ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5190
Скачиваний: 7
оценки ИПГ. Конкурентный статус (инвестиционная привлекательность)
муниципального образования является функцией от двух аргументов:
конкурентоспособности муниципального образования
(КС)
и конкурент-
ного потенциала муниципального образования (
КП
):
Инвестиционная привлекательность
=
АЧКС
+
ВЧКП,
где
А
и
В
— весовые коэффициенты, отражающие вклад
КС
и
КП
в
инвестиционную
привлекательность
муниципального
образования,
определяемые экспертным путем, например по 10-балльной шкале;
КС
отражает эффективность функционирования муниципального образования
в краткосрочном периоде.
Показатель
КС
является интегральным показателем, его параметрами
являются показатели уровня жизни населения на территории города в
сравнении с базовым уровнем, определенным законодательно, или в
сравнении с уровнем более сильного конкурента.
КП
— конкурентный потенциал или сила конкурентной позиции,
способность
эффективного
функционирования
муниципального
образования в перспективном периоде, определяется факторами, которые
могут привлекать и удерживать потенциальных инвесторов. Уровень
конкурентного потенциала города определяется наличием следующих
факторов: наличие стратегического плана развития муниципального
образования; интеллектуальный потенциал муниципального образования;
потенциал развития базовых отраслей экономики города; величина
входного барьера в муниципальном образовании (стоимость аренды
нежилых помещений, земли в ближайшем будущем; планируемые
изменения в местном налогообложении и льготы; местные нормы,
стандарты; лицензирование, сертификация отдельных видов деятельности,
не подлежащих лицензированию в других муниципальных образованиях, и
трудность процедуры оформления; дотации местным предприятиям;
особенности местной культуры); потенциал рынка труда; прогнозы разви-
тия рынка; предпринимательский климат: отношение власти и общества к
бизнесу;
стабильность
муниципальной
политики
в
области
предпринимательства;
льготные
налоговые
режимы
(свободные
экономические зоны); создание инновационных центров; система защиты
интеллектуальной собственности; упрощение процедур регулирования
хозяйственной деятельности; возможность официальных действий через
Интернет.
Недостатком использования кластерного анализа для оценки
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности му-
ниципального образования является отсутствие учета рисков. Вместе с тем
оценка рисков осуществляемых проектов может дать важную информацию
о конкурентном статусе муниципального образования, дать адекватную
оценку инвестиционной привлекательности, позволит построить прогноз
развития муниципального образования в долгосрочном периоде. Поэтому в
общий алгоритм оценки конкурентоспособности и конкурентного статуса
необходимо включить оценку факторов риска, как для конкретных
проектов, так и для муниципального образования в целом, выявив
предварительно источники рисков и проведя их классификацию с учетом
специфики конкретного муниципального образования.
Также при оценке инвестиционной привлекательности города можно
использовать метод, выделенный Н.В. Игошиным в своей монографии
«Инвестиции. Организация управления и финансирования», так
называемый суженный подход. При использовании «суженного метода»
оценивается динамика основных показателей хозяйственной деятельности
(ВВП, НД, объемы производства, динамика распределения НД, пропорций
потребления и накопления и потребления, ход приватизационных
процессов, состояние законодательного регулирования инвестиционной
деятельности, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе
фондового и денежного).
За основной показатель оценки инвестиционной привлекательности
хозяйственной системы, в том числе и города, принимается уровень
прибыльности используемых активов, рассчитанный по двум вариантам:
1)
отношение прибыли от реализации товаров и услуг к общей сумме
используемых активов;
2)
отношение балансовой прибыли к общей сумме используемых
активов.
Данный подход считается универсальным, то есть используется для
оценки инвестиционной привлекательности хозяйственной системы
любого уровня.
Положительным в данном методе является относительная простота
расчетов и анализа. Кроме того, указанный подход еще и достаточно
дешев, поскольку не требует проведения дополнительных статистических
исследований. Недостаток заключается в том, что не отражен баланс
интересов, а «инвестиционный климат не связан с инновационным типом
развития, экономической устойчивостью. В нем полностью игнорируются
объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами
развития хозяйственных систем».
Каждый город отличается особенностями производства и жиз-
недеятельности, что определяет свой набор факторов. Но из этого набора
можно выделить универсальный набор факторов, который может быть
использован для оценивания инвестиционной привлекательности в целом.
В этот набор входят: географическое положение; обеспеченность
природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды;
структурное
разнообразие
экономики;
состояние
и
развитие
инфраструктуры рынка; развитие культуры и образования населения;
социально-политическая стабильность; экономическая стабильность;
взаимодействие органов управления с предприятиями; информационное и
коммуникационное поле; нормативно-правовое поле; система льгот
инвесторам.
Город считается привлекательным, если соблюдаются следующие
параметры, указанные в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Параметры инвестиционной привлекательности муниципального
образования
Факторы
Параметры
Географическое положение
Выгодное
Обеспеченность природными
ресурсами и их доступность
Уровень обеспеченности природными ресурсами
высокий, и ресурсы доступны
Состояние окружающей среды
Экологическая обстановка нормальная
Структурное разнообразие эко-
номики
Структура экономики адекватна требованиям
рынка
Состояние и развитие инфра-
структуры рынка
Системы инфраструктуры работают быстро и
надежно
Развитие культуры и образования
населения
Уровень образования и квалификации населения
высокий, и существуют возможности для обучения
нужным профессиям
Социально-политическая ста-
бильность
Социально-политический климат безопасный
Экономическая стабильность
Уровень производственных затрат, которые
контролируются властями, низок; существует
доступ к инвестиционному капиталу и кредитным
ресурсам; оказывается содействие
внешнеэкономической деятельности со стороны
администрации
Взаимодействие органов управ-
ления с предприятиями
Взаимодействие администрации города и
предприятий города взаимовыгодное и прозрачное
Информационное и коммуника-
ционное поле
Уровень оснащенности передовыми технологиями
высокий
Нормативно-правовое поле
Состояние хозяйственного законодательства и
регулирования не ограничивают развитие
производства
Система льгот инвесторам
Налоговая система приемлема и стабильна
Разработанные факторы в предлагаемой методике опираются на
отечественный опыт, что можно считать достоинством метода. Также
данный набор факторов можно использовать при разработке ин-
тегрального показателя инвестиционной привлекательности и исполь-
зовать его в качестве критерия сравнения городов по ИПГ. Недостатком
можно назвать трудоемкость расчета интегрального показателя.
Задача оценивания инвестиционной привлекательности города как
объекта муниципального управления имеет более широкие рамки,
поскольку практически включает в себя оценивание его инвестиционного
потенциала
и
эффективности
управления
этим
потенциалом.
Инвестиционный риск, в свою очередь, является параметром,
характеризующим состояние первого и уровень второго, поэтому оценка
инвестиционного климата региона, рассматриваемого как территория с
определенным на ней потенциалом и уровнем риска, в принципе,
применима и к определению инвестиционного климата города. В данной
ситуации инвестиционная привлекательность города представляет собой
уровень
удовлетворения
ожиданий
субъектов
инвестиционной
деятельности,
определяемый
уровнем
возможности
реализации
инвестиционных
проектов
на
территории
города
(величиной
инвестиционного потенциала городской экономики) и вероятностью
потери инвестиций (величиной инвестиционного риска).
Инвестиционный потенциал территориального образования можно
определить как объем инвестиций, который можно привлечь за счет всех
источников финансирования с учетом обеспеченности экономическими,
социальными и природными ресурсами, особенностей географического
положения объекта и иных объективных предпосылок.
Инвестиционный потенциал — характеристика качественная,
учитывающая
основные
макроэкономические
характеристики,
насыщенность территории факторами производства (рабочей силой,
основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос
населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных
статистических показателях.