всех уровней. 

Таким 

образом, 

муниципальное 

хозяйство 

отличается 

от 

государственного достаточно широкими правами в области хозяйственной 

деятельности  и  прежде  всего  в  области  распоряжения  собственными 

ресурсами,  а  от  частного  хозяйства  -  общественным  характером 

использования  результатов  деятельности.  Таким  образом,  можно  дать  и 

другое определение муниципальному хозяйству. 

Муниципальное  хозяйство

  -  это  экономическая  категория, 

выражающая  экономические  отношения  между  органом  местного 

самоуправления, являющимся органом власти и субъектом хозяйственных 

отношений  и  вследствие  этого  имеющим  двойственную  природу,  и 

субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по 

поводу  использования  местных  ресурсов  в  коллективных  интересах 

территориальной общности. 

 

3.3. Основные типы муниципальных образований в России 

Типология муниципальных образований складывалась под влиянием 

территориального  и  отраслевого  факторов.  Причем  территориальный 

фактор испытывал на себе влияние хозяйственной специфики. 

Так,  сельскохозяйственное  производство,  связанное  с  землей, 

тяготеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни 

и  к  дисперсному  расселению  населения,  в  то  же  время  специфика 


background image

промышленного  производства,  его  концентрация  на  небольших 

территориях приводят к возникновению компактных поселений. 

Поэтому  наиболее  крупно  все  муниципальные  образования  можно 

разделить на три большие группы (рис. 0.2). 

 

 

 

Рис. 0.2.

 Типы муниципальные образований 

 

1.

 

Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, 

сельские  населенные  пункты). 

Как  правило,  к  этой  группе  тяготеют  те 

муниципальные 

образования, 

в 

которых 

имеется 

собственная 

инфраструктура,  обеспечивающая  завершенность  производственных 

циклов, и имеющие собственную минимальную инфраструктуру. 

2.

 

Территориально-поселенческие  муниципальные  образования 

(сельские  районы,  сельские  округа  и  др.). 

Основной  характеристикой 

таких  муниципальных  образований  является  то,  что  они  состоят  из 

нескольких  поселений,  объединенных  общим  хозяйственным  интересом, 

общей 

инфраструктурой 

производственной 

деятельности 

и 

муниципального хозяйства. 

3.

 

Территориальные  муниципальные  образования. 

Этот  вид 

муниципальных образований свойствен для районов Крайнего Севера, где 

специфика  основного  вида  хозяйственной  деятельности  исключает 

поселения  ввиду  кочевого  образа  жизни.  Этот  жеРис.  применим  и  для 

муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом 

ведения хозяйства. 

Для  России,  как  и  для  большинства  стран,  данный  тип  скорее 

исключение, чем правило. 

Муниципальные образования 

Поселенческие 

Территориально-

поселенческие 

Территориальные 


background image

На  втором  уровне  систематизации  следует  ввести  критерий 

отраслевого  характера  и  разделить  муниципальные  образования  на  две 

крупные  группы  -  многофункциональные  и  монофункциональные 

образования (рис. 0.3). 

К многофункциональным муниципальным образованиям 

относятся 

те  муниципалитеты,  которые  имеют  разветвленную  сеть  хозяйствующих 

субъектов,  осуществляющих  деятельность  в  нескольких  отраслях 

производства. Типичный пример подобного муниципального образования - 

столица  субъекта  Федерации  и  абсолютное  большинство  крупных  и 

средних  городов  России.  Хотя  и  в  этом  случае  имеются  исключения, 

например город Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в которых 

жизнь  города  определяется  деятельностью  одного  или  двух  крупнейших 

предприятий. 

 

Рис. 0.3.

 Муниципальные образования поселенческого типа 

 

К  монофункциональным  муниципальным  образованиям

относятся 

муниципалитеты,  хозяйственная  жизнь  которых  определяется  одним-

двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной 

отрасли. 

Монофункциональные  муниципальные  образования  имеют  ярко 

выраженную  отраслевую  специфику,  среди  них  можно  выделить 

следующие группы: 

Поселенческие муниципальные образования 

Бюджетная 

группа 

Производственная группа 

Многофункциональны

е поселения 

Монофункциональные 

муниципальные 

образования 


background image

1.

 

Производственная  группа

  - 

города-заводы,  возникшие  при 

крупных  предприятиях  промышленности,  энергетики,  транспорта  и  иных 

производствах.  Большинство  из  них  сформировались  в  ходе 

индустриализации,  когда  город  воспринимался  как  некий  «жилищный 

цех»  при  предприятии,  а  функции  организации  совместного  проживания 

людей  были  возложены  на  администрацию  предприятия.  В  этом  случае 

реальных полномочий по организации городской жизни местная власть не 

имела. 

2.

 

Бюджетная  группа

  - 

населенные  пункты,  основная  часть 

населения  которых  работает  в  бюджетных  организациях:  науко-грады, 

военные 

городки 

и 

закрытые 

административно-территориальные 

образования,  приграничные  города,  гарнизоны,  города  -  центры  сельских 

муниципальных  образований.  Жизнь  этих  городов  напрямую  зависит  от 

органов  государственной  власти  и  состояния  федерального  и 

региональных бюджетов.  

В результате можно сделать следующие выводы:  

1.

 

Тип  муниципального  образования  определяется  сложившимся 

хозяйственным укладом, в то же время формирование того или иного типа 

муниципального образования - предмет деятельности органов власти. 

2.

 

Принадлежность  муниципального  образования  к  одной  из 

типологических  групп  позволяет  определить  особенности  управления  в 

муниципальном  образовании  с  точки  зрения  как  внутренней  организации 

управления, так и форм организации деятельности власти. 

Для  современной  России  местное  самоуправление  (как  институт 

публичной  власти  и  управления  общественным  хозяйством)  –  явление 

новое.  Поэтому  данная  глава  начинается  с  небольшого  исторического 

отступления,  посвященного  термину  «местное  самоуправление».  Кроме 

того,  уделено  внимание  таким  вопросам,  как  правовые  акты  местного 

самоуправления,  действующие  в  муниципальном  образовании  (устав, 

порядок  управления  и  распоряжения  муниципальной  собственностью, 


background image

контрольные  функции  представительных  и  исполнительных  органов 

муниципальных  образований  и  т.п.),  а  также  основным  проблемам, 

связанным с организацией муниципальной собственностью. 

 

3.4. Формирование и состав муниципальной собственности 

Деятельность  всякой  власти,  реализация  ее  политики,  должны  быть 

обеспечены  собственными  материальными  и  финансовыми  ресурсами. 

Особенно  это  актуально  для  современного  периода.  Причем,  к  местному 

самоуправлению  это  относится  в  большей  мере,  чем  к  государственной 

власти, поскольку к задачам местного самоуправления, в первую очередь, 

относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.  

Европейской  Хартией  местного  самоуправления,  а  также 

Конституцией  Российской  Федерации,  принятой  12  декабря  1993  года, 

муниципальная  собственность  равным  образом  признана  наряду  с 

государственной, частной и иными формами собственности [1, 2]  

Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 

Гражданского 

кодекса 

Российской 

Федерации: 

«Имущество, 

принадлежащее  на  праве  собственности  городским  и  сельским 

поселениям,  а  также  другим  муниципальным  образованиям,  является 

муниципальной собственностью». 

Законом  установлено,  что  экономическую  основу  местного 

самоуправления составляют: 

 

муниципальная собственность; 

 

местные финансы; 

 

имущество,  находящееся  в  государственной  собственности,  и 

переданное в управление органам местного самоуправления; 

 

иная  собственность,  служащая  удовлетворению  потребностей 

населения муниципального образования. 


Смотрите также файлы