Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5186

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

транспортными  подходами  и  инженерной  инфраструктурой.  И  здесь 

муниципальной  власти  необходим  четкий  перечень  и  технические 

характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о 

возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам. 

Третье  возможное  направление  привлечения  инвесторов  — 

использование  ноу-хау  мирового  уровня.  Такие  разработки  и  технологии 

имеются  в  ряде  муниципальных  образований  с  развитым  научным 

потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их 

соответствующую экспертизу, рекламную кампанию. 

9.2.3. Муниципальные займы 

Случаи,  когда  внешний  инвестор  полностью  финансирует  ин-

вестиционный  проект,  редки.  Чаще  всего  определенную  долю  ин-

вестиционных  расходов,  в  основном  в  объекты  инфраструктуры, 

приходится оплачивать муниципальному образованию. Существуют также 

программные  мероприятия  (в  основном  социального  назначения), 

непривлекательные  для  внешних  инвесторов.  Финансировать  их 

приходится  за  счет  средств  местного  бюджета.  В  связи  с  этим  возникает 

проблема поиска дополнительных источников. 

Основным  способом  привлечения  финансовых  ресурсов  для 

инвестирования 

подобных 

программных 

мероприятий 

являются 

муниципальные займы. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. 

предоставляет  муниципальным  образованиям  право  на  привлечение 

заемных  средств,  в  том  числе  за  счет  выпуска  ценных  бумаг,  в  порядке, 

установленном представительным органом муниципального образования в 

соответствии с действующим законодательством. 

Специфика  муниципальных  займов  состоит  в  том,  что  их  цель  — 

решение  местных  проблем  —  существенно  отличается  от  целей  других 

эмитентов.  Основные держатели  муниципальных облигаций и  жилищных 

сертификатов 

(жители 

муниципального 

образования, 

а 

также 

расположенные  на  его  территории  предприятия  и  учреждения) 


background image

заинтересованы  именно  в  решении  проблем,  ради  которых  выпускаются 

займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы 

получить  часть  своей  прибыли  не  деньгами,  а  иным  способом,  например 

квартирами  или  объектами  муниципальной  инфраструктуры,  которыми 

они  в  дальнейшем  будут  пользоваться.  Муниципальный  заем  в  этом 

смысле малопривлекателен для внешних инвесторов. 

Для  организации  размещения  займа  привлекается  специальная 

организация или банк. Не менее сложной процедурой является управление 

займом  в  процессе  его  исполнения,  обеспечение  координации 

взаимодействия  участников,  мониторинг,  своевременное  предотвращение 

рисков.  От  уровня  выполнения  этой  работы  будет  зависеть  конечный 

результат. 

9.2.4. Отбор инвестиционных проектов 

С  вопросом  привлечения  средств  тесно  связан  вопрос  отбора 

наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам 

исполняет  свой  проект,  такой  проблемы  не  возникает.  Однако,  когда 

инвесторов  много,  в  роли  распорядителя  средств  муниципального 

бюджета, включая заемные, выступает местная администрация. 

Порядок  размещения  на  конкурсной  основе  средств  местных 

бюджетов  и  заемных  средств  для  финансирования  инвестиционных 

проектов  утверждается  представительным  органом  муниципального 

образования.  При  участии  органов  местного  самоуправления  в 

финансировании 

инвестиционных 

проектов, 

осуществляемых 

федеральными  органами  государственной  власти  и  субъектами  РФ,  их 

разработка  и  утверждение  осуществляются  по  согласованию  с  органами 

местного  самоуправления.  Последние  гарантируют  всем  субъектам 

инвестиционной  деятельности  равные  права  при  осуществлении 

инвестиционной 

деятельности 

и 

гласность 

при 

обсуждении 

инвестиционных 

проектов. 

Однако, 

выбирая 

исполнителей, 

муниципальная  власть  должна  учитывать  определенные  требования  к 


background image

инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к 

победителям конкурсов инвестиционных проектов. 

Бизнес-планы  претендентов  на  реализацию  проекта  должны  быть 

подвергнуты  всесторонней  экспертизе,  по  результатам  которой 

принимается  решение  о  допуске  проекта  к  конкурсу  на  получение 

муниципальных  инвестиций.  Конкурс  проводится  после  проведения 

экспертизы.  С  его  победителем  заключается  договор  о  предоставлении 

заемных  средств  на  возвратной  и  платной  основах.  Возврат  и  уплата 

процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее 

обеспечение.  В  этом  качестве  могут  выступать:  залог  ликвидного 

имущества,  гарантия  банка,  поручительство  третьих  лиц,  обладающих 

необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом. 

Бизнес-план  заемщика  по  реализации  инвестиционного  проекта 

прилагается  к  договору  и  подписывается  обеими  сторонами. 

Финансирование  инвестиционных  проектов  начинается  после  офи-

циального  решения  о  включении  их  в  перечень  муниципальных 

инвестиционных программ. 

9.3. Инвестиционный потенциал территории 

Под  инвестиционным  потенциалом  территории

  предлагается 

понимать  совокупность  факторов,  определяющих  уровень  рисков, 

возникающих  при  осуществлении  инвестиционных  проектов  на  данной 

территории,  а  также  определяющих  возможность  окупаемости  этих 

проектов и получения прибыли. 

Другими  словами,  под  инвестиционным  потенциалом  понимается 

привлекательность  территории  для  инвестора  или  достаточность  условий 

для открытия и развития бизнеса. 

Вся  совокупность  факторов,  составляющих  инвестиционный 

потенциал,  подразделяется  на  две  группы:  неизменяемые  факторы  и 

изменяемые факторы. 

К неизменяемым факторам относятся: 


background image

 

географическое  положение  территории  (удобство  расположения 

территории, 

возможность 

доступа 

к 

основным 

рынкам, 

транспортным путям и ресурсам); 

 

наличие природных ресурсов. 

Другими словами, это те факторы, с которыми приходится мириться. 

Они  могут  быть  как  в  высшей  степени  благоприятными,  так  и 

неблагоприятными. 

Изменяемые  же  факторы

  поддаются  изменениям,  но  различаются 

по  срокам  осуществления  таких  изменений.  В  связи  с  этим  изменяемые 

факторы делятся на две группы: 

 

медленно  изменяемые  факторы,  такие  как  транспортная  и  тех-

ническая  инфраструктура  территории  (наличие  дорог,  портов, 

аэропортов, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи, средств 

связи,  очистных  сооружений)  и  социальная,  политическая  и 

экологическая  ситуация,  а  также  интеллектуальный  потенциал 

территории  (квалификация  рабочей  силы,  наличие  инновационных 

центров); 

 

быстро  изменяемые  факторы,  среди  которых  —  местное  зако-

нодательство (система нормативных правовых актов, регулирующих 

инвестиционную  деятельность  на  территории  муниципального 

образования) и политика органов власти и управления в отношении 

инвесторов (например, создание системы развития и сопровождения 

бизнеса). 

Таким  образом,  воздействуя  на  изменяемые  факторы,  можно 

изменить  общий  инвестиционный  потенциал  территории.  Более  того, 

неблагоприятные  неизменяемые  факторы  вовсе  не  означают  того,  что 

территория 

не 

может 

стать 

инвестиционно 

привлекательной. 

Инвестиционная  привлекательность  независима  от  значения  неизменных 

факторов в том случае, если изменяемые улучшаются. 


background image

Следовательно, в основе инвестиционной политики муниципального 

образования должны лежать методы воздействия на изменяемые факторы. 

К  сожалению,  это  воздействие  осложняется  тем,  что  со  времен 

тотального  огосударствления  в  понимании  этих  проблем  сохранилась 

масса  заблуждений.  Одним  из  них  является  представление  о  том,  что 

основу  экономического  потенциала  составляют  основные  фонды,  т.  е. 

здания,  сооружения.  Однако  в  постиндустриальном  обществе,  в  котором 

мы  сегодня  живем,  собственность,  не  способная  приносить  доход  или 

удовлетворять потребности общества, имеет нулевую стоимость. 

Природа  этого  явления  понятна,  поскольку  на  протяжении  всего 

советского  периода  громадным  напряжением  сил  целых  поколений 

россиян  создавался  тот  промышленный  потенциал,  который  мы  сегодня 

имеем. 

Но,  с  другой  стороны,  эти  представления  выступают  мощнейшим 

тормозом для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, так 

как: 

 

любой  инвестор  воспринимается  органами  власти  как  «покупатель 

народного  достояния»,  следовательно,  с  него  стараются  получить 

доходы еще до начала бизнеса; 

 

основной целью деятельности власти на местах остается создание не 

рабочих мест, а основных фондов; 

 

очень  тяжело  местными  чиновниками  воспринимаются  идеи  и 

проекты,  направленные  на  получение  непрямого  экономического 

эффекта (энергосбережение и др.); 

 

основные усилия предпринимаются для получения государственных 

инвестиций  в  реальный  сектор,  а  не  для  инвестирования  создания 

благоприятных условий для бизнеса; 

 

недооцениваются 

фирмы 

и 

компании, 

занимающиеся 

консалтинговыми,  банковскими  услугами,  телекоммуникацией  и  т. 

д., которые формируют инфраструктуру бизнеса на территории. 


Смотрите также файлы