ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5183
Скачиваний: 7
Функционирование инвестиционной системы муниципального
образования зависит от внешней среды — совокупности объектов,
оказывающих влияние на инвестиционную систему и, в свою очередь,
испытывающих также опосредованно ее воздействие. Внешняя среда
является фактором, который определяет направление развития
инвестиционной системы и объем поступающих в нее инвестиционных
ресурсов.
Основными компонентами внешней среды инвестиционной системы
являются
экономическая,
политическая,
правовая,
социальная,
технологическая, а также экологическая подсистемы муниципального
образования.
Так,
политическая
подсистема
воздействует
на
инвестиционные процессы, на территории путем создания условий
инвестиционной деятельности, формирования у инвесторов уверенности в
завтрашнем дне; технологическая подсистема обеспечивает внедрение
нововведений, повышающих эффективность инвестиций; правовая
подсистема формирует нормативно-правовую базу регулирования
инвестиционной сферы и т. д.
Движущей силой развития инвестиционной системы муници-
пального образования являются противоречия, благодаря которым
осуществляется взаимодействие ее подсистем, элементов. Основные
противоречия возникают в ходе борьбы за инвестиционные ресурсы из-за
разнонаправленности интересов участников инвестиционных процессов.
Противоречия бывают как внутреннего (между элементами
инвестиционной системы, между отдельными элементами и системой в
целом), так и внешнего характера (между системой и ее внешней средой).
Зачастую отдельные элементы инвестиционной системы муни-
ципального образования имеют неравномерные темпы развития, что ведет
к угрозе ее функционирования. Во многих муниципальных образованиях
России в настоящее время происходит увеличение моноотраслевой
направленности экономики, рост объемов инвестиций в добывающие
отрасли и снижение инвестиций в обрабатывающие отрасли. Этот перекос
ведет к усилению зависимости муниципальных образований от цен на
сырьевые ресурсы на отечественном и мировом рынках, увеличивает
риски их функционирования.
Элементы и связи инвестиционной системы муниципального
образования составляют ее структуру, под которой в теории систем
понимается обобщающая характеристика специфических системных
свойств, фиксирующая в абстрактной форме элементы, отношения, связи
системы, их упорядоченность и организацию. Основными составляющими
структуры инвестиционной системы муниципального образования
являются управляющая и управляемая подсистемы, связи с внешней
средой, вход и выход системы. Структура инвестиционной системы
муниципального образования, а также взаимодействие инвестиционной
системы с внешней средой ближайшего воздействия представлены на
рисунке 7.1.
На вход инвестиционной системы муниципального образования
поступают инвестиционные ресурсы, под которыми понимаются ценности,
вкладываемые в те или иные проекты с целью прироста богатства в том
или ином виде, начиная от материально-вещественного и кончая
денежным.
Управляющая подсистема (субъект управления) инвестиционной
системы муниципального образования представляет собой совокупность
органов управления, которые обеспечивают посредством управленческих
воздействий на управляемую подсистему (объект управления) достижение
целей инвестиционной системы.
Управляющая подсистема инвестиционной системы состоит из двух
уровней. Ее вышестоящий уровень представлен подразделениями,
должностными лицами в составе органов местного самоуправления, а
также государственных органов власти и управления, обеспечивающих в
муниципальном образовании реализацию инвестиционной политики.
Рис. 9.1.
Структура внешней среды инвестиционной системы муниципального
образования
Главной функцией данного уровня управления является координация
деятельности нижестоящего уровня управляющей подсистемы, состоящего
из
администрации
предприятий,
действующих
на
территории
муниципального
образования.
В
свою
очередь
администрации
предприятий непосредственно оказывает управленческие воздействия на
управляемую подсистему.
Управляемой
подсистемой
инвестиционной
системы
муниципального образования выступает инвестиционный процесс на его
территории, под которым понимается движение инвестиций различных
форм и уровней. Инвестиционный процесс включает в себя реализацию
инвестиционных
проектов:
коммерческих,
социальных,
инфраструктурных, экологических.
Цели инвестиционной системы определяются существующими
социально-экономическими проблемами муниципального образования.
Основные цели инвестиционной системы муниципального образования
состоят из целей предприятий, осуществляющих инвестиционную
деятельность на территории, и целей органов местного самоуправления и
государственных органов власти и управления.
Основные цели инвестиционной системы муниципального
образования:
1.
Цели органов местного самоуправления и государственных
органов власти и управления:
1.1.
Создание условий для экономического роста муниципального
образования и увеличения его богатства.
1.2.
Создание новых рабочих мест на территории.
1.3.
Рост реальных доходов и уровня жизни местного населения.
1.4.
Структурная перестройка и техническая модернизация экономики
муниципального образования.
1.5.
Увеличение доходной части бюджетов разного уровня.
1.6.
Повышение конкурентоспособности экономики муниципального
образования.
1.7.
Улучшение имиджа и привлекательности территории для ее
будущего развития.
1.8.
Интеграция
муниципального образования в разнообразные
процессы сотрудничества на региональном, национальном и
международном уровнях.
2.
Цели предприятий, участвующих в инвестиционной деятельности на
территории муниципального образования:
2.1.
Увеличение доходности бизнеса.
2.2.
Повышение конкурентоспособности.
2.3.
Воспроизводство основных фондов, развитие потенциала.
2.4.
Улучшение качества продукции и услуг.
2.5.
Рост активов.
Однако, кроме положительных результатов, приток инвестиций
может нести в себе негативные результаты для муниципального
образования, в том числе нерациональное использование ресурсов,
убытки, экологический ущерб, социальные конфликты. Данное
обстоятельство значительно усложняет проблему выбора инвестиционных
проектов для органов местной власти и управления.
Зачастую реализация инвестиционного проекта дает муници-
пальному образованию значительный первоначальный эффект: создаются
новые рабочие места, увеличивается поступление доходов в бюджет,
однако последующий отток ресурсов с территории, ухудшение
экологической обстановки могут перечеркнуть эти положительные
изменения. Так, проведение трубопровода, строительство грузового
терминала и завода по производству сжиженного газа компании «Сахалин-
энерджи» в рамках проекта «Сахалин-2» привели к экологической
катастрофе, в результате которой был нанесен значительный ущерб
окружающей среде. Пострадали уникальная флора и фауна океана, лесные
ресурсы, реки, которые являются нерестовыми для рыб.
Инвестиционная система муниципального образования является
важной составляющей его экономической системы и играет огромную
роль в функционировании всего муниципального образования. От уровня
ее развития зависят объем общественного производства, структура
экономики, занятость населения, доходы бюджета. Органы местного
самоуправления должны обеспечить создание необходимых условий для
притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального
образования и создать эффективный механизм их преобразования в
конкретные результаты деятельности, что будет способствовать
устойчивому социально-экономическому развитию муниципального
образования и решению местных проблем.