Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5150

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

избирательных  участках,  подсчета  голосов  и  установления  результатов 

выборов. 

При  проведении  муниципальных  выборов  используются  различные 

избирательные  системы  (рис. 

Ошибка!  Неизвестный  аргумент  ключа.

).  Основные 

из них – выборы но избирательным округам  

( «мажоритарная» система) и пропорциональная система. 

 

 

 

Рис. 0.2.

 Типы избирательных систем  

 

При 

мажоритарной 

системе 

территория 

муниципального 

образования разбивается на несколько избирательных округов с примерно 

равной  численностью  населения  и  от  каждого  округа  избирается  один 

депутат,  набравший  предусмотренное  законом  большинство  голосов. 

Такая  схема  встречается  в  России  чаще  всего  в  силу  относительной 

простоты агитационной кампании, привычности ее как для населения, так 

и  для  властей.  При  пропорциональной  системе  избиратели  голосуют  юте 

за  конкретного  кандидата,  а  за  партию  (т.  е.  за  партийные  списки),  а 

депутатские  мандаты  между  партиями  распределяются  пропорционально 

набранным  голосам.  Решение  о  применении  в  муниципальном 

образовании  той  или  иной  избирательной  системы  осуществляется 

Избирательные системы 

Мажоритарная 

(по избирательным 

округам

Пропорциональная  

(по партийным 

спискам) 

Смешанная  

(часть по округам, др. 

часть по партийным 

спискам)

 

Одномандатные  

округа 

Двух- и много-

мандатные округа 


background image

местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий 

и закрепляется в уставе муниципального образования. 

Обе  избирательные  системы  имеют  свои  достоинства  и  недостатки 

(табл

Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

). 

Разновидностью  мажоритарной  системы  являются  выборы  по 

многомандатным  округам,  когда  от  одного  избирательного  округа 

избирается  не  один,  а  несколько  (не  более  5)  депутатов.  Избранными  по 

избирательному  округу  считаются  кандидаты,  набравшие  наибольшее 

количество голосов, в количестве, соответствующем числу мандатов.  

Возможна  также  смешанная  избирательная  система,  при  которой 

одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая  – по 

пропорциональной.  Согласно  уставам  большинства  муниципальных 

образований,  для  победы  на  выборах  достаточно  простого  большинства 

голосов.  В  некоторых  уставах  предусматривается,  что  при  выборе  главы 

муниципального  образования  для  победы  необходимо  абсолютное 

большинство  голосов,  т.  е.  50%  голос  от  числа  действительных 

бюллетеней. Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, 

проводится  второй  тур  выборов,  в  котором  участвуют  два  кандидата, 

набравшие  в  первом  туре  наибольшее  количество  голосов.  Победы  во 

втором туре достаточно простого большинства голосов. 

Голосование  населения. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом 

2003  г.  голосование  граждан  может  производиться  по  вопросам  отзыва 

депутата,  выборного  должностного  лица  местного  самоуправления, 

изменения 

границ 

муниципального 

образования,  преобразования 

муниципального  образования.  Порядок  назначения  и  организации 

проведения голосования аналогичен проведению выборов и референдумов. 


background image

Таблица 0.1 

Достоинства и недостатки избирательных систем 

 
 

 

Достоинства избирательной 

системы 

Недостатки 

избирательной системы 

Мажоритарная 

система 

 

Непосредственное 

знакомство 

депутатов 

со 

своими 

избирательными 

округами  и  интересами  их 
жителей. 

 

Информированность 

избирателей 

о 

личности 

депутата  и  его  политических 
качествах. 

 

Орган 

самоуправления, 
сформированный 

на 

основе 

мажоритарной 

системы, 

отличается 

крайним  разнообразием 
позиций  и  мнений,  что 
существенно  затрудняет 
принятие решении. 

 

Приоритетом 

каждого 

депутата 

является 

решение 

проблем 

собственного 

округа. 

Пропорциональная 

система 

 

Партийные 

фракции 

выражают  общие  интересы 
больших  групп  населения,  и 
депутаты  каждой  из  них 
выступают  с  единым  мнением 
по обсуждаемым вопросам. 

 

Партийные 

списки 

способствуют  тому,  чтобы  в 
органах 

местного 

самоуправления 

были 

представлены  разные  слои 
населения. 

 

Ослаблены 

личные 

связи 

избирателей 

и 

депутатов, 

а 

также 

персональная 
ответственность 
депутатов 

перед 

избирателями. 

 

Требуют 

развитой  политической 
структуры  общества  на 
муниципальном  уровне. 
При  отсутствии  явно 
выраженного 
партийного 
большинства 
муниципальному 
парламенту 

трудно 

принимать решения. 

 
Основанием  для  отзыва  депутата  или  выбора  должностного  лица 

местного  самоуправления  могут  служить  только  его  конкретные 

противоправные  решения  или  действия  (бездействие),  установленные 

уставом  муниципального  образования  и  подтвержденные  в  судебном 

порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому 

дать  избирателям  объяснения  новых  обстоятельств,  выдвигаемых  в 


background image

качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо 

считается отозванным, если за отзыв проголосовало менее половины всех 

зарегистрированных  в  муниципальном  образовании  (избирательном 

округе)  избирателей

.

  Голосование  по  вопросам  изменения  границ  или 

преобразования  муниципального  образования  считается  состоявшимся, 

если  в  нем  приняли  участие  больше  половины  жителей  муниципального 

образования (или его части) обладающих избирательным правом. Решение 

по  данным  вопросам  считается  принятым,  если  за  него  проголосовали 

более  половины  жителей,  участвовавших  в  голосовании.  Итоги 

голосования  граждан  и  принятые  на  нем  решения  подлежат 

опубликованию (обнародованию). 

Сходы  граждан. 

В  муниципальных  образованиях  с  численностью 

избирателей  не  более  100  человек  представительный  орган  местного 

самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения 

проводится  сход  граждан.  Сход  граждан  осуществляет  полномочия 

представительного  органа  муниципального  образования.  Он  созывается 

главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не 

менее  10  жителей  и  правомочен  при  участии  более  половины  жите  лей 

поселения,  обладающих  избирательным  правом.  Проведение  схода 

граждан обеспечивается главой местной администрации. 

Решения  схода  считаются  принятыми,  если  за  них  проголосовали 

более  половины  участников  схода.  Они  подлежат  обязательному 

опубликованию (обнародованию) и исполнению. 

Опросы  населения. 

Опрос  граждан  может  проводиться  на  всей 

территории  муниципального  образования  или  на  ее  части  с  целью 

выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами 

и  должностными  лицами  местного  самоуправления,  а  также  органами 

государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое 

количество 

граждан, 

представляющих 

разные 

слои 

населения 

(репрезентативная  выборка),  что  значительно  проще  и  дешевле  по 


background image

сравнению  с  референдумом.  Существуют  технологии  проведения 

различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д. 

В  опросе  имеют  право  участвовать  жители  муниципального 

образования, обладающие избирательным правом. 

Опрос 

граждан 

назначается 

представительным 

органом 

муниципального  образования  по  собственной  инициативе  или  по 

инициативе  главы  муниципального  образования,  а  для  вопросов 

государственного  или  межмуниципального  значения  –  по  инициативе 

органов  государственной  власти  субъекта  РФ.  Порядок  назначения  и 

проведения  опроса  определяется  уставом  или  нормативным  правовым 

актом 

представительного 

органа 

местного 

самоуправления. 

Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета 

(или  бюджета  субъекта  РФ,  если  опрос  проводится  по  его  инициативе). 

Результаты опроса носят рекомендательный характер. 

Собрания  (конференции)  граждан. 

Собрания  граждан  проводятся 

для обсуждения  вопросов  местного  значения, информирования  населения 

о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они 

проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы 

муниципального  образования,  органа  территориального  общественного 

самоуправления.  Собрание  граждан  может  принимать  обращения  к 

органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных 

представлять  собрание  граждан  во  взаимоотношениях  с  органами  и 

должностными лицами местного самоуправления. 

Обращения, 

приняты 

собраниями 

граждан 

и, 

подлежат 

обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного 

самоуправления,  к  компетенции  которых  отнесено  решение  вопросов, 

содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа. 

В ряде случаев полномочия собрания граждан могут осуществляться 

конференцией  граждан,  т.  е.  собранием  делегатов.  Проведение 

конференций  целесообразно  в  тех  случаях,  когда  проведение  собраний 


Смотрите также файлы