Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5189

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

К  сожалению,  такие  подходы  создают  неблагоприятное  обще-

ственное  мнение  в  отношении  самих  предпринимателей,  поскольку  для 

большинства предприниматели — это не те, кто дает рабочие места, а те, 

кто «присвоил народное достояние». 

Вторым  устойчивым  заблуждением  является  убеждение,  что 

инвестора интересуют лишь экономические условия реализации проекта, а 

политическая составляющая не играет роли. 

В  то  же  время  отношение  власти  к  инвестору,  ее  стабильность  н 

предсказуемость являются немаловажным фактором, определяющим риски 

при  осуществлении  предпринимательской  деятельности.  Так,  субъекты 

Федерации,  в  которых  происходят  конфликты  между  губернатором  и 

мэром  столичного  города,  вряд  ли  могут  рассчитывать  на  привлечение 

серьезных инвестиций, поскольку вместо деятельности по развитию своего 

бизнеса они окажутся втянутыми в политическую борьбу. 

Другими  словами,  инвестиционный  потенциал  территории,  объем 

рисков  осуществления предпринимательской  деятельности  на  территории 

напрямую  связаны  с  деятельностью  органов  власти  и  управления.  Более 

того,  инвестиционный  потенциал  территории  является  следствием 

продуманной  и  грамотной  инвестиционной  политики  органов  власти  и 

управления. 

9.4. Инвестиционная привлекательностьмуниципального образования 

(города) и существующие способы ее оценки 

При  многоуровневой  стратегии  территориального  развития  России, 

сочетающей 

принципы 

управления 

сверху 

и 

внутреннего 

саморегулирования,  города  стали  субъектами  самостоятельного  принятия 

экономических  решений  и  проведения  определенной  социально-

экономической политики на своих территориях. 

В  условиях  ограниченности  собственных  финансовых  средств, 

требующихся для реализации планов социально-экономического развития 

муниципальных  образований,  а  также  отдельных  целевых  программ, 


background image

необходимо привлекать дополнительные средства за счет инвестирования, 

создания условий для привлечения капитала, в том числе и иностранного, 

в хозяйствующие объекты на территории города. Кроме того, привлечение 

инвестиций  представляет  собой  один  из  наиболее  эффективных  способов 

преодоления 

кризисного, 

посткризисного 

состояния 

российской 

экономики, а также социально-экономического развития государства либо 

региона, города, отрасли. 

Реализация  вопросов  привлечения  инвестиций  на  муниципал!,  ном 

уровне  осуществляется  в  виде  инвестиционной  политики  го  рода  — 

совокупность  инструментов  и  механизмов,  реализуемых  органами 

местного  самоуправления  по  созданию  и  повышению  инвестиционного 

климата  муниципального  образования  с  целью  решения  социально-

экономических  задач  города  (повышение  качества  жизни  населения 

города). 

В  процессе  разработки  инвестиционной  политики  муниципального 

образования  следует  учитывать,  что  город  рассматривается  как  система 

более  высокого  порядка,  чем  просто  территориальное  образований.  На 

современном  этапе  развития  экономики  город,  как  и  все  другие 

территориальные  образования,  анализируется  с  позиций  системного 

подхода.  С  этой  точки  зрения  город  рассматривается  как  муниципальная 

социально-экономическая  система  (МСЭС),  представленная  различными 

секторами  экономики,  объектами  социально-культурного  назначения, 

политическими,  экономическими  организациями,  некоммерческими 

структурами. Кроме того, муниципальное образование можно представить 

как  особую,  иерархически  организованную  хозяйствующую  систему, 

рассматриваемую как объект управления с точки зрения менеджмента. 

Инвестиции с наибольшей эффективностью могут осуществляться в 

тех  городах,  где  для  этого  созданы  наиболее  выгодные  условия,  поэтому 

для принятия решения об инвестировании, как в информационном, так и в 


background image

методическом  плане,  важную  роль  играют  адекватная  оценка  и 

прогнозирование инвестиционного климата муниципального образования. 

В  экономической  теории  и  практике  в  инвестиционном  процессе 

используются  два  понятия:  инвестиционная  привлекательность  и 

инвестиционный  климат.  Некоторые  ученые  (А.Э.  Саак,  О.А.  Колчина) 

считают,  что  эти  понятия  различны:  инвестиционная  привлекательность 

наряду  с  инвестиционной  активностью  (количество  инвестиций  за 

анализируемый период) являются элементами инвестиционного климата. В 

большей степени многие ученые-экономисты отождествляют эти понятия, 

не выделяя принципиальных различий между ними. 

Определение различий  в  этих  понятиях  не  является  задачей  данной 

статьи, поэтому эти понятия будут считаться синонимичными. 

В экономической литературе наиболее часто встречается следующее 

определение:  инвестиционная  привлекательность  хозяйственной  системы 

есть 

обобщенная 

характеристика 

совокупности 

социальных, 

экономических, 

организационных, 

правовых, 

политических, 

социокультурных  предпосылок,  предопределяющих  привлекательность  и 

целесообразность  инвестирования  в  ту  или  иную  хозяйственную  систему 

(экономику страны, региона, предприятия). 

Также  понятие  «инвестиционный  климат»  отражает  степень 

благоприятности  ситуации,  складывающейся  в  той  или  иной  стране 

(регионе,  городе,  отрасли)  по  отношению  к  инвестициям,  которые  могут 

быть сделаны в страну (регион, город, отрасль). 

В  данных  определениях  основной  акцент  делается  на  совокупность 

условий 

территориального 

образования, 

которые 

влияют 

на 

положительное принятие решения об инвестировании. 

Инвестиционная  привлекательность,  в  отличие  от  других  эко-

номических  категорий,  не  характеризуется  динамичностью,  она  не 

способна быстро реагировать на изменения факторов внешней среды. 


background image

Понятие  инвестиционного  климата  характеризуется  сложностью  и 

комплексностью. 

Показатели 

инвестиционной 

привлекательности 

реализуются  как  на  макро-,  так  и  на  микроуровне.  На  макроуровне 

реализуются  факторы  политической  (включая  законодательство), 

экономической и социальной среды для инвестиций. 

На  микроуровне  инвестиционный  климат  проявляется  на  уровне 

взаимовыгодных  отношений  фирмы-инвестора  и  субъектов  территории-

реципиента  (государственных  органов,  хозяйственных  субъектов, 

поставщиков,  покупателей,  банков,  а  также  профсоюзов  и  трудовых 

коллективов).  На  этом  уровне  происходит  конкретизация  обобщенной 

оценки  инвестиционного  климата  в  ходе  реальных  экономических, 

юридических,  культурных  контактов  инвестирующей  фирмы  с  новой  для 

нее средой. 

Макро-  и  микроуровни  инвестиционного  климата  реализуются  как 

единое целое. Любые факторы внешней среды (законодательные действия 

федерального  правительства  по  формированию  инвестиционного  климата 

могут  не  соответствовать  законодательному  производству  местного 

уровня,  и  наоборот,  льготы  муниципалитета  могут  дополнять  положения 

федерального правительства. 

Комплексность  и  сложность  категории  «инвестиционная  при-

влекательность»  обусловлены  тем,  что  нет  однозначного  подхода  к 

определению  этого  понятия.  В  российской  литературе  инвестиционная 

привлекательность  в  определении  варьируется  от  отождествления  ее  с 

инвестиционным 

климатом 

до 

такой 

характеристики, 

как 

«платежеспособный спрос территории на инвестиции». 

Следует  особо  отметить,  что  при  оценке  инвестиционной  при-

влекательности  города  агенты  местного  рынка  инвестиций  —  инвестор, 

заемщик  (хозяйствующий  субъект,  зарегистрированный  на  территории 

города),  местные  органы  управления  —  по-разному  трактуют  понятие 

инвестиционной  привлекательности  города.  Для  инвестора  город 


background image

инвестиционно привлекателен, если маржинальные издержки размещения 

нового  производства  в  городе  равны  маржинальному  доходу.  Для 

хозяйствующего  субъекта  городской  экономики  —  это  степень 

благоприятности местных условий его инвестиционной деятельности. 

Инвестиционная привлекательность в таком случае определяется как 

совокупность находящихся под влиянием местных властей универсальных 

условий  для  хозяйственной  деятельности  и  инвестиций,  определяемых 

городским  хозяйственным  регулированием,  традициями  и  практикой 

хозяйственных  отношений,  влияющих  на  принятие  решений  об 

изменениях масштабов и характера производства. 

Эти  условия  формируются  при  реализации  инвестиционных 

проектов,  а  также  с  дальнейшей  возможностью  их  окупаемости  и 

получения прибыли. 

Приведенное  определение  инвестиционной  привлекательности 

города  (ИПГ)  может  использоваться  муниципальными  органами  власти  в 

территориальном  маркетинге  города,  то  есть  при  реализации  задач 

муниципального  управления  для  позиционирования  города  на  внешних 

инвестиционных рынках. 

Несмотря  на  то,  что  в  определениях  инвестиционной  привле-

кательности  города  акценты  сделаны  на  различные  критерии,  основной 

является  такая  характеристика  города,  как  конкурентоспособность. 

Использование 

инструментов 

территориального 

маркетинга 

в 

стратегическом  муниципальном  управлении  способствует  формированию 

позитивного  имиджа  территории,  создавая  тем  самым  конкурентное 

преимущество 

территории, 

привлекательность 

муниципального 

образования  для  инвестиций  по  сравнению  с  другими  муниципальными 

образованиями-конкурентами.  Анализ  видов  конкуренции  за  инвестиции 

проводится,  исходя  из  модели  пяти  сил  конкуренции  М.  Портера.  На 

основе  этой  модели  В.В.  Иванов  и  М.П.  Коробова  разработали  оценку 

конкурентоспособности  города,  которая  может  быть  применима  для 


Смотрите также файлы