Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5190

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

оценки  ИПГ.  Конкурентный  статус  (инвестиционная  привлекательность) 

муниципального  образования  является  функцией  от  двух  аргументов: 

конкурентоспособности  муниципального  образования 

(КС)

  и  конкурент-

ного потенциала муниципального образования (

КП

): 

Инвестиционная привлекательность

 = 

АЧКС

 + 

ВЧКП,

 

где 

А

 и 

В

 — весовые коэффициенты, отражающие вклад 

КС

 и 

КП 

в 

инвестиционную 

привлекательность 

муниципального 

образования, 

определяемые  экспертным  путем,  например  по  10-балльной  шкале; 

КС

 

отражает эффективность функционирования муниципального образования 

в краткосрочном периоде. 

Показатель 

КС

 является интегральным показателем, его параметрами 

являются  показатели  уровня  жизни  населения  на  территории  города  в 

сравнении  с  базовым  уровнем,  определенным  законодательно,  или  в 

сравнении с уровнем более сильного конкурента. 

КП

  —  конкурентный  потенциал  или  сила  конкурентной  позиции, 

способность 

эффективного 

функционирования 

муниципального 

образования  в  перспективном  периоде,  определяется  факторами,  которые 

могут  привлекать  и  удерживать  потенциальных  инвесторов.  Уровень 

конкурентного  потенциала  города  определяется  наличием  следующих 

факторов:  наличие  стратегического  плана  развития  муниципального 

образования;  интеллектуальный  потенциал  муниципального  образования; 

потенциал  развития  базовых  отраслей  экономики  города;  величина 

входного  барьера  в  муниципальном  образовании  (стоимость  аренды 

нежилых  помещений,  земли  в  ближайшем  будущем;  планируемые 

изменения  в  местном  налогообложении  и  льготы;  местные  нормы, 

стандарты; лицензирование, сертификация отдельных видов деятельности, 

не подлежащих лицензированию в других муниципальных образованиях, и 

трудность  процедуры  оформления;  дотации  местным  предприятиям; 

особенности местной культуры); потенциал рынка труда; прогнозы разви-

тия рынка; предпринимательский климат: отношение власти и общества к 


background image

бизнесу; 

стабильность 

муниципальной 

политики 

в 

области 

предпринимательства; 

льготные 

налоговые 

режимы 

(свободные 

экономические  зоны);  создание  инновационных центров; система  защиты 

интеллектуальной  собственности;  упрощение  процедур  регулирования 

хозяйственной  деятельности;  возможность  официальных  действий  через 

Интернет. 

Недостатком  использования  кластерного  анализа  для  оценки 

конкурентоспособности  и  инвестиционной  привлекательности  му-

ниципального образования является отсутствие учета рисков. Вместе с тем 

оценка рисков осуществляемых проектов может дать важную информацию 

о  конкурентном  статусе  муниципального  образования,  дать  адекватную 

оценку  инвестиционной  привлекательности,  позволит  построить  прогноз 

развития муниципального образования в долгосрочном периоде. Поэтому в 

общий  алгоритм  оценки  конкурентоспособности  и  конкурентного  статуса 

необходимо  включить  оценку  факторов  риска,  как  для  конкретных 

проектов,  так  и  для  муниципального  образования  в  целом,  выявив 

предварительно источники рисков и проведя их классификацию с учетом 

специфики конкретного муниципального образования. 

Также при оценке инвестиционной привлекательности города можно 

использовать  метод,  выделенный  Н.В.  Игошиным  в  своей  монографии 

«Инвестиции.  Организация  управления  и  финансирования»,  так 

называемый  суженный  подход.  При  использовании  «суженного  метода» 

оценивается динамика основных показателей хозяйственной деятельности 

(ВВП, НД, объемы производства, динамика распределения НД, пропорций 

потребления  и  накопления  и  потребления,  ход  приватизационных 

процессов,  состояние  законодательного  регулирования  инвестиционной 

деятельности,  развитие  отдельных  инвестиционных  рынков,  в  том  числе 

фондового и денежного). 


background image

За  основной  показатель  оценки  инвестиционной  привлекательности 

хозяйственной  системы,  в  том  числе  и  города,  принимается  уровень 

прибыльности используемых активов, рассчитанный по двум вариантам: 

1)

 

отношение  прибыли  от  реализации  товаров  и  услуг  к  общей  сумме 

используемых активов; 

2)

 

отношение  балансовой  прибыли  к  общей  сумме  используемых 

активов. 

Данный подход считается универсальным, то есть используется для 

оценки  инвестиционной  привлекательности  хозяйственной  системы 

любого уровня. 

Положительным  в  данном  методе  является  относительная  простота 

расчетов  и  анализа.  Кроме  того,  указанный  подход  еще  и  достаточно 

дешев, поскольку не требует проведения дополнительных статистических 

исследований.  Недостаток  заключается  в  том,  что  не  отражен  баланс 

интересов, а «инвестиционный климат не связан с инновационным типом 

развития, экономической устойчивостью. В нем полностью игнорируются 

объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами 

развития хозяйственных систем». 

Каждый  город  отличается  особенностями  производства  и  жиз-

недеятельности, что определяет свой набор факторов. Но из этого набора 

можно  выделить  универсальный  набор  факторов,  который  может  быть 

использован для оценивания инвестиционной привлекательности в целом. 

В  этот  набор  входят:  географическое  положение;  обеспеченность 

природными  ресурсами  и их доступность;  состояние  окружающей  среды; 

структурное 

разнообразие 

экономики; 

состояние 

и 

развитие 

инфраструктуры  рынка;  развитие  культуры  и  образования  населения; 

социально-политическая  стабильность;  экономическая  стабильность; 

взаимодействие органов управления с предприятиями; информационное и 

коммуникационное  поле;  нормативно-правовое  поле;  система  льгот 

инвесторам. 


background image

Город  считается  привлекательным,  если  соблюдаются  следующие 

параметры, указанные в таблице 9.1. 

Таблица 9.1

 

Параметры инвестиционной привлекательности муниципального 

образования

 

Факторы 

Параметры 

Географическое положение 

Выгодное 

Обеспеченность природными 
ресурсами и их доступность 

Уровень обеспеченности природными ресурсами 
высокий, и ресурсы доступны 

Состояние окружающей среды 

Экологическая обстановка нормальная 

Структурное разнообразие эко-
номики 

Структура экономики адекватна требованиям 
рынка 

Состояние и развитие инфра-
структуры рынка 

Системы инфраструктуры работают быстро и 
надежно 

Развитие культуры и образования 
населения 

Уровень образования и квалификации населения 
высокий, и существуют возможности для обучения 
нужным профессиям 

Социально-политическая ста-
бильность 

Социально-политический климат безопасный 

Экономическая стабильность 

Уровень производственных затрат, которые 
контролируются властями, низок; существует 
доступ к инвестиционному капиталу и кредитным 
ресурсам; оказывается содействие 
внешнеэкономической деятельности со стороны 
администрации 

Взаимодействие органов управ-
ления с предприятиями 

Взаимодействие администрации города и 
предприятий города взаимовыгодное и прозрачное 

Информационное и коммуника-
ционное поле 

Уровень оснащенности передовыми технологиями 
высокий 

Нормативно-правовое поле 

Состояние хозяйственного законодательства и 
регулирования не ограничивают развитие 
производства 

Система льгот инвесторам 

Налоговая система приемлема и стабильна 

 

Разработанные  факторы  в  предлагаемой  методике  опираются  на 

отечественный  опыт,  что  можно  считать  достоинством  метода.  Также 


background image

данный  набор  факторов  можно  использовать  при  разработке  ин-

тегрального  показателя  инвестиционной  привлекательности  и  исполь-

зовать  его  в  качестве  критерия  сравнения  городов  по  ИПГ.  Недостатком 

можно назвать трудоемкость расчета интегрального показателя. 

Задача  оценивания  инвестиционной  привлекательности  города  как 

объекта  муниципального  управления  имеет  более  широкие  рамки, 

поскольку практически включает в себя оценивание его инвестиционного 

потенциала 

и 

эффективности 

управления 

этим 

потенциалом. 

Инвестиционный  риск,  в  свою  очередь,  является  параметром, 

характеризующим  состояние  первого  и  уровень  второго,  поэтому  оценка 

инвестиционного  климата  региона,  рассматриваемого  как  территория  с 

определенным  на  ней  потенциалом  и  уровнем  риска,  в  принципе, 

применима  и  к  определению  инвестиционного  климата  города.  В  данной 

ситуации  инвестиционная  привлекательность  города  представляет  собой 

уровень 

удовлетворения 

ожиданий 

субъектов 

инвестиционной 

деятельности, 

определяемый 

уровнем 

возможности 

реализации 

инвестиционных 

проектов 

на 

территории 

города 

(величиной 

инвестиционного  потенциала  городской  экономики)  и  вероятностью 

потери инвестиций (величиной инвестиционного риска). 

Инвестиционный  потенциал  территориального  образования  можно 

определить как  объем  инвестиций, который  можно привлечь  за  счет  всех 

источников  финансирования  с  учетом  обеспеченности  экономическими, 

социальными  и  природными  ресурсами,  особенностей  географического 

положения объекта и иных объективных предпосылок. 

Инвестиционный  потенциал  —  характеристика  качественная, 

учитывающая 

основные 

макроэкономические 

характеристики, 

насыщенность  территории  факторами  производства  (рабочей  силой, 

основными  фондами,  инфраструктурой  и  т.  п.),  потребительский  спрос 

населения  и  другие  показатели.  Его  расчет  основан  на  абсолютных 

статистических показателях. 


Смотрите также файлы