Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5122

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

самоуправления  в  сфере  использования  ресурсов  территории  и  в  ее 

развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной 

деятельности  и  права  ресурсной  ренты.  То  есть  налоги  с  населения  и 

производителя  продукции  и  услуг  на  территории  муниципального 

образования  дополняются  возможностью  использования  муниципальной 

собственности  для  получения  рентных  платежей.  Другими  словами, 

допускается управление муниципальной собственностью. 

Муниципально-рентная  модель

 

муниципального  хозяйства. 

Данная  модель  подразумевает,  что  основное  бремя  по  обслуживанию 

интересов  населения  и  по  решению  вопросов  местного  значения  несут 

органы  местного  самоуправления,  для  чего  им  предоставляется 

возможность  стать  полноценным  хозяйствующим  субъектом  на  своей 

территории.  Другими  словами,  органы  местного  самоуправления 

используют как методы управления, так и методы хозяйствования. 

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако 

их роль и место в различных странах серьезно отличаются друг от друга. 

Существование  той  или  иной  модели  зависит  от  огромного 

количества факторов, главными из которых, являются: 

 

объем 

компетенции 

органов 

местного 

самоуправления, 

определенный законодательством; 

 

наличие и характер основных ресурсов территории; 

 

наличие  квалифицированных  кадров  в  органах  местного 

самоуправления и на муниципальных предприятиях; 

 

налогоспособность населения. 

В  зависимости  от  комбинации  этих  факторов  определяется 

соотношение управления и хозяйствования, формируется конкретный вид 

муниципального хозяйства. 

Для  того  чтобы  дать  научное  определение  муниципального 

хозяйства,  надо  прежде  всего  установить  родовое  понятие  «хозяйство», 


background image

чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение 

термина «муниципальное хозяйство». 

Как  правило,  под  хозяйством  понимают  некую  совокупность 

хозяйствующих 

субъектов, 

ограниченных 

видом 

собственности, 

определенным  характером  деятельности  и  территорией,  на  которой 

осуществляется эта деятельность. 

Так,  государственное  хозяйство  любой  современной  страны 

ограничено  ее  границами,  а  сами  права  государства  при  осуществлении 

хозяйственной  деятельности  напрямую  зависят  от  формы  собственности 

хозяйствующих  на  его  территории  субъектов.  С  этой  точки  зрения 

государство  имеет  ряд  особенностей  при  осуществлении  хозяйственной 

деятельности,  поскольку  оно,  с  одной  стороны,  выступает  как 

равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой 

стороны,  как  субъект,  выполняющий  в  силу  своего  особого  статуса 

функцию  регулирования  хозяйственных  отношений  на  своей  территории. 

Местное  самоуправление  несет  на  себе  как  признаки  государства,  так  и 

признаки  хозяйствующего  субъекта.  В  этой  двойственности  природы 

местного  самоуправления и  кроется корень долгих  дискуссий по  вопросу 

определения понятия муниципального хозяйства. 

Первая  группа  исследователей  данного  вопроса  рассматривает 

муниципальное  хозяйство  лишь  как  совокупность  предприятий  и 

учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное 

хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит 

данная  собственность.  Подобный  подход  снимает  с  органов  местного 

самоуправления  заботу  о  создании  условий  для  развития  территории 

муниципального  образования  и  значительно  снижает  их  интерес  в 

создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной 

на  создание  благоприятных  условий  для  хозяйствования  на  данной 

территории. 


background image

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству 

всю 

совокупность 

хозяйств, 

расположенных 

на 

территории 

муниципального  образования,  поскольку  властные  полномочия  органов 

местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его 

территории  субъекты.  Подобный  подход  ставит  местное  самоуправление 

над  другими  хозяйствующими  субъектами  и  предполагает  известные 

монопольные  права  органов  местного  самоуправления,  дает  им 

необоснованные  преимущества  в  конкуренции,  прежде  всего,  с  частным 

сектором  на  территории  муниципального  образования.  Кроме  того,  при 

подобном  подходе  происходит  размывание  понятия  власти  и  подрыв  ее 

авторитета,  так  как  осуществляется  подмена  ориентиров,  что  в  свою 

очередь 

приводит 

к 

недобросовестному 

исполнению 

местным 

самоуправлением той части общественных дел, которые возложены на нее 

законом. 

Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления 

занимает  особое  место  в  государстве  в  силу  своей  общественно-

государственной  природы.  С  этой  точки  зрения  она  выполняет  две 

важнейшие функции: 

 

связь между государством и населением; 

 

связь между государством и мелким собственником.  

В  связи  с  этим  очень  важно  определить  отличия  местного 

самоуправления  от  государственной  власти,  и  муниципального  хозяйства 

от государственного и частного. 

Как уже говорилось выше, местное самоуправление обладает всеми 

признаками власти и прежде всего главным - обязательностью ее решений 

для населения муниципального образования. 

Являясь  неотъемлемой  частью  государства,  органы  местного 

самоуправления  тем  не  менее  имеют  особенности,  отличающие  его  от 

органов 

государственной 

власти. 

Эти 

особенности 

местного 

самоуправления  сформулированы  в  книге  Л.А.  Велихова  «Основы 


background image

городского  хозяйства».  Он  определяет  четыре  основных  отличия  органов 

местного  самоуправления  от  органов  государственной  власти,  вызванных 

общественным характером этой власти: 

1.

 

Самоуправление  в  отличие  от  государственной  власти  -  власть 

подзаконная,  действующая  в  пределах  и  на  основании  законов, 

принимаемых органами государственной  власти. 

2.

 

Самоуправление  возможно  лишь  тогда,  когда  определена  часть 

общественных  дел,  которыми  оно  занимается  (предметы  его  ведения).  В 

этом  его  отличие  от  советов,  где  все  уровни  власти  занимались  всем,  и 

окончательным являлось только решение центральных органов власти. 

3.

 

Для  реализации  полномочий по  этим предметам  ведения местное 

самоуправление 

должно 

иметь 

собственные 

ресурсы 

в 

виде 

самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. 

4.

 

Эта  власть  требует  обязательного  наличия  представительства 

населения, другими словами, она выборная по своей природе. 

Эти  четыре  принципа  показывают,  с  одной  стороны,  отличия 

местного  самоуправления  от  государственной  власти,  с  другой  стороны, 

неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в 

целом. 

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления 

происходит  с  двух  сторон:  со  стороны  населения,  которое  поручает 

органам  местного  самоуправления  исполнение  определенных  функций,  и 

со  стороны  государства.  В  целом  же  компетенция  органов  местного 

самоуправления  закрепляется  законом.  Иными  словами,  государство  не 

только  позволяет  органам  местного  самоуправления  исполнять  часть 

общественных дел самостоятельно, но возлагает на него выполнение ряда 

собственных  функций,  что,  как  правило,  сопряжено  с  постоянными 

контактами с населением. 

При  этом  особенно  важно,  что  государство  передает  не  только 

функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных 


background image

решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам 

деятельности. 

Иначе  говоря,  местное  самоуправление  является  властью,  но 

властью,  производной  от  государственной,  действующей  с  позволения 

государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе. 

Особенности  положения  местного  самоуправления  в  государстве  и, 

прежде  всего,  его  двойственная  природа  накладывают  отпечаток  и 

определяют особенности муниципального хозяйства. 

В  чем  же  проявляется  двойственность  природы  местного 

самоуправления применительно к муниципальному хозяйству? 

Муниципальное  хозяйство,  с  точки  зрения  ведения  хозяйственной 

деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так 

как  выступает  на  рынке  как  самостоятельный  и,  что  особенно  важно, 

равноправный  субъект  хозяйственной  деятельности.  То  есть  оно  может 

самостоятельно  использовать  находящуюся  в  его  распоряжении 

собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако использовать все эти 

ресурсы  органы  местного  самоуправления  должны  в  целях  выполнения 

общественных функций, возложенных на них. 

В  связи  с  этим  и  формы  распределения  результатов  хозяйственной 

деятельности  общественны  по  своей  природе.  В  этом  смысле 

муниципальное  хозяйство  представляет  собой  «акционерное  общество», 

участниками которого являются все жители муниципального образования. 

Однако  выплаты  «дивидендов  по  акциям»  производятся  в  виде 

общественно  значимых  товаров  и  услуг.  В  этом  проявляется 

общественный  характер  муниципального  хозяйства,  поскольку  жители 

являются  одновременно  и  заказчиками  услуг,  оказываемых  органами 

местного  самоуправления  по  их  поручению,  и  коллективным 

собственником муниципального имущества. 

С  другой  стороны,  органы  управления  муниципальным  хозяйством 

выступают  в  роли  подрядчика,  исполняющего  государственные  функции, 


Смотрите также файлы