Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5195

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

актуальнее  разработка  стратегии  развития,  а  следовательно,  и  страте-

гическое  планирование.  Важно  не  только  иметь  стратегию,  но  и 

последовательно ее реализовать. 

Стратегическое 

планирование 

муниципального 

образования 

обеспечивает  конкретизацию  стратегии  и  достижение  выбранных  целей 

путем  использования  имеющихся  преимуществ  и  создания  новых.  При 

этом  стратегическое  планирование  муниципального  образования  —  это 

деятельность  по  разработке  стратегии  и  ее  конкретизация  в  виде 

стратегического  плана  (документа).  Открытость  и  взвешенность  планов 

является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами. 

Наличие  стратегического  плана  развития  как  индикатора  сис-

тематической  и  надежной  работы  администрации  муниципальных 

образований  позволяет  предприятиям,  осуществляющим  свою  де-

ятельность  на  территории  муниципального  образования,  инвесторам 

прогнозировать перспективы развития своей деятельности. 

Стратегическое  планирование,  являясь  элементом  управления 

муниципальным  образованием,  не  только  определяет  для  себя 

перспективы  собственного  развития,  но  и  устанавливает  связь  между 

органами управления и населением, проживающим на данной территории, 

акцентирует  внимание  на  оптимальном  удовлетворении  потребностей 

местного сообщества, содействует достижению общественного согласия. 

Ключевой  проблемой  при  этом  является  недостаток  опыта  стра-

тегического планирования, комплексного подхода к определению целей и 

приоритетов  перспективного  развития  муниципальных  образований, 

недостаточная квалификация кадров. 

Природно-ресурсный,  экономико-географический,  инвестиционный, 

бюджетный и демографический потенциалы являются основой, на которой 

развиваются  экономико-социальные  отношения.  В  условиях  растущей 

социальной  неоднородности,  различий  в  обеспеченности  ресурсами 

(природно-климатическими, 

трудовыми, 

капитальными, 


background image

информационными  и  др.),  необходимости  сближения  территорий  для 

формирования  единого  социально-экономического  пространства  резко 

встает вопрос об определении новых подходов  в управлении социальным 

развитием  муниципальных  образований  и  разработке  стратегии 

повышения его эффективности. 

Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию 

использования природных ресурсов. Эффективное управление земельными 

ресурсами  как  объектами  муниципальной  собственности,  в  том  числе  с 

использованием  различных  форм  платежей,  позволит  существенно 

пополнить муниципальный бюджет. 

В  сложных  современных  условиях  для  дальнейшего  социально-

экономического  развития  муниципальных  образований  необходим  поиск 

внутренних  резервов,  базирующихся  на  конкурентных  преимуществах  их 

территорий. При этом действия органов местного самоуправления должны 

быть направлены не столько на перераспределение средств вышестоящих 

бюджетов,  сколько  на  получение  доходов  на  собственной  территории 

через освоение организационно-экономического механизма формирования 

условий  саморазвития  муниципальных  образований  и  хозяйствующих 

субъектов. Органы самоуправления муниципального образования должны 

создавать  хозяйствующим  субъектам  на  данной  территории  условия  для 

вовлечения  местных  ресурсов  в  процесс  социально-  экономического 

развития,  обеспечивать  на  этой  основе  рост  доходной  части  местного 

бюджета. 

Конкурентоспособность  муниципального  образования  включает  в 

себя  два  основополагающих  момента:  способность  достижения  высокого 

уровня 

жизни 

населения 

и 

эффективность 

функционирования 

хозяйственного  механизма  муниципального  образования.  Следует 

признать,  что  в  обеспечении  повышения  конкурентоспособности  особую 

значимость  имеют  разработка  и  реализация  стратегий  развития 

муниципального образования. 


background image

Определяя  факторы  развития  муниципального  образования,  в 

процессе  стратегического  планирования  целесообразно  выявить  факторы 

конкурентоспособности,  отличающие  данное  муниципальное  образование 

от  других,  определить  новые  факторы  конкурентоспособности,  которые 

можно  сформировать:  развитая  рыночная  инфраструктура;  наличие 

коммуникационных  линий;  безопасность  (личная  и  бизнеса);  комплекс 

институтов,  поддерживающих  бизнес;  наличие  квалифицированных 

кадров; благоприятные условия для инвестиций. 

Муниципальные  образования  конкурируют  друг  с  другом  за 

привлечение  инвестиционных  средств,  за  привлечение  образованной  и 

квалифицированной  рабочей  силы.  При  этом  они  оказываются  в 

принципиально 

новой, 

динамичной, 

политической, 

культурной, 

социальной  и  экономической  ситуации,  особенности  которойопределены 

глобальными  процессами,  изменениями  на  уровне  региона  и  страны  в 

целом. 

В  современной  экономической  литературе  территорию  пони  мают 

как  место  расположения  хозяйствующих  субъектов,  природно-

экономических 

ресурсов, 

проживания 

населения. 

Территория 

муниципального образования характеризуется экономическим (в том числе 

ресурсным)  потенциалом,  уровнем  реализации  потенциала,  выгодным 

местоположением  относительно  товарных  рынков  и  рынков  факторов 

производства.  Совокупность  вышеназванных  характеристик  отражает 

сильные  и  слабые  стороны  в  раз  витии  территории  муниципального 

образования. При этом положительные стороны составляют конкурентные 

преимущества, слабые — являются источниками риска в перспективе. 

Для выработки стратегии формирования конкурентных преимуществ 

муниципального  образования  органы  местного  самоуправления  должны 

оценить: 

 

качественное  состояние  и  перспективы  использования  основных 

факторов производства и природных ресурсов; 


background image

 

состояние  производственной,  в  том  числе  технической,  инфра-

структуры; 

 

обеспеченность  объектами  образования,  здравоохранения,  куль-

турного и бытового обслуживания; 

 

состояние 

информационного 

обслуживания 

хозяйствующих 

субъектов и населения. 

Среди  факторов  производства  особенно  выделяются  инвестиции  и 

рабочая  сила,  которая  перемещается  в  условия  более  высокой  оплаты  и 

более  низких  рисков  и  неопределенности  среды.  Для  обеспечения 

конкурентоспособности  на  рынке  факторов  производства  требуется 

сформировать  имидж  развивающейся  территории  путем  стратегического 

планирования  и  управления.  В  частности,  с  одной  стороны,  необходимо 

вести  работу  с  жителями  территории  по  формированию  местного 

патриотизма,  с  другой  стороны  —  формирование  и  поддержание 

доброжелательной  мотивации  внутри  территории  по  отношению  к 

привлеченной рабочей силе и структурам. 

Совершенствование  стратегического  планирования  социально- 

экономического  развития  муниципального  образования  обусловлено 

необходимостью решения в настоящее время острых социальных проблем. 

Необходимо  активно  искать  методы  интенсификации  развития  данных 

территорий, в том числе повышать их инвестиционную привлекательность. 

Создание  условий  по  поддержке  инвестиционной  деятельности 

способствует  созданию  новых  производственных  фондов,  новых  рабочих 

мест. 

Инвестиционная  привлекательность  муниципальных  образований 

оценивается  по  возможности  вложения  средств  в  основные  и  оборотные 

фонды предприятий, рабочую силу, приобретение имущества в аренду и в 

собственность.  Неосвоенные  ресурсы  могут  заинтересовать  инвесторов 

при  условии,  что  государство  берет  на  себя  инфраструктурное 

обустройство территории. 


background image

Уровень  социально-экономического  развития  муниципальных 

образований  неодинаков.  Территориальные  различия  в  уровне  доходов  и 

расходов  ставят  на  повестку  дня  проблему  эффективного  механизма 

выравнивания бюджетных доходов муниципальных образований, включая 

предоставление  дотаций.  Бюджет,  как  план  финансовой  деятельности 

органов  местного  самоуправления  на  определенный  период,  является 

важнейшим 

механизмом 

осуществления 

определенной 

политики 

выравнивания,  отражающей  реальные  цели  и  задачи  муниципального 

образования. 

Направлениями  политики  выравнивания  уровней  социально- 

экономического развития муниципальных образований могут быть: 

 

прямое финансирование развития территории; 

 

стимулирование инвестиционной активности; 

 

создание  наиболее  благоприятных  условий  для  развития  малого  и 

среднего бизнеса; 

 

разработка  и  реализация  стратегических  планов  социально- 

экономического развития муниципального образования, создание на 

их  территории  специализированных  промышленно-инвестиционных 

зон и т. д. 

В  настоящее  время  переход  на  инновационный  путь  развития 

является необходимым условием для социально-экономического развития 

муниципальных образований, так же как и региона в целом и всей страны. 

Как  утверждается  в  экономической  литературе,  инновацией  может 

быть  новый  продукт,  услуга  или  процесс  совершенствования 

экономического  развития.  Поэтому  включение  данной  составляющей  в 

процесс 

стратегического 

планирования 

социально-экономического 

развития  муниципального  образования  позволит  сделать  технологию 

стратегического 

планирования 

более 

полной, 

что 

обеспечит 

привлекательность для потенциальных инвесторов. 


Смотрите также файлы