ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5130
Скачиваний: 7
(отказ от приватизации) общественно полезных предприятий, либо полный
выкуп подобных предприятий в частных владельцев или государства,
является достаточно актуальной для сегодняшнего российского местного
самоуправления.
Понятно, что в данном случае речь идет исключительно о
предприятиях, обслуживающих нужды населения по вопросам местного
значения, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Контрольные вопросы
1.
На какие основные группы можно разделить субъекты
хозяйственной деятельности.
2.
Дайте определение понятию « муниципальное управление».
3.
Перечислите элементы муниципального хозяйства.
4.
Выделите несколько видов (моделей) муниципального хозяйства.
5.
От каких факторов зависит существование той или иной модели?
6.
Как делятся субъекты хозяйственной деятельности?
7.
По
какому
признаку
обычно
выделяют
виды
(модели)
муниципального хозяйства?
8.
Чем ограничено государственное хозяйство любой современной
страны?
9.
Перечислите четыре основных отличия органов местного
самоуправления от органов государственной власти, вызванных
общественным характером этой власти.
10.Что относится к поселенческим муниципальным образованиям?
Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
«Хорошая организация при бедном оборудовании даст
лучшие результаты, чем отличное оборудование при
плохой организации.»
Ф.У. Тейлор
4.1. Органы и должностные лица местного самоуправления
Организационные основы местного самоуправления – это комплекс
вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и
должностных лиц местного самоуправления, определением их статуса,
порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между
ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов
разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.
Органы
местного
самоуправления
могут
избираться
непосредственно населением и (или) образовываться представительным
органом муниципального образования. Каждый из них наделяется
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Должностное лицо местного самоуправления
может быть выборным
либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется
исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов
местного значения и (или) по организации деятельности органа местного
самоуправления.
Структуру
органов
местного
самоуправления
составляют:
представительный
орган
муниципального
образования,
глава
муниципального образования, местная администрация (исполнительно-
распорядительный
орган),
контрольный
орган,
иные
органы,
предусмотренные уставом муниципального образования, например
муниципальная
избирательная
комиссия,
руководитель
милиции
общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному
закону 2003 г., наличие представительного органа, главы и администрации
муниципального образования является обязательным, за исключением
сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых
полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.
Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления
устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность,
подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального
образования.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в
формировании органов и назначении должностных лиц местного
самоуправления не допускаются, за исключением предусмотренных
законодательством случаев. В частности, Федеральный закон 2003 г.
предусматривает участие представителей органов законодательной власти
субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав
местных администраций муниципальных районов и городских округов в
случаях, когда глава муниципального образования возглавляет
представительный орган. Органы местного самоуправления являются
юридическими лицами.
4.2. Классификация органов местного самоуправления
Сформулируем
подходы
к
решению
проблемы
выбора
организационной модели местного самоуправления.Система органов
муниципального управления приведена
на рис. 4.1.
Органы местного самоуправления
Наличие в структуру органов местного самоуправления представительного органа
муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации
является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом
Представительный орган муниципального образования
- Может осуществлять свои полномочия в случае избрании не менее двух третей от
установленной численности депутатов.
- Представительный орган населения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных
выборов.
- Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения,
обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случаи полномочия
представительного органа осуществляются сходом граждан
Главы муниципального образования
Является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом
муниципального образования в соответствии с законодательством собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО)
Наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ
Иные органы и выборные должностные лица МСУ, предусмотренные уставом муниципального
образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного
значения
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная
комиссия и др.)
- Образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного
порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в
целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжении имуществом,
находящимся в муниципальной собственности.
- Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или
представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом
муниципального образования.
- Результаты проверок, осуществленных контрольным органом муниципального образования,
подлежат опубликованию (обнародованию).
Рис. 4.1.
Органы муниципального управления
Для некоторого упрощения задачи предварительно введем
классификацию органов местного самоуправления [2,3]. Будем
использовать следующие основания для классификации этих органов (рис.
4.2):
по способу образования;
по назначению (степени специализации);
по предметам ведения;
по способу принятия решений;
по типу исполняемых функций.
По способу образования органы местного самоуправления в самом
общем случае могут быть разделены на:
выборные
и другие.
Другие органы создаются по мере необходимости и, в свою очередь,
могут подразделяться на:
формируемые на добровольной основе с последующим
утверждением (например, комиссии представительного органа);
формируемые на основе назначения (местная администрация);
формируемые на основе кооптации по установленным нормам
(муниципальные комиссии: административная, жилищная и др.) и т.п.