Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5196

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Виды потенциала региона:

 

 

природно-ресурсный

  —  средневзвешенная  обеспеченность  балан-

совыми  запасами  основных  видов  природных  ресурсов;  коли-

чественное  выражение  ресурсно-сырьевого  потенциала  позволяет 

оценить эффективность региональной экономики и определить вклад 

каждого ресурса в воспроизводство материальных благ и услуг; 

 

финансовый

  —  совокупность  финансовых  ресурсов  населения, 

местного  бюджета,  предприятий  и  организаций,  расположенных  на 

территории  муниципального  образования,  которые  могут  быть 

вовлечены  в  инвестиционный  процесс,  а  также  характеризует 

систему межбюджетных отношений, развитие предпринимательства; 

 

инновационный

 — уровень развития  науки  и  внедрения  достижений 

научно-технического  прогресса  в  экономику  муниципального 

образования,  то  есть  совокупность  кадровых,  материально- 

технических,  информационных  ресурсов,  предназначенных  для 

решения задач, стоящих перед муниципальным образованием; 

 

инфраструктурный

  —  характеризует  экономико-географическое 

положение территориального образования, которое непосредственно 

влияет на производственную деятельность, то есть отражает уровень 

развития  в  муниципальном  образовании  производственной, 

транспортной, инженерной, социальной инфраструктур; 

 

производственный

  —  суммарный  результат  хозяйственной  де-

ятельности  населения  в  регионе,  имеет  денежную  оценку  и 

функционирует  в  реальных  формах  различных  элементов  про-

изводственного  капитала,  более  полное  представление  о  про-

изводственном  потенциале  дает  дополнительная  качественная 

характеристика (степень изношенности основных фондов); 

 

трудовой

  —  объем,  структура  и  качество  рабочей  силы,  ха-

рактеризуется  уровнем  квалификации  и  образования  работников, 

кроме того, характеризуется как система отношений по занятости и 


background image

безработице,  уровню  заработной  платы  и  ее  дифференциации  по 

отдельным группам работников; 

 

потребительский

  —  совокупная  покупательская  способность 

населения региона; 

 

институциональный  (рыночный)

—  степень  развития  ведущих 

институтов рыночной экономики. 

Потенциал  может  быть  высоким,  средним,  пониженным,  низким, 

незначительным. 

Инвестиционный  риск  оценивает  вероятность  потери  инвестиций  и 

дохода  от  них.  Риск  —  характеристика  вероятностная,  качественная. 

Применительно к городу можно выделить следующие виды риска. 

Виды риска

:

 

 

политический

  —  зависит  от  устойчивости  региональной  власти, 

симпатий населения к ней; 

 

криминальный

  —  уровень  преступности,  размеры  теневой  эко-

номики,  оценка  вовлеченности  криминальных  кругов  в  легальную 

экономику; 

 

социальный

  —  уровень  социальной  напряженности  в  муници-

пальном  образовании,  уровень  регистрируемой  безработицы, 

динамика  реальных  доходов  населения,  интенсивность  забас-

товочного движения; 

 

экологический

  —  степень  напряженности  экологической  ситуации  в 

муниципальном 

образовании, 

решения 

по 

развитию 

природоохранных мероприятий; 

 

финансовый

  —  степень  сбалансированности  местного  бюджета, 

степень  сбалансированности  финансов  предприятий,  уровень 

кредиторской/дебиторской задолженности; 

 

законодательный

  —  совокупность  правовых  норм,  регулирующих 

экономические  отношения  на  территории:  местные  налоги,  льготы, 

ограничения и т. п. 


background image

 

экономический

  —  связан  с  динамикой  экономических  процессов. 

Риски  могут  быть  минимальными,  умеренными,  высокими, 

экстремальными. 

В  зависимости  от  различных  видов  деятельности  потенциального 

инвестора 

по-разному 

будут 

интересовать 

различные 

группы 

инвестиционной привлекательности. 

Результатом  оценки  в  соответствии  с  данной  методикой  является 

рейтинг,  представленный  в  виде  матрицы  распределения  городов  по 

условиям инвестирования, где по вертикали выводится классификация по 

уровню инвестиционного риска, а по горизонтали — по инвестиционному 

потенциалу. 

При доработке данного метода можно также вывести интегральную 

характеристику  инвестиционной  привлекательности  города.  Такая 

характеристика 

позволит 

использовать 

количественную 

оценку 

инвестиционной  привлекательности  отдельного  города,  без  построения 

рейтингов. Основным недостатком в данном методе считают субъективизм 

в  оценке  инвестиционного  потенциала  и  риска.  Как  правило,  оценка 

коэффициентов  весов  показателей  инвестиционного  потенциала  и  риска 

проводится  экспертным  путем,  поэтому  трудно  достичь  достоверной 

оценки  степени  инвестиционного  риска.  Данный  недостаток  устраняется 

при  определенной  адаптации  метода  и  применения  математических 

моделей  для  определения  значений  коэффициентов  весов  показателей 

инвестиционной привлекательности. 

Приведенные  определения  инвестиционной  привлекательности 

отражают 

различные 

аспекты 

рассматриваемого 

понятия: 

от 

характеристики  совокупности  условий  для  инвестирования  в  му-

ниципальном  образовании  до  величины  инвестиционного  потенциала  и 

инвестиционного  риска  города,  определяющие  возможности  реализации 

инвестиционного проекта. 


background image

Таким  образом,  можно  сформулировать  следующее  определение, 

отражающее  наиболее  значимые  характеристики  исследуемого  понятия: 

инвестиционная  привлекательность  города  —  это  совокупность 

объективных 

условий, 

факторов 

(экономических, 

социальных, 

политических,  правовых  и  др.),  рассматриваемых  в  виде  интегральной 

характеристики  инвестиционного  потенциала  и  инвестиционного  риска, 

формирующих  привлекательность  и  целесообразность  инвестирования  в 

муниципальное  образование  с  позиции  предпочтений  конкретного 

инвестора. 

Для  оценки  инвестиционной  привлекательности  муниципального 

образования  наиболее  адекватным  методом  является  интегральная 

характеристика  ИПГ  на  базе  расчета  показателей  инвестиционного 

потенциала  и  инвестиционного  риска.  Данный  способ  наиболее  полно 

отражает 

существенные 

характеристики 

инвестиционной 

привлекательности  города,  да  и  с  организационной  стороны  является 

доступным для использования. 

 

9.5. Совершенствование стратегического планирования социально-

экономического развития муниципального образования 

Современное  управление  на  государственном  уровне  сопряжено  с 

проведением  определенных  действий  по  отношению  к  территориям  и  ее 

составляющим.  Одним  из  стратегических  приоритетов  социально-

экономического  развития  регионов  Российской  Федерации  является 

эффективное 

и 

качественное 

территориальное 

управление. 

На 

региональном  уровне  особое  место  в  его  структуре  отводится  местному 

самоуправлению. 

В  соответствии  с  Конституцией  РФ,  существуют  три  уровня 

территориального  управления  в  России:  федеральный  —  РФ;  ре-

гиональный  —  субъекты  РФ;  муниципальный  —  муниципальные 

образования. В этих условиях стратегическое планирование становится не 


background image

только  основой  других  видов  планирования,  выступающих  важнейшим 

элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный 

учет конкретных социально-экономических проблем. 

Российский подход к современному стратегическому планированию 

муниципальных  образований  опирается  на  имеющиеся  традиции 

долгосрочного 

территориального 

планирования 

с 

применением 

современных  технологий,  основанных  на  принципах  и  методах 

стратегического управления. 

Рост  уровня  и  качества  жизни  населения  в  муниципальных 

образованиях  представляет  собой  главную  целевую  направленность  в 

отечественной  и  зарубежной  практике  стратегического  планирования, 

выступает  как  общая  цель  документов  стратегического  планирования. 

Придание подобной целевой направленности является крайне позитивным 

моментом  с  точки  зрения  охвата  им  интересов  всех  жителей,  борьбы  с 

бедностью  и  укрепления  социального  единства  путем  выравнивания 

уровней жизни населения. 

Главная  цель  стратегического  планирования  социально-экономи-

ческого  развития  муниципальных  образований  —  выход  на  самодос-

таточный уровень развития. Это — выбор приоритетов развития на основе 

использования  резервов.  Большая  роль  отводится  определению  типа 

стратегии в реализации процедуры планирования. 

При этом исследователями стратегия традиционно понималась лишь 

как  результат  планирования,  как  нечто  зафиксированное.  В  последнее 

время  среди  специалистов  по  стратегическому  планированию  стало 

преобладать  новое  понимание  стратегии  «как  соединения  рационально 

выработанной  стратегии  и  случайной,  так  называемой  чрезвычайной 

стратегии» (А.Л. Гапоненко, А.П. Пан- крухин). Она является результатом 

взаимодействия  плановых  и  незапланированных  действий.  Это  новое 

понимание стратегии обусловлено изменяющимися внешними условиями: 

чем  выше  неопределенность  и  динамика  изменения  внешней  среды,  тем 


Смотрите также файлы