ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5203
Скачиваний: 7
обратной связи, дающие возможность на основе анализа хода выполнения
программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при
текущем планировании.
Основная идея комплексного планирования состоит в том, что все
текущее планирование, прежде всего бюджетное, производится в
соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-
экономического развития муниципального образования, определенными
комплексными среднесрочными программами. Комплексные программы
социально-экономического
развития
являются
основой
для
перспективного и текущего финансового планирования. Вместе с тем в
комплексные
программы
включаются
элементы
стратегического
планирования, которые представляют долгосрочное видение развития
муниципального образования. В них консолидируется представление о
целях и приоритетах развития муниципального образования и
закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в
дальнейшем.
Своеобразие российского муниципального программирования
состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные
институциональные преобразования на муниципальном уровне полностью
еще не состоялись. Не созданы полная правовая и организационная среда;
экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества,
жилья; не отрегулированы финансовобюджетные отношения и т. д. Слабы
традиции решения проблем развития в рамках всего сообщества, нет
технологий привлечения к этой работе населения и предпринимательского
сектора.
Разработка программ комплексного социально-экономического
развития муниципального образования как сложный многоплановый
процесс требует также определенного уровня подготовки исполнителей,
умения грамотно поставить задачи, комплексно мыслить при принятии
решений.
Для
разработки
такой
программы
целесообразно
воспользоваться следующим алгоритмом;
подготовка краткой аналитической информации об опыте разработки
и реализации аналогичных программ;
оценка ресурсного и социально-экономического потенциала;
выявление проблем развития муниципального образования;
разработка системы приоритетов по решению выявленных проблем;
разработка экстраполяционного прогноза, основанного на учете
тенденций социально-экономического развития муниципального
образования;
разработка концепции и стратегических направлений развития,
муниципального образования;
вариативная разработка программы в соответствии с выбранными
приоритетами и стратегическими направлениями, определяющими
конкретные задачи на перспективу;
разработка комплекса программных мероприятий по достижению
целей и задач программы;
разработка инвестиционных проектов, бизнес-планов по отдельным
мероприятиям программы;
разработка механизма реализации программы;
определение ресурсного обеспечения программы;
распределение функций по реализации программы;
прогнозная оценка эффективности программы.
Подготовка программы также предполагает создание организа-
ционных структур с определением форм участия органов местного
самоуправления, населения и других лиц, предприятий, учреждений и
других организаций. В местной администрации создается рабочая группа
по подготовке программы, в состав которой могут включаться
представители органов государственной власти, предпринимательского
сектора, некоммерческих, общественных, научно-исследовательских
организаций. К работе над программой подключается население, ход
работы над программой освещается в средствах массовой информации,
проводятся публичные слушания.
Важное значение имеет информационное обеспечение. Мониторинг
реализации программы является необходимым условием ее успешного
выполнения. Целесообразно ежеквартально или даже чаще анализировать
ход реализации программы, воплощения инвестиционных проектов,
выделения и расходования финансовых ресурсов, направленных на
выполнение программы, с целью внесения необходимых корректив в
процесс реализации программы и осуществления контроля за
деятельностью ответственных исполнителей. Программа социально-
экономического развития обычно включает действия, которые можно не
только наблюдать, но и «измерять», т. е. оценивать, опираясь на вполне
объективные параметры. Как правило, в зависимости от стадий реализации
программы используют такие типы оценок, как:
1)
предварительная
— оценка программы до начала ее реализации с
целью выяснения ее качества, необходимости для муниципального
образования;
2)
промежуточная
— оценка на стадии реализации программы с целью
ее корректировки для повышения эффективности и успешного
завершения;
3)
обобщающая —
оценка после завершения выполнения программы с
целью выявления ее результативности и эффективности, причин
допущенных ошибок и неудач, а также принятия адекватных
управленческих решений.
Важно использовать оценки и по их целевому назначению: а) оценка
потребности — оценка социально-экономических условий, определивших
необходимость реализации программы; б) оценка процесса разработки —
анализ качества программы (состава и компетентности разработчиков,
логической схемы, содержания и ресурсной обеспеченности); в) оценка
результативности — экспертиза организационного процесса выполнения
программы, причин отклонений от намеченных изначально целей в
процессе ее реализации; г) оценка эффективности — сопоставление
результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами;
д) оценка влияния — оценка воздействия выполнения программы на
социально- экономическое развитие, на изменение качества жизни
населения.
Для того чтобы обеспечить успешное выполнение программы, как
правило, основные усилия концентрируют на следующих пяти ключевых
элементах:
1.
Планирование и партнерство: создание стратегии, выявление
местных лидеров и согласование интересов.
2.
Создание
делового
климата
—
разработка
адекватных
регулирующих норм и процедур ведения бизнеса на данной
территории.
3.
Развитие инфраструктуры: гарантии доступности земельных
участков;
обеспечение
электроэнергией,
дорогами;
профессиональное обучение кадров для бизнеса; организация досуга
и др.
4.
Поддержка фирм и индивидуальных предпринимателей — создание
благоприятной среды для деятельности местных предпринимателей,
что во многом зависит от развитости системы сбора и
распространения информации о муниципальном образовании.
5.
Привлечение инвесторов: изучение конкурентных преимуществ
муниципального образования, развитие мощной информационной
базы по местным экономическим ресурсам, привлечение целевых
инвестиций и поощрение создания новых рабочих мест.
Одной из наиболее сложных задач является привлечение населения
муниципального образования к ее разработке и реализации. Требуется
кропотливая длительная работа, традиции которой в современной России
пока практически отсутствуют. Вместе с тем п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» устанавливает обязательность проведения публичных
слушаний для обсуждения проектов планов и программ развития
муниципального образования. Это позволяет в полной мере использовать
его интеллектуальный и организационный потенциал, а включение в
процесс разработки и реализации программы населения обеспечивает ее
легитимность, устойчивость во времени и независимость от смены
должностных лиц в органах власти.
В наиболее полном и законченном виде программа комплексного
социально-экономического развития муниципального образования состоит
из четырех частей:
во-первых,
анализа социально-экономической ситуации
в муниципальном образовании;
во-вторых,
обобщения основных проблем
и возможностей развития муниципального образования, а также
формулировки основных направлений необходимых преобразований;
в-
третьих,
свода мероприятий, разработанных в соответствии с
выбранными направлениями преобразований и конкретизирующих
сформулированные задачи, а также определяющих действия по их
решению;
в-четвертых,
порядка реализации включенных в программы
мероприятий, примерного графика их выполнения, процедур контроля,
оценки хода реализации программы, механизма обратной связи,
позволяющей уточнять задачи и рекомендации в ходе текущего
планирования. В приложении к комплексной программе содержатся
проекты нормативных документов, создающие правовое поле для
проведения программных мероприятий.
Еще одной характеристикой инновационного подхода к развитию
муниципального образования является использование стратегического
планирования и управления. Для того чтобы добиться качественного
повышения управленческой деятельности, необходимо наряду с решением
оперативных, тактических задач разработать стратегию развития