Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5198

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Стимулирование  инновационной  активности  предприятий,  кон-

центрация  ресурсов  —  все  это  даст  возможность  качественно  изменить 

масштаб программ и проектов, направленных на успешное решение задач 

социально-экономического  развития,  повышение  качества  жизни 

населения муниципального образования. 

Основными 

приоритетными 

направлениями 

инновационного 

развития экономики муниципальных образований являются: 

 

применение новых технологий в сфере энерго- и ресурсосбережения; 

 

применение  биотехнологий  и  новых  технологий  в  агропромыш-

ленном комплексе; 

 

обеспечение  защиты  окружающей  среды  и  рациональное  при-

родопользование; 

 

применение  новых  информационных  и  телекоммуникационных 

технологий; 

 

применение  новых  технологий  для  модернизации  отраслей 

промышленности; 

 

применение нанометрических технологий. 

В  современном  мире  образование  стало  одним  из  важнейших 

факторов,  обеспечивающих  социальную  стабильность  и  инновационное 

развитие  государства.  Качество  образования  является  основой  качества 

жизни. В настоящее время идет становление региональной системы оценки 

качества  образования.  Миссия  системы  оценки  качества  образования 

заключается  в  обеспечении  всех  участников  образовательного  процесса 

достоверной  информацией  о  качестве  предоставляемых  образовательных 

услуг.  Необходимо  усилить  внимание  к  проведению  оценки  качества 

образования  в  органах  местного  самоуправления,  осуществляющих 

управление в сфере образования. Таким образом, к недостающим звеньям 

технологии  стратегического  планирования  социально-экономического 

развития  муниципального  образования  относится  и  оценка  качества 

образования.  Это  позволит  выстроить  новые  отношения  между  образова-


background image

нием  и  потребителями  образовательных  услуг,  адекватно  и  своевременно 

реагировать на запросы населения и государства. 

Включение  данных  составляющих  в  процесс  стратегического 

планирования  социально-экономического  развития  муниципальных 

образований способствует: 

 

повышению  инвестиционного  имиджа  территории;  эффективному 

использованию  ограниченных  ресурсов  с  учетом  приоритетных 

направлений развития; 

 

повышению конкурентоспособности экономики; 

 

возможности  сформировать  тесные  взаимосвязи  экономики 

городской  и  сельской  местности,  а  также  между  различными 

социально-экономическими группами муниципальных образований; 

 

увеличению доходности местного бюджета; 

 

расширению процесса институциональных преобразований. 

Инструментами,  обеспечивающими  реализацию  стратегического 

планирования  социально-экономического  развития  муниципального 

образования, являются: 

 

ресурсное обеспечение (человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, 

территориальные ресурсы, организационные ресурсы); 

 

институциональное  обеспечение  (партнерство  с  частным  и  го-

сударственным  сектором,  муниципальное  и  региональное  со-

трудничество, сетевое и международное партнерство); 

 

программно-целевое  обеспечение  (программа  социально-эконо-

мического  развития  муниципального  образования,  муниципальные 

целевые  и  адресные  программы,  федеральные  программы, 

региональные программы, национальные проекты).  

Особое  место  в  социальном  управлении  должны  занимать  про-

граммы развития муниципальных образований. 

Опыт развития экономики муниципальных образований указывает на 

диспропорцию  в  территориальном  развитии  инфраструктуры,  особенно  в 


background image

жилищном  строительстве,  здравоохранении,  образовании,  сельском 

хозяйстве.  Все  эти  сферы  влияют  на  благосостояние  жителей 

муниципальных  образований,  на  защиту  их  интересов  и  обеспечение 

социального  положения.  Человеческий  потенциал  выходит  на  первое 

место в характеристике муниципального образования. Поэтому социальное 

развитие муниципальных образований должно стать стратегической целью 

местного самоуправления . 

Еще  одним  фактором  социального  развития  территорий  является 

малое  предпринимательство.  Идея  развития  малого  предпринимательства 

имеет  под  собой  экономическую  и  социальную  основу.  В  социальном 

плане  малое  предпринимательство  призвано  создать  систему  содействия 

занятости  населения  и  более  полному  использованию  творческого 

потенциала  работников,  кроме  того,  создать  условия  для  бесперебойного 

обеспечения  местного  населения  товарами  и  услугами  первой 

необходимости. 

В  этой  связи,  учитывая  и  экономическую  составляющую  развития 

местного  предпринимательства,  местные  власти  должны  разрабатывать 

системы  поддержки  малого  предпринимательства,  а  также  включать 

отдельные  проекты  в  государственные  и  муниципальные  программы 

развития. 

Посредством  взаимозависимости  социальной  и  инвестиционной 

политики  создается  определенный  социальный  климат,  снижаются 

социальные  риски.  Проблема  заключается  в  том,  что  на  деле 

инвестиционные  и  социальные  программы  слабо  взаимосвязаны. 

Социальные  программы  имеют  слабо  выраженную  и  методически  слабо 

проработанную  инвестиционную  компоненту.  Инвестиционные  же 

программы недостаточно социально ориентированы. Их наиболее слабым 

местом является отсутствие мониторинга социальных рисков и специально 

разработанных мер по их снижению. 


background image

Социальная  направленность  инвестиционной  политики  —  единство 

собственно  экономического  и  социального  аспектов  инвестиционной 

политики.  Любые  инвестиционные  программы  должны  обеспечивать 

решение назревших социальных проблем, а специальные инвестиционные 

программы 

должны 

способствовать 

повышению 

экономической 

активности населения. 

Таким  образом,  социально  направленная  инвестиционная  политика 

на местном уровне должна включать в себя совокупность конкретных мер 

и  мероприятий,  направленных  на  жизнеобеспечение  населения 

посредством  повышения  эффективности  использования  инвестиционных 

ресурсов. 

В  современных  финансово-экономических  условиях  активная 

позиция  органов  местного  самоуправления  должна  быть  направлена  на 

поиск методов интенсификации развития территорий, в том числе на рост 

уровня  инвестиционной  привлекательности  для  повышения  доходов  на 

собственной 

территории 

и 

формирование 

условий 

социально-

экономического развития. 

Генеральная  цель  развития  муниципального  района  может  быть 

достигнута реализацией составляющих целей, предполагающих получение 

максимальной  отдачи  от  благоприятных  факторов  и  нейтрализацию 

слабых  сторон  в  развитии  муниципального  образования,  сведение  до 

минимума 

рисков, 

сопровождающих 

реализацию 

долгосрочных 

перспектив развития муниципального образования. 

Следует  отметить,  что  для  разработки  и  эффективной  реализации 

системы  мероприятий  достижения  целей  и  задач  стратегического 

планирования  социально-экономического  развития  муниципальных 

образований  необходимо  участие  всех  основных  заинтересованных  в 

стратегическом 

управлении 

и 

планировании 

сторон 

(местной 

администрации,  местного  совета,  руководителей  градообразующих 


background image

предприятий, 

ассоциаций 

предпринимателей, 

малого 

бизнеса, 

общественности). 

Доходный  потенциал  местного  бюджета  может  быть  повышен  за 

счет роста налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов 

физических лиц в предпринимательском секторе. Также большое значение 

для  увеличения  доходной  части  бюджета  имеет  эффективное 

использование  муниципальной  собственности,  которая  составляет 

финансово-экономическую основу местного самоуправления. 

Одним  из  важнейших  направлений  механизма  извлечения  доходов 

является  организация  различных  типов  муниципальных  предприятий, 

которые  могут  быть  сформированы  как  за  счет  создания  муниципальных 

внебюджетных  фондов,  финансово-кредитных  организаций  и  местных 

бюджетов,  так  и  внешних  финансовых  источников.  Система 

муниципального  заказа  также  является  одним  из  важных  регуляторов 

экономических процессов на муниципальном уровне. 

Концентрация усилий органов власти муниципальных образований в 

формировании  и  реализации  эффективной  политики  занятости  должна 

быть  направлена  на  развитие  программ  опережающего  переобучения 

работников, находящихся под риском увольнения, переориентирование на 

востребованные 

профессии, 

организацию 

общественных 

работ, 

временного трудоустройства, содействие самозанятости. 

Включение инновационной составляющей в процесс стратегического 

планирования  социально-экономического  развития  муниципального 

образования  позволит  представить  новизну  и  уникальность  данного 

муниципального образования для потенциального инвестора. 

В  целях  совершенствования  стратегического  планирования 

социально-экономического развития муниципального образования в число 

стратегических целей развития необходимо включить следующие: 

 

обеспечение  социального  развития  муниципального  образования, 

создания достойного качества жизни населения; 


Смотрите также файлы