ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5189
Скачиваний: 7
К сожалению, такие подходы создают неблагоприятное обще-
ственное мнение в отношении самих предпринимателей, поскольку для
большинства предприниматели — это не те, кто дает рабочие места, а те,
кто «присвоил народное достояние».
Вторым устойчивым заблуждением является убеждение, что
инвестора интересуют лишь экономические условия реализации проекта, а
политическая составляющая не играет роли.
В то же время отношение власти к инвестору, ее стабильность н
предсказуемость являются немаловажным фактором, определяющим риски
при осуществлении предпринимательской деятельности. Так, субъекты
Федерации, в которых происходят конфликты между губернатором и
мэром столичного города, вряд ли могут рассчитывать на привлечение
серьезных инвестиций, поскольку вместо деятельности по развитию своего
бизнеса они окажутся втянутыми в политическую борьбу.
Другими словами, инвестиционный потенциал территории, объем
рисков осуществления предпринимательской деятельности на территории
напрямую связаны с деятельностью органов власти и управления. Более
того, инвестиционный потенциал территории является следствием
продуманной и грамотной инвестиционной политики органов власти и
управления.
9.4. Инвестиционная привлекательностьмуниципального образования
(города) и существующие способы ее оценки
При многоуровневой стратегии территориального развития России,
сочетающей
принципы
управления
сверху
и
внутреннего
саморегулирования, города стали субъектами самостоятельного принятия
экономических решений и проведения определенной социально-
экономической политики на своих территориях.
В условиях ограниченности собственных финансовых средств,
требующихся для реализации планов социально-экономического развития
муниципальных образований, а также отдельных целевых программ,
необходимо привлекать дополнительные средства за счет инвестирования,
создания условий для привлечения капитала, в том числе и иностранного,
в хозяйствующие объекты на территории города. Кроме того, привлечение
инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных способов
преодоления
кризисного,
посткризисного
состояния
российской
экономики, а также социально-экономического развития государства либо
региона, города, отрасли.
Реализация вопросов привлечения инвестиций на муниципал!, ном
уровне осуществляется в виде инвестиционной политики го рода —
совокупность инструментов и механизмов, реализуемых органами
местного самоуправления по созданию и повышению инвестиционного
климата муниципального образования с целью решения социально-
экономических задач города (повышение качества жизни населения
города).
В процессе разработки инвестиционной политики муниципального
образования следует учитывать, что город рассматривается как система
более высокого порядка, чем просто территориальное образований. На
современном этапе развития экономики город, как и все другие
территориальные образования, анализируется с позиций системного
подхода. С этой точки зрения город рассматривается как муниципальная
социально-экономическая система (МСЭС), представленная различными
секторами экономики, объектами социально-культурного назначения,
политическими, экономическими организациями, некоммерческими
структурами. Кроме того, муниципальное образование можно представить
как особую, иерархически организованную хозяйствующую систему,
рассматриваемую как объект управления с точки зрения менеджмента.
Инвестиции с наибольшей эффективностью могут осуществляться в
тех городах, где для этого созданы наиболее выгодные условия, поэтому
для принятия решения об инвестировании, как в информационном, так и в
методическом плане, важную роль играют адекватная оценка и
прогнозирование инвестиционного климата муниципального образования.
В экономической теории и практике в инвестиционном процессе
используются два понятия: инвестиционная привлекательность и
инвестиционный климат. Некоторые ученые (А.Э. Саак, О.А. Колчина)
считают, что эти понятия различны: инвестиционная привлекательность
наряду с инвестиционной активностью (количество инвестиций за
анализируемый период) являются элементами инвестиционного климата. В
большей степени многие ученые-экономисты отождествляют эти понятия,
не выделяя принципиальных различий между ними.
Определение различий в этих понятиях не является задачей данной
статьи, поэтому эти понятия будут считаться синонимичными.
В экономической литературе наиболее часто встречается следующее
определение: инвестиционная привлекательность хозяйственной системы
есть
обобщенная
характеристика
совокупности
социальных,
экономических,
организационных,
правовых,
политических,
социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и
целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему
(экономику страны, региона, предприятия).
Также понятие «инвестиционный климат» отражает степень
благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране
(регионе, городе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут
быть сделаны в страну (регион, город, отрасль).
В данных определениях основной акцент делается на совокупность
условий
территориального
образования,
которые
влияют
на
положительное принятие решения об инвестировании.
Инвестиционная привлекательность, в отличие от других эко-
номических категорий, не характеризуется динамичностью, она не
способна быстро реагировать на изменения факторов внешней среды.
Понятие инвестиционного климата характеризуется сложностью и
комплексностью.
Показатели
инвестиционной
привлекательности
реализуются как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне
реализуются факторы политической (включая законодательство),
экономической и социальной среды для инвестиций.
На микроуровне инвестиционный климат проявляется на уровне
взаимовыгодных отношений фирмы-инвестора и субъектов территории-
реципиента (государственных органов, хозяйственных субъектов,
поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых
коллективов). На этом уровне происходит конкретизация обобщенной
оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических,
юридических, культурных контактов инвестирующей фирмы с новой для
нее средой.
Макро- и микроуровни инвестиционного климата реализуются как
единое целое. Любые факторы внешней среды (законодательные действия
федерального правительства по формированию инвестиционного климата
могут не соответствовать законодательному производству местного
уровня, и наоборот, льготы муниципалитета могут дополнять положения
федерального правительства.
Комплексность и сложность категории «инвестиционная при-
влекательность» обусловлены тем, что нет однозначного подхода к
определению этого понятия. В российской литературе инвестиционная
привлекательность в определении варьируется от отождествления ее с
инвестиционным
климатом
до
такой
характеристики,
как
«платежеспособный спрос территории на инвестиции».
Следует особо отметить, что при оценке инвестиционной при-
влекательности города агенты местного рынка инвестиций — инвестор,
заемщик (хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории
города), местные органы управления — по-разному трактуют понятие
инвестиционной привлекательности города. Для инвестора город
инвестиционно привлекателен, если маржинальные издержки размещения
нового производства в городе равны маржинальному доходу. Для
хозяйствующего субъекта городской экономики — это степень
благоприятности местных условий его инвестиционной деятельности.
Инвестиционная привлекательность в таком случае определяется как
совокупность находящихся под влиянием местных властей универсальных
условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых
городским хозяйственным регулированием, традициями и практикой
хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об
изменениях масштабов и характера производства.
Эти условия формируются при реализации инвестиционных
проектов, а также с дальнейшей возможностью их окупаемости и
получения прибыли.
Приведенное определение инвестиционной привлекательности
города (ИПГ) может использоваться муниципальными органами власти в
территориальном маркетинге города, то есть при реализации задач
муниципального управления для позиционирования города на внешних
инвестиционных рынках.
Несмотря на то, что в определениях инвестиционной привле-
кательности города акценты сделаны на различные критерии, основной
является такая характеристика города, как конкурентоспособность.
Использование
инструментов
территориального
маркетинга
в
стратегическом муниципальном управлении способствует формированию
позитивного имиджа территории, создавая тем самым конкурентное
преимущество
территории,
привлекательность
муниципального
образования для инвестиций по сравнению с другими муниципальными
образованиями-конкурентами. Анализ видов конкуренции за инвестиции
проводится, исходя из модели пяти сил конкуренции М. Портера. На
основе этой модели В.В. Иванов и М.П. Коробова разработали оценку
конкурентоспособности города, которая может быть применима для