Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5197

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

определение приоритетных направлений экономического развития и 

стимулирование  эффективных  направлений  развития  и  форм 

инвестиций,  а  также  улучшение  экологической  обстановки  в 

муниципальном образовании; 

 

повышение результативности бюджетного процесса; 

 

совершенствование деятельности органов местного самоуправления. 

Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах 

совершенствования 

стратегического 

планирования 

социально-

экономического развития муниципальных образований регионов России. 

9.6. Инновационные методы развития муниципального образования 

Одной  из  характерных  черт  современного  управления  является 

инновационный  тип  управления,  при  котором  в  конечном  продукте 

постоянно  увеличивается  доля  знаний  как  основного  ресурса.  Именно 

такой  тип  управления  сегодня  является  эффективным.  Он  позволяет  в 

процессе планирования, организации, мотивации и контроля максимально 

быстро,  при  минимальном  количестве  затрат,  достигать  максимальный 

экономический,  управленческий  и  социальный  эффект,  обеспечивая 

постоянное  поступательное  развитие  муниципального  образования  и 

повышение  уровня  и  качества  жизни  населения.  И,  конечно,  такое 

инновационное  развитие  должно  осуществляться  в  определенном 

правовом  пространстве.  С  этой  целью,  как  заметил,  выступая  на  V 

Красноярском  экономическом  форуме,  Д.А.  Медведев,  «важно 

последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над 

тем,  что бы  новые законы  были  адекватными  состоянию российского об-

щества.  А  также  —  нашим  перспективным  планам.  Чтобы  они  носили 

инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию». 

Инновационный  тип  управления  характеризует  ряд  признаков.  Это 

— 

сетевая  организация,  программно-целевой  метод,  стратегическое 

планирование и управление, поддержка инвестиционных проектов.

 


background image

Сетевая  организация

  характеризуется  виртуальностью  функ-

ционирования  и  развития  и  свидетельствует  об  определенном  уровне 

использования знаний как ресурса развития муниципального образования. 

Ибо современная инновационная политика строится на идее формирования 

будущего  потребителя,  разработке  тех  товаров  и  услуг,  которые  будут 

нести  пользу  потребителю  в  будущем,  в  условиях  конкуренции  и 

изменившегося  стиля  и  образа  жизни.  Инновационное  обновление 

становится необходимым не только для выпускаемых товаров, технологии 

производства  и  сервиса,  но  и  для  методов  управления.  Речь  идет  о 

совершенствовании  не  только  методов  оперативного  и  стратегического 

управления компанией, но и методов управления объединением компаний. 

Одной из таких форм управления является сетевое управление. 

Сетевая  форма  организации  возникла  под  воздействием  обо-

стряющейся  необходимости  в  координации  отдельных  видов  социальной 

практики, роста объема и ценности социальной информации, многократно 

возросшей  на  современном  этапе  общественного  разделения  труда,  его 

глобализации и интернационализации. Сетевая организация — это особого 

рода  реакция  существующих  институтов  и  их  структур  на  современные 

общественные процессы, их способ адаптации к вызовам. 

К  инновационным  методам  развития  муниципальных  образований 

можно  отнести  также 

программно-целевой  подход,

  который  не  только 

является  одним  из  наиболее  распространенных  современных  методов 

управленческой 

деятельности, 

но 

и 

прямо 

предусмотрен 

законодательством  о  местном  самоуправлении.  Так,  ч.  1  ст.  17 

Федерального  закона  №  131-ФЗ  предусматривает,  что  в  целях  решения 

вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, 

муниципальных  районов  и  городских  округов  принимают  и  организуют 

выполнение  планов  и  программ  комплексного  социально-экономического 

развития муниципального образования. 


background image

Программа  —  это  совокупность  мероприятий,  необходимых  для 

решения  научно-технических,  социальных,  социально-экономических  и 

других проблем или каких-то их аспектов. Она может быть предплановым 

решением,  а  также  конкретизировать  определенный  аспект  плана.  Для 

реализации  программно-целевого  подхода  недостаточно  сформулировать 

программу, важно организовать ее эффективное исполнение, осуществляя 

постоянный  контроль  и  мониторинг,  а  при  необходимости  —  и 

корректировку. 

К безусловным преимуществам данного подхода можно отнести, во-

первых,  ее  направленность  на  достижение  конкретных  целей, 

определенных  результатов;  во-вторых,  координированное  выполнение 

многочисленных,  взаимосвязанных  действий;  в-третьих,  ограниченную 

протяженность  во  времени.  Для  того  чтобы  обеспечить  эффективность 

такой  деятельности,  необходимо  взаимодействие  и  одновременно  четкое 

разделение  ролей  и  ответственности.  Важно  при  этом  установление 

ответственности  за  принятие  решений,  эффективное  распределение 

информации и гибкость в использовании ресурсов. 

Одной  из  основных  решаемых  проблем  является  создание  эф-

фективной  временной  системы  управления,  призванной  координированно 

функционировать  с  постоянной  —  местной  администрацией.  Такая 

временная  система  управления  должна  гарантировать  достижение 

поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, 

а  также  долгосрочную  устойчивость  полученных  результатов.  В  число 

основных критериев оценки различных вариантов исполнения программы 

входят  сроки  и  стоимость  достижения  результатов.  При  этом 

запланированные  цели  и  качество  обычно  служат  основными 

ограничениями  при  рассмотрении  и  оценке  различных  вариантов. 

Информация,  используемая  в  управлении,  обычно  не  бывает  полностью 

достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и 

при планировании, и для грамотного заключения контрактов. 


background image

Любая  программа  в  процессе  своей  подготовки  и  реализации 

проходит  различные  стадии.  Это:  1)  концептуальная  —  формулирование 

целей, 

анализ 

возможностей, 

обоснование 

осуществимости 

и 

планирование  программы;  2)  разработка  программы  —  определение 

структуры  работ  и  исполнителей,  построение  календарных  графиков 

работ,  бюджета,  разработка  проектно-сметной  документации,  переговоры 

и заключение контрактов на выполнение работ; 3) выполнение программы 

—  работы  по  реализации,  организация  и  обучение  персонала, 

финансирование  работ,  поэтапный  контроль  качества  работ  и  т.  п.;  4) 

завершение программы — приемочные испытания, опытная эксплуатация 

и  сдача  в  эксплуатацию;  5)  эксплуатационная  —  приемка  и  запуск 

программы,  расширение,  модернизация,  инновации.  В  реальности  стадии 

могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться. 

Процесс управления реализацией программы имеет весьма сложную 

структуру,  включая,  в  частности,  общее  управление  изменениями  — 

определение,  согласование,  утверждение  и  принятие  к  исполнению 

корректирующих  воздействий  и  координация  изменений,  а  также 

управление  ресурсами  —  внесение  изменений  в  состай  и  назначения 

ресурсов.  Подчас  особое  значение  приобретает  управление  целями  и 

задачами  —  корректировка  целей  и  задач  программы  по  результатам 

процессов  анализа.  В  социальной  сфере  особого  внимания  требует 

управление  качеством  — разработка  мероприятий по  устранению причин 

неудовлетворительного исполнения. 

Кроме  перечисленных  процессов  имеется  ряд  вспомогательных 

процессов,  необходимость  в  использовании  которых  сильно  зависит  от 

сущности  конкретной  программы.  В  частности,  это  планирование 

организации  —  определение,  документирование  и  назначение  ролей, 

ответственности  и  взаимоотношений  отчетности  в  организации; 

назначение  персонала  —  назначение  человеческих  ресурсов  на 

выполнение работ проекта; планирование взаимодействия — определение 


background image

потоков  информации  и  способов  взаимодействия,  необходимых  для 

участников  проекта;  идентификация  риска  —  определение  и 

документирование  событий  риска,  которые  могут  повлиять  на  проект; 

оценка  риска  —  оценка  вероятностей  наступления  событий  риска,  их 

характеристик  и  влияния  на  проект;  разработка  реагирования  — 

определение  необходимых  действий  для  предупреждения  рисков  и 

реакции на угрожающие события; планирование поставок — определение 

того,  что,  как  и  когда  должно  быть  поставлено;  подготовка  условий  — 

выработка  требований  к  поставкам  и  определение  потенциальных 

поставщиков. 

Если  программа  имеет  долгосрочный  характер,  то  она  должна 

содержать: а) технико-экономическое обоснование; б) прогноз ожидаемых 

социально-экономических 

(экологических) 

результатов 

реализации 

указанного  проекта;  в)  наименование  заказчика  указанной  программы;  г) 

сведения  о  распределении  объемов  и  источников  финансирования  по 

годам;  д)  другие  документы  и  материалы,  необходимые  для  его 

утверждения. 

Особенностями  обладают  также  подготовка  и  реализация  программ 

комплексного  социально-экономического  развития  муниципального 

образования. В современных условиях становления рыночной экономики, 

когда  отсутствует  стабильная  «среда»,  основное  внимание  необходимо 

уделять  созданию  благоприятных  условий  для  жизни  населения,  а  также 

деятельности  хозяйствующих  субъектов,  в  том  числе  юридических, 

налоговых,  организационных  и  многих  других,  стимулирующих 

сохранение  и  развитие  хозяйственной  деятельности  в  различных  формах. 

Программы  должны  носить  индикативный,  а  не  директивный  характер, 

обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их поло-

жения  в  годовых  планах,  реалистично  учитывать  возможности  му-

ниципального образования, содержать процедуры внедрения эффективных 

методик  управления.  В  программы  должны  быть  встроены  механизмы 


Смотрите также файлы