ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5196
Скачиваний: 7
Виды потенциала региона:
природно-ресурсный
— средневзвешенная обеспеченность балан-
совыми запасами основных видов природных ресурсов; коли-
чественное выражение ресурсно-сырьевого потенциала позволяет
оценить эффективность региональной экономики и определить вклад
каждого ресурса в воспроизводство материальных благ и услуг;
финансовый
— совокупность финансовых ресурсов населения,
местного бюджета, предприятий и организаций, расположенных на
территории муниципального образования, которые могут быть
вовлечены в инвестиционный процесс, а также характеризует
систему межбюджетных отношений, развитие предпринимательства;
инновационный
— уровень развития науки и внедрения достижений
научно-технического прогресса в экономику муниципального
образования, то есть совокупность кадровых, материально-
технических, информационных ресурсов, предназначенных для
решения задач, стоящих перед муниципальным образованием;
инфраструктурный
— характеризует экономико-географическое
положение территориального образования, которое непосредственно
влияет на производственную деятельность, то есть отражает уровень
развития в муниципальном образовании производственной,
транспортной, инженерной, социальной инфраструктур;
производственный
— суммарный результат хозяйственной де-
ятельности населения в регионе, имеет денежную оценку и
функционирует в реальных формах различных элементов про-
изводственного капитала, более полное представление о про-
изводственном потенциале дает дополнительная качественная
характеристика (степень изношенности основных фондов);
трудовой
— объем, структура и качество рабочей силы, ха-
рактеризуется уровнем квалификации и образования работников,
кроме того, характеризуется как система отношений по занятости и
безработице, уровню заработной платы и ее дифференциации по
отдельным группам работников;
потребительский
— совокупная покупательская способность
населения региона;
институциональный (рыночный)
— степень развития ведущих
институтов рыночной экономики.
Потенциал может быть высоким, средним, пониженным, низким,
незначительным.
Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и
дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная.
Применительно к городу можно выделить следующие виды риска.
Виды риска
:
политический
— зависит от устойчивости региональной власти,
симпатий населения к ней;
криминальный
— уровень преступности, размеры теневой эко-
номики, оценка вовлеченности криминальных кругов в легальную
экономику;
социальный
— уровень социальной напряженности в муници-
пальном образовании, уровень регистрируемой безработицы,
динамика реальных доходов населения, интенсивность забас-
товочного движения;
экологический
— степень напряженности экологической ситуации в
муниципальном
образовании,
решения
по
развитию
природоохранных мероприятий;
финансовый
— степень сбалансированности местного бюджета,
степень сбалансированности финансов предприятий, уровень
кредиторской/дебиторской задолженности;
законодательный
— совокупность правовых норм, регулирующих
экономические отношения на территории: местные налоги, льготы,
ограничения и т. п.
экономический
— связан с динамикой экономических процессов.
Риски могут быть минимальными, умеренными, высокими,
экстремальными.
В зависимости от различных видов деятельности потенциального
инвестора
по-разному
будут
интересовать
различные
группы
инвестиционной привлекательности.
Результатом оценки в соответствии с данной методикой является
рейтинг, представленный в виде матрицы распределения городов по
условиям инвестирования, где по вертикали выводится классификация по
уровню инвестиционного риска, а по горизонтали — по инвестиционному
потенциалу.
При доработке данного метода можно также вывести интегральную
характеристику инвестиционной привлекательности города. Такая
характеристика
позволит
использовать
количественную
оценку
инвестиционной привлекательности отдельного города, без построения
рейтингов. Основным недостатком в данном методе считают субъективизм
в оценке инвестиционного потенциала и риска. Как правило, оценка
коэффициентов весов показателей инвестиционного потенциала и риска
проводится экспертным путем, поэтому трудно достичь достоверной
оценки степени инвестиционного риска. Данный недостаток устраняется
при определенной адаптации метода и применения математических
моделей для определения значений коэффициентов весов показателей
инвестиционной привлекательности.
Приведенные определения инвестиционной привлекательности
отражают
различные
аспекты
рассматриваемого
понятия:
от
характеристики совокупности условий для инвестирования в му-
ниципальном образовании до величины инвестиционного потенциала и
инвестиционного риска города, определяющие возможности реализации
инвестиционного проекта.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение,
отражающее наиболее значимые характеристики исследуемого понятия:
инвестиционная привлекательность города — это совокупность
объективных
условий,
факторов
(экономических,
социальных,
политических, правовых и др.), рассматриваемых в виде интегральной
характеристики инвестиционного потенциала и инвестиционного риска,
формирующих привлекательность и целесообразность инвестирования в
муниципальное образование с позиции предпочтений конкретного
инвестора.
Для оценки инвестиционной привлекательности муниципального
образования наиболее адекватным методом является интегральная
характеристика ИПГ на базе расчета показателей инвестиционного
потенциала и инвестиционного риска. Данный способ наиболее полно
отражает
существенные
характеристики
инвестиционной
привлекательности города, да и с организационной стороны является
доступным для использования.
9.5. Совершенствование стратегического планирования социально-
экономического развития муниципального образования
Современное управление на государственном уровне сопряжено с
проведением определенных действий по отношению к территориям и ее
составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-
экономического развития регионов Российской Федерации является
эффективное
и
качественное
территориальное
управление.
На
региональном уровне особое место в его структуре отводится местному
самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня
территориального управления в России: федеральный — РФ; ре-
гиональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные
образования. В этих условиях стратегическое планирование становится не
только основой других видов планирования, выступающих важнейшим
элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный
учет конкретных социально-экономических проблем.
Российский подход к современному стратегическому планированию
муниципальных образований опирается на имеющиеся традиции
долгосрочного
территориального
планирования
с
применением
современных технологий, основанных на принципах и методах
стратегического управления.
Рост уровня и качества жизни населения в муниципальных
образованиях представляет собой главную целевую направленность в
отечественной и зарубежной практике стратегического планирования,
выступает как общая цель документов стратегического планирования.
Придание подобной целевой направленности является крайне позитивным
моментом с точки зрения охвата им интересов всех жителей, борьбы с
бедностью и укрепления социального единства путем выравнивания
уровней жизни населения.
Главная цель стратегического планирования социально-экономи-
ческого развития муниципальных образований — выход на самодос-
таточный уровень развития. Это — выбор приоритетов развития на основе
использования резервов. Большая роль отводится определению типа
стратегии в реализации процедуры планирования.
При этом исследователями стратегия традиционно понималась лишь
как результат планирования, как нечто зафиксированное. В последнее
время среди специалистов по стратегическому планированию стало
преобладать новое понимание стратегии «как соединения рационально
выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной
стратегии» (А.Л. Гапоненко, А.П. Пан- крухин). Она является результатом
взаимодействия плановых и незапланированных действий. Это новое
понимание стратегии обусловлено изменяющимися внешними условиями:
чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем