ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5185
Скачиваний: 7
9.2. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии
муниципального образования
Реализация планов социально-экономического развития му-
ниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует
привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в
привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных
задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают
занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность
органов местного самоуправления по привлечению и наиболее
эффективному использованию средств, вкладываемых на территории
муниципального
образования,
составляет
суть
муниципальной
инвестиционной политики.
Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги,
иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в
целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под
инвестиционной
деятельностью
понимается
вложение
средств
(инвестирование) и практические действия по их использованию.
Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ
составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской
Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации».
Различают два вида инвестиций — в форме капитальных вложений,
обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные
(приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство
финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль
играют капитальные вложения — затраты на новое строительство,
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих
объектов, приобретение оборудования и т. д.
9.2.1. Условия и предпосылки привлечения инвестиций на
территорию муниципального образования
Для привлечения инвестиций на территорию муниципального
образования необходимы как
объективные,
так и
субъективные
условия и
предпосылки. К
объективным
условиям относятся реальные экономико-
географические и иные факторы, связанные с расположением территории.
Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут
представлять интерес для инвесторов. К
субъективным
факторам такого
рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого
потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.
Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего
бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал тер-
ритории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять
инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в
каком направлении будет развиваться экономика муниципального
образования, т. е. иметь стратегический план развития.
Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на
территорию муниципального образования связаны с регулирующей
деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место
две ситуации.
В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают орга-
низации немуниципальной формы собственности, роль органов местного
самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для
инвестиционной деятельности. Это предполагает:
исследование инвестиционного потенциала территории муни-
ципального образования и представление его результатов по-
тенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об
этом см. ниже);
выделение земельных участков для строительства, обеспечение
возможности подключения к инженерным и транспортным
коммуникациям, а для жилищного строительства — предоставление
инфраструктурных подготовленных площадок;
экспертиза и согласование проектной документации на строи-
тельство с точки зрения интересов местного сообщества;
установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий
пользования
землей
и
другими
природными
ресурсами,
находящимися в муниципальной собственности;
защиту интересов инвесторов;
расширение использования средств населения и иных внебюд-
жетных источников для финансирования жилищного и социально-
культурного строительства.
Во втором случае органы местного самоуправления напрямую
участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными
мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования такое
участие предполагает:
использование средств местных бюджетов для полного или
частичного финансирования инвестиционных проектов;
разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуще-
ствляемых за счет или с участием бюджетных средств;
привлечение для инвестиционной деятельности кредитных
ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об
этом см. ниже);
проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора ин-
вестиционных проектов.
Контроль целевого и эффективного использования средств местных
бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют
уполномоченные органы местного самоуправления.
Важным направлением инвестиционной политики органов местного
самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов,
необходимых для жизнеобеспечения муниципального образования, в
федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа
особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная
энергетика, социальная сфера и т. п. Как правило, мероприятия
федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов
нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов
местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на
уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение
согласовываются с органами местного самоуправления.
9.2.2. Маркетинг территории муниципального образования
Маркетинговый подход к муниципальному управлению является
необходимым условием для привлечения инвестиций в развитие
территории. В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов
решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной
экономики этот процесс носит стихийный характер, и его результат во
многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на
товарном рынке: выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за
меньшую цену. Маркетинг территории муниципального образования
обеспечивает возможность привлечения инвестиций для более
эффективного решения проблем социально-экономического развития.
В основе инвестиционной составляющей маркетинга территории
муниципального образования, согласно мировой практике маркетинга,
лежат четыре компонента — продукт, цена, позиционирование,
продвижение.
Применение этого подхода к привлечению инвестиций на тер-
риторию муниципального образования характеризуется следующими
особенностями.
Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является
его инвестиционный потенциал.
Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) оп-
ределяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного
проекта есть две составляющие: одна зависит от технологических
характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его
размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями
конкретного муниципального образования. Она включает в себя:
транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой
площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и
время
оформления
необходимых
документов,
доступность
и
своевременность получения достоверной информации. Как производитель
любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и
муниципальная власть должна искать пути снижения расходов возможных
инвесторов, связанных с использованием территории.
Позиционирование маркетингового продукта.
Для потенциальных
инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего
производить на той или иной территории. Им необходима информация о
потребительском рынке и уровне производства, которая будет
формировать интерес к территории.
Продвижение маркетингового продукта.
Для маркетинга тер-
ритории это означает проведение эффективной рекламной кампании,
чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях
привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы
продвижения информации, определить формы и объемы предоставляемой
информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить
своевременные изменения.
Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты
незавершенного строительства. В этом случае необходима полная
инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности,
возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей
развития муниципального образования.
Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате
сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с