ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5197
Скачиваний: 7
определение приоритетных направлений экономического развития и
стимулирование эффективных направлений развития и форм
инвестиций, а также улучшение экологической обстановки в
муниципальном образовании;
повышение результативности бюджетного процесса;
совершенствование деятельности органов местного самоуправления.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах
совершенствования
стратегического
планирования
социально-
экономического развития муниципальных образований регионов России.
9.6. Инновационные методы развития муниципального образования
Одной из характерных черт современного управления является
инновационный тип управления, при котором в конечном продукте
постоянно увеличивается доля знаний как основного ресурса. Именно
такой тип управления сегодня является эффективным. Он позволяет в
процессе планирования, организации, мотивации и контроля максимально
быстро, при минимальном количестве затрат, достигать максимальный
экономический, управленческий и социальный эффект, обеспечивая
постоянное поступательное развитие муниципального образования и
повышение уровня и качества жизни населения. И, конечно, такое
инновационное развитие должно осуществляться в определенном
правовом пространстве. С этой целью, как заметил, выступая на V
Красноярском экономическом форуме, Д.А. Медведев, «важно
последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над
тем, что бы новые законы были адекватными состоянию российского об-
щества. А также — нашим перспективным планам. Чтобы они носили
инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию».
Инновационный тип управления характеризует ряд признаков. Это
—
сетевая организация, программно-целевой метод, стратегическое
планирование и управление, поддержка инвестиционных проектов.
Сетевая организация
характеризуется виртуальностью функ-
ционирования и развития и свидетельствует об определенном уровне
использования знаний как ресурса развития муниципального образования.
Ибо современная инновационная политика строится на идее формирования
будущего потребителя, разработке тех товаров и услуг, которые будут
нести пользу потребителю в будущем, в условиях конкуренции и
изменившегося стиля и образа жизни. Инновационное обновление
становится необходимым не только для выпускаемых товаров, технологии
производства и сервиса, но и для методов управления. Речь идет о
совершенствовании не только методов оперативного и стратегического
управления компанией, но и методов управления объединением компаний.
Одной из таких форм управления является сетевое управление.
Сетевая форма организации возникла под воздействием обо-
стряющейся необходимости в координации отдельных видов социальной
практики, роста объема и ценности социальной информации, многократно
возросшей на современном этапе общественного разделения труда, его
глобализации и интернационализации. Сетевая организация — это особого
рода реакция существующих институтов и их структур на современные
общественные процессы, их способ адаптации к вызовам.
К инновационным методам развития муниципальных образований
можно отнести также
программно-целевой подход,
который не только
является одним из наиболее распространенных современных методов
управленческой
деятельности,
но
и
прямо
предусмотрен
законодательством о местном самоуправлении. Так, ч. 1 ст. 17
Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения
вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных районов и городских округов принимают и организуют
выполнение планов и программ комплексного социально-экономического
развития муниципального образования.
Программа — это совокупность мероприятий, необходимых для
решения научно-технических, социальных, социально-экономических и
других проблем или каких-то их аспектов. Она может быть предплановым
решением, а также конкретизировать определенный аспект плана. Для
реализации программно-целевого подхода недостаточно сформулировать
программу, важно организовать ее эффективное исполнение, осуществляя
постоянный контроль и мониторинг, а при необходимости — и
корректировку.
К безусловным преимуществам данного подхода можно отнести, во-
первых, ее направленность на достижение конкретных целей,
определенных результатов; во-вторых, координированное выполнение
многочисленных, взаимосвязанных действий; в-третьих, ограниченную
протяженность во времени. Для того чтобы обеспечить эффективность
такой деятельности, необходимо взаимодействие и одновременно четкое
разделение ролей и ответственности. Важно при этом установление
ответственности за принятие решений, эффективное распределение
информации и гибкость в использовании ресурсов.
Одной из основных решаемых проблем является создание эф-
фективной временной системы управления, призванной координированно
функционировать с постоянной — местной администрацией. Такая
временная система управления должна гарантировать достижение
поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий,
а также долгосрочную устойчивость полученных результатов. В число
основных критериев оценки различных вариантов исполнения программы
входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом
запланированные цели и качество обычно служат основными
ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов.
Информация, используемая в управлении, обычно не бывает полностью
достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и
при планировании, и для грамотного заключения контрактов.
Любая программа в процессе своей подготовки и реализации
проходит различные стадии. Это: 1) концептуальная — формулирование
целей,
анализ
возможностей,
обоснование
осуществимости
и
планирование программы; 2) разработка программы — определение
структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков
работ, бюджета, разработка проектно-сметной документации, переговоры
и заключение контрактов на выполнение работ; 3) выполнение программы
— работы по реализации, организация и обучение персонала,
финансирование работ, поэтапный контроль качества работ и т. п.; 4)
завершение программы — приемочные испытания, опытная эксплуатация
и сдача в эксплуатацию; 5) эксплуатационная — приемка и запуск
программы, расширение, модернизация, инновации. В реальности стадии
могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.
Процесс управления реализацией программы имеет весьма сложную
структуру, включая, в частности, общее управление изменениями —
определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению
корректирующих воздействий и координация изменений, а также
управление ресурсами — внесение изменений в состай и назначения
ресурсов. Подчас особое значение приобретает управление целями и
задачами — корректировка целей и задач программы по результатам
процессов анализа. В социальной сфере особого внимания требует
управление качеством — разработка мероприятий по устранению причин
неудовлетворительного исполнения.
Кроме перечисленных процессов имеется ряд вспомогательных
процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от
сущности конкретной программы. В частности, это планирование
организации — определение, документирование и назначение ролей,
ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;
назначение персонала — назначение человеческих ресурсов на
выполнение работ проекта; планирование взаимодействия — определение
потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для
участников проекта; идентификация риска — определение и
документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;
оценка риска — оценка вероятностей наступления событий риска, их
характеристик и влияния на проект; разработка реагирования —
определение необходимых действий для предупреждения рисков и
реакции на угрожающие события; планирование поставок — определение
того, что, как и когда должно быть поставлено; подготовка условий —
выработка требований к поставкам и определение потенциальных
поставщиков.
Если программа имеет долгосрочный характер, то она должна
содержать: а) технико-экономическое обоснование; б) прогноз ожидаемых
социально-экономических
(экологических)
результатов
реализации
указанного проекта; в) наименование заказчика указанной программы; г)
сведения о распределении объемов и источников финансирования по
годам; д) другие документы и материалы, необходимые для его
утверждения.
Особенностями обладают также подготовка и реализация программ
комплексного социально-экономического развития муниципального
образования. В современных условиях становления рыночной экономики,
когда отсутствует стабильная «среда», основное внимание необходимо
уделять созданию благоприятных условий для жизни населения, а также
деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе юридических,
налоговых, организационных и многих других, стимулирующих
сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Программы должны носить индикативный, а не директивный характер,
обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их поло-
жения в годовых планах, реалистично учитывать возможности му-
ниципального образования, содержать процедуры внедрения эффективных
методик управления. В программы должны быть встроены механизмы