Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5129

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Рис. 0.2.

 Классификация органов местного самоуправления 

 

Классификация органов местного самоуправления

 

По способу образования 

Выборные  

Другие  

Формируемые: 

-на добровольной основе с 
последующим утверждением       
-на основе назначения 

По назначению (специализации) 

Общего назначения 

Специальногоназначения

 

По полномочиям 

Исполняющие 

собственные 

полномочия

 

Исполняющие 

отдельные 

государственные

 

Исполняющие 

добровольные 

полномочия 

По способу принятия решений 

Принимающие решения 

коллегиально 

Принимающие решения 

единолично 

По типу исполняемых функций 

Представительный 

орган 

Исполнительный орган 

(программная функция) 


background image

По  назначению  органы  местного  самоуправления  можно 

классифицировать как органы  

 

общего назначения; 

 

специального  назначения  (органы  с  широкой  и  узкой 

специализацией). 

Органы  общего  назначения  –  это  те,  деятельность  которых 

распространяется на все сферы местного самоуправления (или их бόльшую 

часть). 

Органы  специального  назначения  –  «отраслевые  органы»,  то  есть 

занимающиеся 

узким 

направлением 

деятельности 

местного 

самоуправления, одной из его сфер (реже – несколькими). 

Приведем конкретные примеры: 

1.

 

Очевидно,  что  от  функционирования  финансовых  и  бюджетных 

органов  в  прямой  зависимости  находится  деятельность  практически  всех 

остальных органов местного самоуправления. 

2.

 

В  качестве  же  специализированных  (отраслевых)  можно 

рассматривать  органы  управления  образованием,  здравоохранением, 

муниципальным 

жилищным 

строительством, 

муниципальной 

собственностью. 

Деление  по  предметам  ведения  связывается  с  тем,  что  органы 

местного  самоуправления  решают  не  только  вопросы  местного  значения, 

но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на 

них  органами  государственной  власти.  Выделение  этих  органов 

(исполняющих  отдельные  государственные  полномочия)  важно  уже 

потому,  что  материально-финансовое  обеспечение  их  деятельности 

должно  гарантироваться  государством,  что  предполагает  закрепление  за 

местным  бюджетом  необходимых  источников  доходов,  передачу 

материальных и финансовых ресурсов. 

Классификация по способу принятия решений вводится потому, что 

в  зависимости  от  характера  решений  они  могут  приниматься  в 


background image

коллегиальном порядке или единолично. Например, решения по вопросам 

распоряжения  важнейшими  объектами  муниципальной  собственности 

(приобретение,  отчуждение,  сдача  в  аренду)  могут  приниматься 

специально  создаваемыми  коллегиальными  органами.  В  «политическом» 

плане  коллегиально  целесообразно  принимать  решения  в  тех  сферах,  где 

со  стороны  населения  могут  быть  предположения  о  предвзятом 

отношении,  личном  интересе  должностного  лица  (предоставление 

муниципального  жилья,  размещение  муниципального  заказа,  оказание 

социальной помощи отдельным лицам и т.п.). 

А  вопросы  оперативного  управления  муниципальным  хозяйством 

гораздо  более  эффективно  и  целесообразно  решать  на  основе 

единоначалия,  при  котором  конкретными  сферами  деятельности 

управляют профессионалы, и они же несут персональную ответственность 

за результат этой деятельности. 

Наконец,  по  типу  исполняемых  функций  можно  прийти  к  выводу, 

что  органы  местного  самоуправления  должны  осуществлять  два  типа 

функций,  объективно  присущих  субъекту  местного  самоуправления 

(населению муниципального образования): 

 

представлять его интересы (проектная функция); 

 

реализовывать эти интересы (программная функция). 

Конечно, подобное деление (классификация) достаточно условно. Но 

оно  оправдано  хотя  бы  тем,  что  позволяет  определить  наиболее 

целесообразную в каждом конкретном случае структуру органов местного 

самоуправления. 

Приведем  пример.  Пусть  объем  муниципального  строительства 

измеряется  единичными  объектами,  или  в  муниципальном  образовании 

имеется  одна  общеобразовательная  школа.  Тогда  нет  необходимости 

создавать отдел народного образования. В этом случае указанные функции 

могут  исполняться  укрупненными  структурными  подразделениями 

органов местного самоуправления. 


background image

В  приведенных  примерах  управление  строительством  может  быть 

поручено  отделу  коммунального  хозяйства,  а  управление  образованием  – 

отделу  социальной  политики  или  другим  близким  по  исполняемым 

функциям подразделениям.  

Следует  подчеркнуть,  что  при  классификации  органов  местного 

самоуправления  важно  то,  чтобы  она  способствовала  решению  важной 

задачи  –  определению,  по  возможности,  оптимальной,  применительно  к 

конкретным условиям, структуры органов местного самоуправления: 

 

совершенствованию  их  там,  где  они  уже  созданы  и 

функционируют, или 

 

определению  необходимой  структуры  во  вновь  формирующихся 

муниципальных образованиях. 

 

4.3. Отечественный опыт организации муниципальной власти 

Известно  множество  организационных  форм  и  моделей  местного 

самоуправления  с  различными  схемами  формирования  органов  местного 

самоуправления  и  разграничением  полномочий  между  ними.  Однако 

общим  является  сочетание  трех  основных  элементов:  представительного 

органа,  местной  администрации  и  высшего  должностного  лица.  Различие 

между  моделями  обусловлено  распределением  полномочий  между  этими 

элементами,  численностью  населения  муниципального  образования, 

размером  его  территории,  объемом  и  сложностью  решаемых  вопросов, 

социально-политической ситуацией и множеством других факторов. 

В  России  сложились  две  основные  модели  организационных 

структур местного самоуправления. 

1.

 

Модель  с 

сильным  мэром

,  когда  глава  муниципального 

образования  (мэр)  и  представительный  орган  (совет)  избираются 

населением независимо друг от друга. При этом мэр может возглавлять и 

совет,  и  администрацию  одновременно  либо  только  администрацию.  В 

последнем  случае  совет  из  своего  состава  избирает  председателя. 


background image

Применение  подобной  модели  обеспечивает  сильное  политическое  и 

административное руководство муниципальным образованием, особенно в 

случаях,  когда  мэр  возглавляет  и  совет,  и  администрацию.  Однако 

реализация  этой  модели  имела  ряд  негативных  проявлений  в  виде 

доминирования  исполнительной  власти,  сокращения  численности 

представительного  органа  местного  самоуправления,  сужения  его 

компетенции,  снижения  эффективности  контроля  над  исполнительными 

органами. 

2.

 

Модель со 

слабым мэром

, избираемым советом из своего состава. 

При этом мэр возглавляет и совет, и администрацию. Мэр подконтролен и 

подотчетен  совету,  пределы  его  самостоятельности  в  руководстве 

администрацией  ограничены  решениями  совета.  Недостатком  модели 

является  распыление  ответственности  и  властных  полномочий,  слабость 

руководства  администрацией.  К  тому  же  из  числа  избранных  депутатов 

совета  может  не  найтись  человека,  отвечающего  квалификационным 

требованиям к главе администрации. 

Модель  с  наемным  главой  администрации  в  России  использовалась 

крайне редко, и совсем не использовалась комиссионная форма. 

 

4.4. Модели организации местной власти по Федеральному закону 

2003 г. 

С  учетом  недостатков  организационных  структур  местного 

самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным законом 

1995 г., и перехода на двухзвенную систему муниципальных образований в 

Федеральном законе 2003 г. предусмотрен ряд существенных изменений в 

порядке  формирования,  структуре  и  полномочиях  отдельных  органов 

местного самоуправления.Модели построения муниципальной власти в РФ 

представлены на рис. 4.3. 


Смотрите также файлы